Первая, вторая и третья премии у нас. Такого Варшава еще не помнит
Имена:
Даниил Трифонов · Евгений Божанов · Лукас Генюшас · Николай Хозяинов · Франсуа Дюмон · Элен Тисман · Эндрю Тайсон · Юлианна Авдеева
Международный конкурс пианистов имени Фредерика Шопена в Варшаве — это большой конкурсный бренд. Вместе с тремя другими — конкурсом имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, конкурсом Вана Клиберна в Техасе и конкурсом Чайковского в Москве — образует каре, внутри которого решается, кому из молодых пианистов дать ход на большую
эстраду, а кому не дать. Практически все пианисты, имена которых сегодня на слуху, стали известны после побед на этих конкурсах. Исключения составляют Евгений Кисин да Аркадий Володось, не принимавшие участия ни в одном соревновании. Эти два случая являются абсолютно уникальными, поэтому с чистой совестью можно оставить их в стороне.
Впервые шопеновский конкурс состоялся в 1927 году и с тех пор идет с шагом в пять лет, минуя мировые войны и политические катаклизмы. По вехам истории конкурса можно проследить геополитические альянсы и социокультурные изменения в Европе. До 1949 года включительно победа в конкурсе традиционно доставалась пианистам из СССР. В 1955 году монополия на победу «старшего брата» закончилась весьма несправедливым и обидным для нас образом: блистательного Владимира Ашкенази отодвинули на вторую ступень, присудив победу поляку Адаму Харасевичу. По этому поводу в Варшаве разразился скандал: в знак протеста члены жюри Яков Зак и Артуро Бенедетти-Микеланджели отказались подписать итоговый протокол.
В 1960-м победил Маурицио Поллини. В 1965-м — Марта Аргерич, и впервые в тот год на волне антикоммунистических настроений в Польше участники из СССР остались вообще без премий. В 1975 году после всех мытарств Польша на шопеновском конкурсе наконец-то обрела своего национального героя — им стал Кристиан Циммерман.
В 1980-м происходит тектонический сдвиг. Победителем становится пианист из Вьетнама Данг Тхай Шон, а Марта Аргерич, теперь уже член жюри, покидает это самое жюри в знак протеста против недопущения в финал Иво Погорелича. Стоило тогда Аргерич биться за Погорелича или нет — ей виднее, но два тренда были зафиксированы: громкие скандалы и победы азиатских музыкантов.
Скандальную тему в 1995 году развил пианист Алексей Султанов, отказавшись получать вторую премию при не присужденной никому первой. Что касается азиатов, то количество восточных призеров шопеновского конкурса неуклонно увеличивалось от раза к разу, и в 2000 году первую премию получил веселый китаец Юнди Ли, а из остальных две достались китайцам, одна японцу, чьи имена ничего нам не скажут. Прошлый конкурс закончился победой поляка Рафаэля Блехача, остальные пять премий получили пианисты из стран Азии.
Читать текст полностью
В финале конкурса имени Шопена 2010 года есть две особенности. Первая: полное отсутствие азиатов — при том что из 80 участников, прошедших квалификацию, 33 представляли страны Азии. Видимо, жюри всерьез задумалось о надвигающемся нашествии 25-миллионной армии китайских пианистов, мечтающих о карьере Ланг Ланга. Вторая: половина мест в финале, а именно пять из десяти, отдана российским участникам. Первая, вторая и третья премии у нас. Такого Варшава еще не помнит.
Очевидно, что подобные результаты не были и не могли оказаться случайностью. Их готовили. Итак, что же нам приготовили?
Юлиана АВДЕЕВА, 25 лет, первая премия
Архетип молодого российского пианиста наших дней. Эта девушка не сидит у реки и не ждет, когда мимо проплывет череп ее врага. Засучив рукава, она сама кует свое счастье. У нее за спиной — участие в программах Фонда Спивакова и «Новых имен», выступления и победы на конкурсах начиная с раннего детства. Учится параллельно в Москве у Владимира Троппа и в Цюрихе у Константина Щербакова, посещает мастер-классы, стажируется в Академии на озере Комо, стучится во все двери и играет, играет, играет. Башни из слоновой кости, традиционной для прошлых поколений пианистов, нет. Есть интенсивная коммуникация с окружающей средой, целеустремленность, напор.
