Мне кажется, что своим присутствием я могу кому-то что-то доказать.

Оцените материал

Просмотров: 27326

Почему я живу в России?

05/01/2011
Ответ композитора Дмитрия Курляндского

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Дмитрий Курляндский

Дмитрий Курляндский

Для музыкантов вопрос, вынесенный в название, актуальнее, чем для представителей любых других творческих профессий. И отсутствие «железного занавеса» его только обостряет. Неразвитой отечественный рынок классической музыки и по-прежнему котирующееся российское музыкальное образование породили целую когорту певцов, инструменталистов, композиторов, которые работают в основном там, но чемоданы перепаковывают все-таки здесь. OPENSPACE.RU выясняет причины такого поведения у представителей разных музыкальных специальностей. Первым отвечает композитор Дмитрий Курляндский.


У академического композитора есть несколько способов прокормить себя – прикладная музыка, преподавание и собственно композиция.

Самая удаленная точка приложения, как ни странно, это музыка для театра, кино, телевидения. Образовательный ценз здесь настолько низок, что зачастую приходится конкурировать с людьми, консерваторий не кончавшими. Чаще всего безуспешно – еще на предварительном, отборочном этапе. В прикладной музыке нужны не творцы, а исполнители. Композиторов, успешно совмещающих академическую музыку с активной прикладной деятельностью, довольно мало: как правило, одно идет в ущерб другому.

В России в последнее время вообще крайне редко можно услышать приличную музыку в кино или по телевидению. Будь то фильм по Достоевскому или по Марининой. Отсутствие музыкальной культуры заметно снижает и планку нашего кинематографа. Одно тянет за собой другое. И не все кинематографисты отдают себе в этом отчет. Сам я несколько раз работал в кино («Натурщица», «Обреченные на войну») и в театре («Барабаны в ночи» в Et Cetera). Не без интереса. Но и не скажу, что доволен результатом. Это совсем особенная деятельность, которая отнимает много сил и времени, при этом очень далекая от свободной композиции. Так что если и браться за нее, то только в случае, если тебе по-настоящему интересен сам фильм или спектакль. А такое крайне редко случается...

Преподавание. В Европе это самый распространенный способ заработка для композитора. Каждая провинциальная консерватория надеется заполучить себе профессора, имеющего солидный международный авторитет. Чем известнее композитор, тем больше шансов, что в консерваторию потянутся студенты со всего мира, активизируется и разнообразится концертная жизнь.

Однако в России преподавательский состав укомплектован десятилетия назад, а это значит, что в первую очередь ценится не реальная профессиональная состоятельность, а соответствие определенным эстетическим ориентирам, выработанным в эпоху, когда за правильную музыку получали квартиры, а за неправильную – отправляли в пожизненную «фольклорную экспедицию» (вспомнить хотя бы Мосолова). Система давно лопнула, а ориентиры продолжают передаваться по наследству.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:52

  • bf· 2011-01-05 15:51:51
    по-моему, ответ неубедительный
  • kontrakadenz· 2011-01-05 15:56:12
    но у меня нет другого ответа)
  • bf· 2011-01-05 17:19:02
    я понимаю :)

    просто из твоего ответа следует скорее нечто непроговоренное – напр., "я тут привык" или "мне не хочется в неизвестность" или, допустим, разные личные вещи – нежели реальные аргументы в пользу того, чтобы не уезжать
  • UncleBob· 2011-01-05 18:08:33
    Вполне убедительно. И любопытно. Интересно, что почти совершенно так же описывают условия своей жизни "академические" композиторы в любой стране.
  • sergei-zagny· 2011-01-05 18:17:27
    "Однако в России преподавательский состав укомплектован десятилетия назад, а это значит, что в первую очередь ценится не реальная профессиональная состоятельность, а соответствие определенным эстетическим ориентирам" -- OK. Many thanks! (This message has been sent automatically. No reply needed.)
  • sergei-zagny· 2011-01-05 18:49:16
    "Однако в России преподавательский состав укомплектован десятилетия назад, а это значит, что в первую очередь ценится не реальная профессиональная состоятельность, а соответствие определенным эстетическим ориентирам." Spasibo, Dmitri. You are welcome!
  • pv· 2011-01-05 19:09:09
    резюме: "я остался в России, потому что люблю Хармса"... я долго думал... думал... думал... но стал незаметно совсем маленьким пред такой интегральной формулой, можно сказать, "обнулился" и - растворился, наконец, в бескрайних просторах этой фантасмагорической страны, без всякой надежды встретиться к.-н. с Хармсом, Введенским, Хлебниковым... обретя долгожданный покой и волю.

