Новый шеф Пермского театра оперы и балета о своих грандиозных планах
Имена:
Теодор Курентзис · Филипп Химмельман
© ИТАР-ТАСС
Теодор Курентзис
На зимнем Баден-Баденском фестивале заканчивается пребывание Теодора Курентзиса, полностью посвященное Моцарту (опера «Так поступают все женщины» и Реквием). В перерыве между репетициями с хором и ансамблем Balthasar-Neumann, задействованными в этом проекте, дирижер ответил на вопросы ЕКАТЕРИНЫ БИРЮКОВОЙ.
— Хор и ансамбль Balthasar-Neumann — барочники, они же и так знают, как старую музыку надо исполнять. Работая с ними, ты не чувствуешь противодействия — «не учи ученого»?
— Наоборот, подходят после каждой репетиции, говорят спасибо за то, что так много новой информации получили. То, что я делаю сейчас с ними в Моцарте, — это информация уже следующего поколения. Не только для России, но и для Европы. Им это надо. И у них потрясающий энтузиазм, потому что они видят вещи, которых раньше не видели. Так детально никто не работает.
— То есть это другое отношение, чем, скажем, в оркестре Парижской оперы?— Не сравнить. Это люди, которые говорят со мной на общем языке. Просто развитие фантазии и слуха не имеет предела. Скажем так, у нас есть общий язык, и мы стараемся сделать из него поэзию. Это занимает много времени. Я сижу с ними над каждой нотой, чтобы построить правильную артикуляцию, найти правильную ассоциацию.
У нас с ними очень много проектов намечено, у нас взаимная любовь. Есть предложение «Страсти по Матфею» вместе с моей
Musica Аeterna делать. Два оркестра, два хора.
— Тогда давай про твой оркестр поговорим, про его пермское будущее.
— Все переезжают из Новосибирска в Пермь.
— А у кого семьи?— Все равно.
— Им дают жилье?— Да.
Читать текст полностью
© Courtesy Festspielhaus Baden-Baden
Сцена из оперы «Так поступают все женщины»
— Но это человек тридцать. А из кого будет состоять новый большой оркестр?
— Из Москвы и Санкт-Петербурга приедут. Большинство тех музыкантов в России, которые нас интересуют, к нам присоединяются. И из Франции, Германии, Голландии тоже приезжают жить в Перми. Девять человек приезжают из Европы, которые нас любят очень.
— Духовики?
— Большинство — да.
— А что будет с тем оркестром, который уже есть в Перми? Ты с ним встречался?
— Нет, но скоро я буду делать с ними программу, и я собираюсь с ними постоянно работать, чтобы поднять качество.
— Как будет функционировать новый оркестр?
— Смотри, каждые 20 дней мы делаем с ними один концерт или оперу в концертном исполнении. Остальное время — репетиции. Чтобы достичь удивительного качества. И два концерта в месяц камерные, где оркестранты обязаны играть, чтобы все развивались как солисты. Внутри оркестра должны быть подразделения — для современной, барочной и ренессансной музыки.
— Какие для этого есть площадки в городе?
— У нас три точки. Во-первых, сцена Оперного театра. Еще мы будем делать концерты в фойе — там оно очень красивое. И органный зал Филармонии.
© Courtesy Festspielhaus Baden-Baden
Сцена из оперы «Так поступают все женщины»
— Когда этот новый большой оркестр будет в сборе?
— В сентябре. Уже будет бетховенский состав — это около шестидесяти человек. А в декабре еще больше. И еще будет очень много хороших дирижеров, которые даже в Москве не работают.
Сам театр постепенно переводим в формат stagione. Три постановки в год. Часть театра пока продолжает работать в репертуарном режиме. Но спектакли ставим блоками — три дня подряд один спектакль, чтобы все отрепетировать. Не будет такого, чтобы каждый день новый спектакль. Скажем, три «Онегина», потом один день перерыв, потом три дня другое название.
— А хватит публики в Перми на три вечера подряд с одним названием?
— Хватит. Потому что не будет рутины, мы будем хороших певцов на каждый спектакль привозить. Я перевожу туда всех моих певцов.
— То есть, скажем, Вероника Джиоева тоже уходит из Новосибирска в Пермь?
— Ну конечно. Вся моя команда, которую я туда привез, уходит.
— А тогда что происходит с местной оперной труппой? Она распускается?
— Почему? Я намерен заниматься с местными певцами. И вырастить их. Это моя работа в принципе. Ими просто никто не занимался.
— Уже какие-то запланированы премьеры?
— «Так поступают все женщины» в сентябре — из Баден-Бадена. Но будет другой каст, очень мощный — Кермес будет петь, Джиоева, Малена Эрман. Потом мы делаем оперу Курляндского «Носферату», где режиссер будет Теодор Терзопулос и инсталлятор Янис Кунелис. Это первый раз Кунелис в опере, об этом бы мечтал любой оперный театр мира! И потом, у меня переговоры с Черняковым, но пока не могу сказать название. А следующий год — «Свадьба Фигаро» с тем же Филиппом Химмельманом, который поставил «Так поступают все женщины». Еще намечена копродукция с театром Real (Жерар Мортье, который руководит сейчас мадридским театром, уже делал совместную постановку с Новосибирском, над которой тогда работали Курентзис и Черняков. — OS). Планы очень большие.
© Courtesy Festspielhaus Baden-Baden
Сцена из оперы «Так поступают все женщины»
— Сколько ты будешь проводить времени в Перми?
— Много.
— У тебя же есть еще западные проекты…
— Есть. Что интересно, оставлю; другое отменяю, чтобы быть в Перми.
— С Большим театром какие у тебя перспективы?
— «Воццек» и «Утраченные иллюзии» Десятникова. И всё.
— Каково будущее Дягилевского фестиваля, который много лет существует вокруг Пермского театра и является одним из самых серьезных и масштабных в России?
— Следующий фестиваль я возьму в свои руки. Есть идея, чтобы Анатолий Васильев был главным лицом следующего фестиваля.
— На какой срок подписан твой контракт с Пермью?
{-tsr-}— На пять лет. Если бы этого не случилось, я все равно бы забрал из Новосибирска Musica Aeterna. Были предложения перевести оркестр в Европу. Но из-за того, что я люблю Россию, я считаю, что нужно продолжать эту работу.
Мы, конечно, хотим сделать абонемент в Москве и Петербурге, чтобы можно было показывать, что мы сделали. Но в идеале нужно, чтобы люди приезжали нас послушать в Пермь. Есть недорогие билеты. Один час с небольшим лететь — чтобы послушать настоящую музыку, с деталями, с качеством. То, что невозможно услышать в Москве и Петербурге.
Да, пермякам какое-то время будут все завидовать, но слишком обольщаться не стоит. Рекомендую к чтению старые интервью Курентзиса о работе с Новосибирским оперным: постарайтесь найти 10 отличий.