Она великолепная пианистка, харизматичная, как нынче принято говорить, одаренная мощным темпераментом и чувственностью. Ее кульминации вышибают слезу. Авдеева выбивается из ряда ее знаменитых предшественниц, победительниц прошлых шопеновских конкурсов. Роза Тамаркина, Белла Давидович, Марта Аргерич в ее возрасте играли изысканно, элегантно, с безупречным вкусом и чувством меры. Авдеева железной рукой берет слушателя за горло и не отпускает до самого конца. Но преувеличения можно убрать, больше — не меньше. Смущают погрешности вкуса, но, может, это пройдет?
Лукас ГЕНЮШАС, 20 лет, вторая премия
«Породистый щенок» — в самом добром и нежном смысле этого слова. Лично для меня это самое привлекательное дарование на конкурсе. Сын пианистов, внук пианистки Веры Горностаевой, Лукас обладает редким сочетанием феноменальных пианистических данных (послушайте, как он играет на конкурсе Второй и Терцовый этюды) с замечательной музыкантской породой и абсолютным чувством собственного достоинства, ни на секунду не покинувшим его в жесткой конкурсной гонке. Он естественен, как природа, и умен, как мудрец. Всё вместе это такое же чудо, как родиться богатым, умным, красивым, честным и добрым. В фортепианной сказке такое сочетание называется «комплексом». Все, что нужно Лукасу для блестящего будущего, это здоровье и благополучие. Остальное у него есть.
Даниил ТРИФОНОВ, 19 лет, третья премия
Любимец публики, один из победителей «Евровидения-2009» в разделе классической музыки. Если Авдеева — это «московская гончая», то Трифонов — выходец из трудной среды провинциалов, пробивающихся в жизни своим талантом. Выпускник Гнесинской десятилетки, Трифонов сейчас учится в Кливленде у Сергея Бабаяна. Многое в его игре восхищает: нежный, серебристый звук, который снимает он, как драгоценность, с кончиков клавиш «Фациоли»; легкий, блестящий пианизм; чарующая музыкальность; магия; сладостная нега. Прелесть. Все бы хорошо, да сколько Москва видела таких суперталантов, а выдающихся музыкантов из них почему-то не получается. Есть, конечно, исключения — Плетнев в первую очередь. Но в большинстве своем такие ребята, перегорев в конкурсных битвах и обеспечив наконец себе сытую жизнь, чаще за пределами России, перейдя определенный возрастной рубеж, как-то сдуваются. Цели достигнуты, энергия иссякла, внутри пустота. Пожелаем Трифонову, чтобы он стал исключением из этого правила.
Евгений БОЖАНОВ, 26 лет, Болгария, четвертая премия
Божанов стал известен в России в 2008 году, выиграв (вторая премия при не врученной никому первой) экстравагантный конкурс Святослава Рихтера в Москве. На этот раз он значился одним из главных фаворитов: несколько месяцев назад был отмечен второй премией на конкурсе Королевы Елизаветы в Брюсселе, год назад вошел в круг финалистов конкурса Клиберна в Техасе. По правде сказать, в нем есть что найти: яркость, эстрадность, да и понимает и слышит он в шопеновской музыке часто больше других.
На протяжении конкурса Божанов показывал удивительные вещи. При всем при этом он делает упор на коммерческий потенциал своего дарования, ищет быстрого успеха, и это плохой знак. Потому что такой путь оборачивается билетом в один конец. Пример тому все тот же Иво Погорелич. Сначала сужается репертуар, затем начинается тиражирование, все тускнеет и надоедает. Предвижу возражения: публике нужны кумиры. Но разве создание таких кумиров — не самоубийство?
Божанов не вышел на церемонии награждения получать четвертую премию, сочтя ее, видимо, оскорблением для себя. Вот это всё в нем, честно говоря, раздражает.
Франсуа ДЮМОН, 25 лет, пятая премия, и Элен ТИСМАН, 28 лет, Франция
Французы-финалисты — ученики Бруно Ригутто из Парижской консерватории. Следует отметить, что Ригутто, активный участник и организатор пианистических процессов в Европе, выставил на конкурс не худших пианистов. Мне больше нравится Тисман, у нее великолепный пианизм и много других хороших качеств, но ей премии не досталось. Относительный успех в виде пятой премии выпал на долю Дюмона. В целом качественный пианист, Дюмон уже имеет пригоршню премий не первого ряда, справедливость чего он еще раз доказал.
Эндрю ТАЙСОН, 23 года, США, без премии
Этого имени нет среди лауреатов. Его нет также и среди финалистов. Эндрю Тайсона не пропустили в финал, и, если позволено говорить о вопиющей несправедливости, то в данном случае она налицо. Самобытное, невероятно искреннее и открытое дарование его замешано на другой, американской культуре. Тайсон — дитя Института музыки Кертиса, Филадельфия, колыбели американских композиторов XX века и одной из лучших сегодня в мире музыкальных школ. Он чем-то напомнил молодого Клиберна — высокий красивый парень, очень обаятельный. В случае с Тайсоном, я уверена, на шопеновском конкурсе сработала все та же геополитика: его явно послали добиваться успеха на Американском континенте. Не сомневаюсь, что мы о нем не раз еще услышим. Но конкурсу такое решение чести не делает.