    текст, действительно, суховатый - будто какие-то "органы" попросили биографию изобразить для включения её в отчет о проделанной ими работе за неопределенный период... и как-то печально всё это написалось (читалось)
  • kontrakadenz· 2011-01-05 19:38:45
    to sergei-zagny - error. try again. в первоначальном варианте был еще пассаж про исключения, в котором, в частности, упоминался факт выгона из мгк антона сафронова. в итоге решили отказаться. негатив перевесил.

    to pv - дык веселого мало вообще-то...
  • kontrakadenz· 2011-01-05 19:56:28
    to bf - боря, скорее меня не очень убеждают аргументы в пользу того, чтобы уезжать... если моей карьере требуется выезд - грош ей цена. все-таки мне нужен всего лишь стол, а не адронный коллайдер. вот если бы я писал электронику - не раздумывая уехал бы. а ехать, чтобы заменить одни бытейские проблемы на другие - не вижу особого смысла. да и слишком просто это.
  • il-cembalista· 2011-01-05 20:45:31
    Отличная последняя реплика, браво! ) Точный и эмоциональный ответ на поставленный вопрос! И сколько точных формулировок - и про "карьеру и выезд", и про "бытовые проблемы"... Здорово!
  • bf· 2011-01-05 20:46:40
    Мить, ну вот так бы сразу и написал :)

    (Кстати, я тут не приводил никаких аргументов в пользу того,чтобы уезжать.)
  • ewelec· 2011-01-05 21:21:51
    Дмитрий, а вот бы еще и про родителей полслова...
  • sergei-zagny· 2011-01-06 01:44:23
    "Однако в России преподавательский состав укомплектован десятилетия назад, а это значит, что в первую очередь ценится не реальная профессиональная состоятельность, а соответствие определенным эстетическим ориентирам, выработанным в эпоху, когда за правильную музыку получали квартиры..." Spasibo, Dmitri. You are SO welcome! This is real great, man!
  • sergei-zagny· 2011-01-06 01:44:55
    "Однако в России преподавательский состав укомплектован десятилетия назад, а это значит, что в первую очередь ценится не реальная профессиональная состоятельность, а соответствие определенным эстетическим ориентирам, выработанным в эпоху, когда за правильную музыку получали квартиры..." Spasibo, Dmitri. You are SO welcome! This is real great, man!
  • bf· 2011-01-06 14:59:14
    Сережа, а разве тебе в МГК дают преподавать композицию?
  • andreyborisov· 2011-01-06 23:54:08
    Господи, как скучно читать.
    Конечно, у нас мало ансамблей современной музыки. И причина именно в этой "современной музыке", частью которой является автор данной статьи. Исполнители бегут от подобной музыки как от огня, приходится создавать специальные ансамбли. Особенные, типа.
  • bf· 2011-01-07 01:17:31
    Господи, как смешно видеть полное отсутствие логики.
  • pv· 2011-01-07 11:10:08
    уважаемый тов.Борисов, тут, вообще-то, об академической музыке современные композиторы кое-что "соображают", а вам - в современную музыку: как выскочите отсюда, первая дверь налево http://www.openspace.ru/music_modern/projects/164/details/19709/
  • pv· 2011-01-07 11:13:00
    там весело ((((((((((((((((((((((
  • prostipoma· 2011-01-09 03:08:37
    Автор скромно умолчал о шансах получения бессрочного вид на жительство в должности свободного художника.
  • n-voice· 2011-01-10 16:19:33
    Шансы - говорю, исходя из собственного опыта - очень хорошие. И, кстати, стипендий и резиденций очень много дается вне зависимости от места жительства, можно и в Москве на них подавать. я думаю, речь в статье немножко о другом: делаем ли мы что-то в России или плюем и уезжаем, как это многие уже сделали до нас.
  • pbrdn· 2011-01-11 17:56:34
    Сергей, так ты же уехал :-), вроде? Или ты не плюнул и не уехал, то есть возвратился, что ли :-)?
  • n-voice· 2011-01-11 21:00:23
    Ну, я в каком-то смысле вернулся, хотя, как я заметил, не всем это нравится))))

