И был бы спектакль скучнейшей историей, если бы не слаженный и богато звучащий оркестр, в котором все бурлит как надо.

Оцените материал

Просмотров: 17879

«Катя Кабанова» в Михайловском театре

Екатерина Бирюкова · 22/12/2010
Постановку нельзя принимать всерьез, но в музыкальном отношении театр растет на глазах

Имена:  Дмитрий Попов · Леош Яначек · Нильс-Петер Рудольф · Петер Феранец · Софья Файнберг · Татьяна Рягузова · Фолкер Хинтермайер

©  Николай Круссер / Предоставлено Михайловским театром

Сцена из оперы «Катя Кабанова»

Сцена из оперы «Катя Кабанова»

Сложно найти более связанного с русской культурой европейского композитора, чем чех Леош Яначек. Две из девяти его опер написаны по важным русским текстам: «Катя Кабанова» – по Островскому, «Из мертвого дома» – по Достоевскому. Есть еще две неоконченные оперы по Толстому – «Анна Каренина» и «Живой труп» – и Первый струнный квартет, навеянный его «Крейцеровой сонатой».

Но, возможно, именно какой-то плохо осознаваемой ревностью можно объяснить тот факт, что популярная во всем мире, красивая, эмоциональная, но и опасно близкая музыка одного из главных оперных композиторов первой половины ХХ века Яначека в России вот уже сто лет остается почти неоткрытым материком, а чешский язык – чем-то очень диким и непривычным для оперной публики. Оперы Яначека «Енуфа» и «Средство Макропулоса», поставленные в последнее время в Мариинке, причисляются к новым просветительским победам Гергиева. Вот и название новой постановки в соседнем Михайловском театре – «Катя Кабанова» – выглядит чуть ли не рискованной репертуарной вольностью, этакой причудой главного дирижера театра, словака Петера Феранца.

©  Стас Левшин/ Предоставлено Михайловским театром

Сцена из оперы «Катя Кабанова»

Сцена из оперы «Катя Кабанова»

Ажиотажа в театре на Площади искусств, где вообще-то уже завелась своя, нарядная и благодарная, публика, не наблюдается. Между тем событие-то оказалось очень приятное – правда, не во всех отношениях, а только в музыкальном. Но для театра, то рывками, то планомерной работой вырывающегося из многолетней трясины, достигнутое музыкальное качество очень серьезный рубеж.

В конце концов, адекватную постановочную команду, как новый наряд, можно по-быстрому прикупить – главное, чтобы был советчик со вкусом. А оркестр и голоса нужно долго выращивать, как газон.

В данном случае «покупка» явно не задалась. Постановку, осуществленную пожилым и уважаемым немецким режиссером Нильсом-Петером Рудольфом вместе со сценографом Фолкером Хинтермайером, нельзя рассматривать всерьез. Не меняющаяся весь спектакль темная-темная комната с людьми в темных-темных костюмах рисует темное-темное царство Кабанихи, лучами света в котором являются несколько электрических полосок и белая ночная рубашка Катерины, в которую она наряжается, чтобы броситься в Волгу.

©  Николай Круссер / Предоставлено Михайловским театром

Сцена из оперы «Катя Кабанова»

Сцена из оперы «Катя Кабанова»

Несмотря на грозу, сверкающую на заднике в кульминационный момент, и очень зябкие костюмы всех действующих лиц, на протяжении всего спектакля из-под колосников непрерывно и утомительно сыплет снег, будто иллюстрируя телевизионные репортажи о неразрешимых снегоуборочных проблемах в северной столице.

Кабаниха не страшна, просто немножко из ума выжила. Любовь или хотя бы животная страсть что-то совсем не чувствуются – похоже, режиссер и сам в них не верит. Придуманные им похоронные процессии на заднем плане, иногда разнообразящие наскучившую картинку, выглядят деловито и умозрительно.

©  Стас Левшин/ Предоставлено Михайловским театром

Сцена из оперы «Катя Кабанова»

Сцена из оперы «Катя Кабанова»

И был бы спектакль скучнейшей историей, если бы не слаженный и богато звучащий оркестр, в котором все бурлит как надо. Маэстро Феранец явно понимает и любит музыку Яначека и сумел заразить этим свою труппу. Удивительно достойный и ровный вокальный уровень достигнут собственными силами, без привлечения приглашенных звезд (на которые тут периодически тоже делается ставка, и далеко не всегда успешно). Все солисты или свои, или постоянно работающие с театром, как, например, великолепный украинский тенор Дмитрий Попов, исполнивший роль Катерининого совратителя Бориса. Саму Катерину, партия которой – настоящий кладезь лирических откровений для сопрано, уверенно поет Татьяна Рягузова. Ей не уступает Софья Файнберг в роли Вари. И говорят, что это только один из равноценных составов в театре. Чудеса, да и только.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • tridi· 2010-12-24 10:03:51
    //Постановку нельзя принимать всерьез...//
    Ув. Екатерина Бирюкова - подобные фразы, на мой взгляд могут резать ухо)
    Лучше:
    -Постановку, на мой взгляд, нельзя принимать всерьез...
    Но и это - не лучший вариант)
    Может быть лучше попробовать так?:
    -Сегодня я что-то не в духе и не могу принимать всерьез любые оперные постановки, особенно пожилых опытных иностранных режиссеров)))
  • tridi· 2010-12-24 10:17:44
    -Рецензию многоопытной и уже набившей оскомину Екатерины Бирюковой не могу воспринимать всерьез...

    Нет, лучше по-другому:
    -Рецензия ЕБ, несмотря на особый стиль изложения, очень меня порадовала...(далее - по-существу...)

    Ув. Екатерина, не обижайтесь, пожалуйста - всему виной предпраздничное настроение))
Все новости ›