Жюри
Судейство на конкурсах — вещь сложная и неоднозначная. Мир несовершенен, и на подобных мероприятиях это очевидно. У конкурсного судьи есть два уха, и одним он должен слышать и оценивать то, что происходит сейчас, другое в идеале должно быть заточено на распознавание будущего, на двадцать, тридцать лет вперед. Так когда-то «угадали» 16-летнего Соколова на конкурсе Чайковского. Это и есть декларируемая цель: открытие нового большого имени — такого, что останется в истории и составит славу и капитал конкурса.
В реальности же на решение судей воздействуют, помимо личных пристрастий, еще масса разных обстоятельств. К примеру, побочной партией на фортепианных конкурсах идет соревнование рояльных брендов: на сей раз соревновались «Стейнвей», «Ямаха» и «Фациоли». А это уже вопрос спонсорства, кстати предусмотрительно не декларируемого; вопрос количества поставляемых организатору инструментов до, во время, а также после конкурса; прочие договоренности. Бескомпромиссность в таких вопросах вредна — напротив, здесь просто необходимо найти компромисс. Это всего лишь один из факторов в череде многих, скрытых от постороннего взгляда.
Зрительские симпатии
Первое место в интернет-голосовании публика отдает 25-летнему австрийцу Ингольфу Вундеру. Очевидно, все завелись на многочисленные проявления внешней энергии — вскидывание рук, сверкание глаз, поскольку о самой игре Вундера практически нечего сказать. Ученик члена жюри Адама Харасевича (того самого, победившего Ашкенази в 1955-м), Вундер — самый малоинтересный участник финала, не имевший и в прошлом значимых успехов.
Следом за Вундером в интернет-голосовании идут Трифонов и Божанов. На четвертом месте — победительница конкурса Юлиана Авдеева. На пятом — Лукас Генюшас. На последней {-tsr-}строчке зрительских симпатий — француженка Элен Тисман. На предпоследней Мирослав Култышев — победитель прошлого конкурса Чайковского, глубокий, настоящий музыкант с будущим, награды которому на этом конкурсе почему-то не досталось. На седьмом месте — очаровательный 18-летний Николай Хозяинов, поразительно похожий на вождя краснокожих из рассказа О.Генри. Вот у него-то точно все впереди.
Вместо откровенно фашистских экзерсисов про азиатов ( - есть целая армия прекрасных дальневосточных музыкантов, и никто не виноват, что на конкурсах они банально стабильнее), невозможных ни в одном аналогичном ресурсе на западе, лучше бы задались вопросом почему лауреаты давно уже не ваши .
Хотя меня еще и "месть за Ашкенази" позабавила-порадовала. Ну куда тут Иосифу Виссарионовичу с его рецептами мести, где Монтекристо - всего-то 55 лет прошло:), а коллективная память хранит и из поколения в поколение передает - "отомстим за Ашкенази"))) Ну конкурс это был, ВСЕГО ЛИШЬ конкурс, не более
Вообще, этот внутримкадовский шовинизм веселит по большей части - и " российские" пианисты из Кливленда и Цюриха, ковавшие себя в "Новых именах" (кто их там только не ковал ) и осуждение "сытой жизни на Западе" и порочное стремление к "коммерческому потенциалу" (интересно, а чего народ так валит-то в Кливленды, Гамбурги и Цюрихи, за глубиной, наверное, и духовностью?).
так вы не отвечаете на вопрос, который я задала (см.выше)
>разумеется, нормальное жюри никогда не будет отталкиваться в решениях от процента людей с необходимым разрезом глаз, как этого хочется автору.
Вы о платоновых небесах или о реальном и абсолютно нормальном жюри???!!!
> интересно, а чего народ так валит-то в Кливленды, Гамбурги и Цюрихи, за глубиной, наверное, и духовностью?)
Да по разным причинам. Для тех, что постарше, - работать как-то комфортнее, жить (согласитесь, работать, жить - сильно не совсем то же, что бабки башлять). А те, которые учиться, - ровно что у-ч-и-т-ь-с-я)) Не в последнюю очередь у тех, что как бы могли бы быть в Москве, да вот (см.выше:) не в Москве, потому что .. (см.выше:) Ну и жить))