    В том году было 6 концертов плюс 2 лекции в РФ (из 36 всего по миру, не считая театральных проектов)

    в этом планируется пара проектов тоже. Плюс членство в жюри "Золотой маски", в музыкальном жюри которое просто обязывает меня присутствовать в родном городе))

    Я очень люблю Берлин, здесь близкие мне люди, мало фашистов, есть о чем поговорить с коллегами, и что послушать, дешево, чтистый воздух и в метро не толкаются. Но и Москву покидать тоже не собираюсь.

    И я думаю (возвращаясь к теме статьи) , что подобная модель будет все более и более распространенной. Если мне позволят быть Кассандрой, ни один из тех, кто в 2005 году планировал здесь культурную революцию (включая Митю) в России не останется, но работать на Родине, пока это возможно, будут все.
  • pbrdn· 2011-01-11 21:09:30
    "Если мне позволят быть Кассандрой, ни один из тех, кто в 2005 году планировал здесь культурную революцию (включая Митю) в России не останется, но работать на Родине, пока это возможно, будут все."

    Трудно не согласиться. Только если не будет культурной революции, то где работать? Ну ты в жюри, в театре по знакомству, а другие что?
  • kontrakadenz· 2011-01-11 21:15:20
    Олег, Сережа в жюри и в театре - потому что хороший композитор в первую очередь.
  • pbrdn· 2011-01-11 21:27:27
    Митя, кто спорит :-). Только он в жюри не по этой причине. А потому что в тусовку попал.
  • kontrakadenz· 2011-01-11 21:30:46
    а в тусовку попал как?
  • pbrdn· 2011-01-11 21:32:05
    Не знаю и знать не хочу.
  • kontrakadenz· 2011-01-11 21:37:24
    а можешь допустить, что благодаря музыке?
  • pbrdn· 2011-01-11 21:38:49
    конечно могу допустить :-). но только этот факт не определяющий. так в нашей стране сейчас, к сожалению.
  • n-voice· 2011-01-11 21:43:34
    Олег, в жюри меня пригласил его председатель Петя Поспелов. С которым у меня, вообще-то, много эстетических разногласий (при безусловном взаимном уважении) Я думаю, лучше всего у него и спросить, как я туда попал.)

