Бескомпромиссность в таких вопросах вредна.

Оцените материал

Просмотров: 14278

Конкурс пианистов имени Шопена – 2010

Марина Аршинова · 25/10/2010
Первая, вторая и третья премии у нас. Такого Варшава еще не помнит

Имена:  Даниил Трифонов · Евгений Божанов · Лукас Генюшас · Николай Хозяинов · Франсуа Дюмон · Элен Тисман · Эндрю Тайсон · Юлианна Авдеева

Международный конкурс пианистов имени Фредерика Шопена в Варшаве — это большой конкурсный бренд. Вместе с тремя другими — конкурсом имени Королевы Елизаветы в Брюсселе, конкурсом Вана Клиберна в Техасе и конкурсом Чайковского в Москве — образует каре, внутри которого решается, кому из молодых пианистов дать ход на большую эстраду, а кому не дать. Практически все пианисты, имена которых сегодня на слуху, стали известны после побед на этих конкурсах. Исключения составляют Евгений Кисин да Аркадий Володось, не принимавшие участия ни в одном соревновании. Эти два случая являются абсолютно уникальными, поэтому с чистой совестью можно оставить их в стороне.

Впервые шопеновский конкурс состоялся в 1927 году и с тех пор идет с шагом в пять лет, минуя мировые войны и политические катаклизмы. По вехам истории конкурса можно проследить геополитические альянсы и социокультурные изменения в Европе. До 1949 года включительно победа в конкурсе традиционно доставалась пианистам из СССР. В 1955 году монополия на победу «старшего брата» закончилась весьма несправедливым и обидным для нас образом: блистательного Владимира Ашкенази отодвинули на вторую ступень, присудив победу поляку Адаму Харасевичу. По этому поводу в Варшаве разразился скандал: в знак протеста члены жюри Яков Зак и Артуро Бенедетти-Микеланджели отказались подписать итоговый протокол.

В 1960-м победил Маурицио Поллини. В 1965-м — Марта Аргерич, и впервые в тот год на волне антикоммунистических настроений в Польше участники из СССР остались вообще без премий. В 1975 году после всех мытарств Польша на шопеновском конкурсе наконец-то обрела своего национального героя — им стал Кристиан Циммерман.

В 1980-м происходит тектонический сдвиг. Победителем становится пианист из Вьетнама Данг Тхай Шон, а Марта Аргерич, теперь уже член жюри, покидает это самое жюри в знак протеста против недопущения в финал Иво Погорелича. Стоило тогда Аргерич биться за Погорелича или нет — ей виднее, но два тренда были зафиксированы: громкие скандалы и победы азиатских музыкантов.

Скандальную тему в 1995 году развил пианист Алексей Султанов, отказавшись получать вторую премию при не присужденной никому первой. Что касается азиатов, то количество восточных призеров шопеновского конкурса неуклонно увеличивалось от раза к разу, и в 2000 году первую премию получил веселый китаец Юнди Ли, а из остальных две достались китайцам, одна японцу, чьи имена ничего нам не скажут. Прошлый конкурс закончился победой поляка Рафаэля Блехача, остальные пять премий получили пианисты из стран Азии.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:11

  • prostipoma· 2010-10-25 19:45:45
    Госпожа Тисман уже несколько лет учится у русско-израильско-немецкого профессора Грузмана, так что это большой вопрос, кто ее выставил.
    Вместо откровенно фашистских экзерсисов про азиатов ( - есть целая армия прекрасных дальневосточных музыкантов, и никто не виноват, что на конкурсах они банально стабильнее), невозможных ни в одном аналогичном ресурсе на западе, лучше бы задались вопросом почему лауреаты давно уже не ваши .
  • karambolina· 2010-10-25 22:05:55
    когда говорят "русских/американцев не было в финале" - это не фашизм, а "азиатов не было в финале" - фашизм?
  • sir-charlie· 2010-10-26 10:34:59
    Чудесно написано, так живо. Правда.
    Хотя меня еще и "месть за Ашкенази" позабавила-порадовала. Ну куда тут Иосифу Виссарионовичу с его рецептами мести, где Монтекристо - всего-то 55 лет прошло:), а коллективная память хранит и из поколения в поколение передает - "отомстим за Ашкенази"))) Ну конкурс это был, ВСЕГО ЛИШЬ конкурс, не более
  • prostipoma· 2010-10-26 12:07:38
    To carambolina. Про национальность лауреатов, не про школу, а именно про расовые и проч. особенности может и возможно говорить в буфете консерватории,но публично - это нонсенс.И, разумеется, нормальное жюри никогда не будет отталкиваться в решениях от процента людей с необходимым разрезом глаз, как этого хочется автору.
    Вообще, этот внутримкадовский шовинизм веселит по большей части - и " российские" пианисты из Кливленда и Цюриха, ковавшие себя в "Новых именах" (кто их там только не ковал ) и осуждение "сытой жизни на Западе" и порочное стремление к "коммерческому потенциалу" (интересно, а чего народ так валит-то в Кливленды, Гамбурги и Цюрихи, за глубиной, наверное, и духовностью?).
  • karambolina· 2010-10-26 13:54:33

    так вы не отвечаете на вопрос, который я задала (см.выше)
  • diplodoc· 2010-10-26 20:53:47
    Что за политические бредни? До войны СССР Польше старшим братом не был, так что никакой идеологической монополии советских пианистов быть не могло. Может, просто играли хорошо, а? Оборин, Зак, Тамаркина, Белла Давидович...
  • il-canone· 2010-10-26 21:23:30
    Почему нет
  • wolfie· 2010-10-27 06:53:52
    В этой рецензии больше всего выдаёт себя провинциальность и снобизм автора. Давайте конкурировать на открытом рынке (русские, китайцы, жители Новой Гвинеи, итп), пускай победит лучший. А выпячивать собственный неприкрытый шовинизм как-то неприлично и не очень умно.
  • karambolina· 2010-10-27 09:04:43
    Давайте. Только где вы такое видали? Это ж большой музыкальный бизнес, и его не существует без протекционизма, лоббирования интересов, отсекания конкурентов.
  • karambolina· 2010-10-27 09:15:06
    И вообще, забавно наблюдать как люди бросаются на абстрактную защиту интересов разных народов в то время как не могут отстоять свои интересы даже перед ЖЭКом
  • sir-charlie· 2010-10-27 15:05:55
    2 prospipoma

    >разумеется, нормальное жюри никогда не будет отталкиваться в решениях от процента людей с необходимым разрезом глаз, как этого хочется автору.

    Вы о платоновых небесах или о реальном и абсолютно нормальном жюри???!!!

    > интересно, а чего народ так валит-то в Кливленды, Гамбурги и Цюрихи, за глубиной, наверное, и духовностью?)

    Да по разным причинам. Для тех, что постарше, - работать как-то комфортнее, жить (согласитесь, работать, жить - сильно не совсем то же, что бабки башлять). А те, которые учиться, - ровно что у-ч-и-т-ь-с-я)) Не в последнюю очередь у тех, что как бы могли бы быть в Москве, да вот (см.выше:) не в Москве, потому что .. (см.выше:) Ну и жить))
Все новости ›