    Что касается того, что "негде работать" - ну так это и есть та ситуация, которую Митя описывает, и которую мы пытаемся все вместе преодолеть (и ты тоже). Или?
  • kontrakadenz· 2011-01-11 21:48:14
    в той "тусовке" о которой ты сам упомянул - определяющий.
  • pbrdn· 2011-01-11 21:54:45
    Сергей, как пытаетесь преодолеть? Ты что-нибудь сделал не для себя, сразу прошу прощения за такой наезд :-)? Я только читаю как вы друг друга хвалите, какие вы замечательные и как вас здесь не воспринимают. Но это только само-PR. Если вы что-то устраиваете, то только через призму собственной тусовки. Разве не так? Но это не сделает культурной революции, потому что никому не нравится находиться в роли наблюдателей. А большинство композиторов находятся в этой роли.
  • pbrdn· 2011-01-11 21:59:59
    Что касается членства Невского в жюри, то это можно только приветствовать, потому что с музыкантским кругозором и композиторским опытом Сергея он сможет, надеюсь, повлиять на отбор более достойных работ в области музыкального театра, чем это происходило в предыдущие годы. Могу только пожелать удачи в этом начинании.
  • kontrakadenz· 2011-01-11 22:15:16
    Олег, неужели ты здесь ждешь отчета о проделанной работе? напомню тогда, что возвращение сережино начиналось с трех лет активной (и безвозмездной) помощи Трибуне... вообще как-то мало приятен этот базар, честное слово...
  • pbrdn· 2011-01-11 22:27:09
    митя, какой базар? что вы так каждый раз расстраиваетесь? у меня такое впечатление сложилось. и что, значит это уже базар? зачем так близко воспринимать, ошибочные, может быть, мнения? читал я Трибуну, как раз это подтверждает ранее сказанное мной.
  • pv· 2011-01-11 22:37:16
    ну почему, заглянуть за кулисы театра реальной жизни иногда полезно и всегда - любопытно... только вот непонятно: Стравинский, положим, не стремился на родину, по многим причинам, и, думается, главным образом оттого, что слушать тут ЕМУ было некого (Пркофьева он и без того знал, а к Шостаковичу относился приблизительно так, как последний к Рахманинову)... т.е. действительно ценящий себя творец - в данном случае, композитор - берет, как правило, решительно ноги в руки (вместе с партитурами) и едет туда, где ему вольно писать то, что он действительно хочет, без оглядки на всевозможные малодушные "обстоятельства"
  • pbrdn· 2011-01-11 23:41:00
    Интересная выдержка из статьи на этом портале Глеба Павловского (http://www.openspace.ru/society/russia/details/18798/page4/):

    "Я считаю, что у нас никакого хода нет, если мы сохраним эти несколько корпораций, которые не просто применяют силу и приватизировали ее, а продают свои услуги, в том числе в политических целях. Я думаю, в ближайшее время мы столкнемся с их прямой активностью. Я уверен в этом. Я уверен, что в ближайшее время вы увидите то, что даже и не предполагали увидеть. Я думаю, что по мере приближения к 2012 году нас ждут и убийства, и крайне жестокие проявления насилия, в том числе и со стороны преступных кадров, которые содержатся в силовых структурах. Сами они не смогут с этим справиться, значит, нам придется им помочь справиться с этим. Либо можно отойти и уехать, эта возможность остается. А как иначе? Я вот не согласен жить с людоедами в одной комнате, а у нас в аппарате людоеды. У нас есть людоеды, причем в случае либерализации эти людоеды, сперва скормив вам самых безопасных из своего окружения, окажутся министрами, и дальнейшее даже не хочется себе представлять. Я ведь это тоже видел, поэтому надо их остановить. А что, их нельзя остановить?"
  • n-voice· 2011-01-12 16:55:00
    отвечаю только по поводу жюри. На отбор члены жюри не влияют, этим занимаются эксперты, если я не ошибаюсь. Мы оцениваем отобранное. PV: в Росиии много есть кого слушать.
  • pv· 2011-01-12 18:42:55
    может в Москве? но только не в СПб - у нас тут как-то почти всё очень кисловато, консервно, музейно... а если что-то из талантливого молодого - от 30 до 50, как это у нас заведено считать - и звучит, то КРАЙНЕ редко (((
  • pbrdn· 2011-01-12 20:20:09
    по поводу жюри. жаль, что не влияют на отбор, потому что выбирают отстой по музыкальному театру. или ничего лучше просто не ставится в стране? так, скорее всего, и есть.

    в прошлом году слушал выбранные сочинения, получившие Маску, одно из них по Солженицыну... Такой отстой надо было еще поискать.
  • bf· 2011-01-12 20:51:18
    <<<одно из них по Солженицыну...

    Начальство плохую оперу написало, угу :)
  • pbrdn· 2011-01-12 20:52:33
    боря, а тебе как эта опера?
  • bf· 2011-01-12 21:19:16
    Я не слышал и не видел.
  • mcme· 2011-01-14 00:19:59
    для pbrdn
    "Сергей, как пытаетесь преодолеть? Ты что-нибудь сделал не для себя, сразу прошу прощения за такой наезд :-)?"
    Олег, наш МАСМ очень благодарен Сереже Нескому (и нескольким другим композиторам) за ту помощь, которую он оказывал и оказывает нам - без них наша жизнь была бы намного скучнее. Особенно ценно то, что они ничего не требуют взамен!
  • pbrdn· 2011-01-14 22:08:29
    Уважаемая Виктория, спасибо Вам за информацию по поводу неоценимой помощи Вашему ансамблю, которую оказывает Сергей Невский.

    Уважаемая Виктория здесь мне не хотелось бы расшифровывать то, что Вы имеете ввиду, когда пишите "Особенно ценно то, что они ничего не требуют взамен!". Намек понят.

    P.S. Раз уж Вы нашли время написать сюда, то, может быть, сообщите все-таки состав МАСМ, который поедет в Екатеринбург в апреле. Поверьте, это очень важный вопрос для меня, на который, к сожалению, Вы не захотели ответить.

    С уважением,
    Олег
  • pbrdn· 2011-01-14 22:16:29
    "Вонизма" некоторых людей остается уже до гробой доски, к сожалению.
  • asmk· 2011-01-20 15:38:39
    Отличная статья, только с беспросветной печалью...
  • tridi· 2011-01-20 18:35:53
    Комментарии на ветке читаю с большим удовольствием).
    Музыки "великих" и "всемирно признанных композиторов"- отечественных "сподвижников", здесь присутствующих - не слышал (честно говоря, и желания особого не испытываю слушать современный "сетевой авангардизм"), поэтому объективно могу сказать, что pv - её, "современную" музыку - точно не пишет, либо пишет, но никому об этом ничего не говорит)). Остальные, судя по качеству мыслей в комментариях и способах их изложения - мало интересны с точки зрения творчества и довольно скучны - здесь я полностью согласен с andreyborisov)) .
    Но на музыку pbrdn, судя по его комментариям - я бы поставил: они искренние, непосредственные, человек - в поиске: ищет правду и справедливость - за что его, "гадкого утёнка", "великие метры" поклёвывают-пощипывают, осаживают - не суй свой нос - слишком много хочешь знать)).
    Кстати, Екатерина Бирюкова очень даже неплохо записала искренние признания Дмитрия Курляндского. Получилось жалостливо и даже патриотично - и представилось, будто сидит в своей подмосковной фазенде на простой табуретке за простым письменным столом простой русский композитор и сочиняет музыку с думой о простом народе - и о том, как они взаимно будут друг друга любить)). На музыку Дмитрия я бы тоже поставил, но при условии, что он - выйдет из "сетевого авангардизма"))
  • tridi· 2011-01-20 18:43:14
    "Сетевой авангардизм" (с) - все права на новый термин принадлежат tridi
  • tridi· 2011-01-20 19:10:32
    Очень рад, что n-voice вернулся на родину - вот и С.С. Прокофьев, вернувшись на родину написал то, что никогда бы не написал на чужбине - не дали бы)). Зато сейчас - один из самых любимых, почитаемых и исполняемых за рубежом композиторов, несмотря на то, что является шестикратным лауреатом Сталинской премии))
  • trumpetist· 2011-01-25 16:20:03
    обновление педагогического состава в консерваториях необходимо - слишком многие занимают свои места по инерции, только благодаря тому, что культура на фиг никому тут не нужна - их просто никто не замечает и от них выходят такие же незаметные студенты.
Все новости ›