Для романтизма и для музыки сейчас вообще время не самое подходящее.

Оцените материал

Просмотров: 11166

Андраш Шифф: «Музыку нельзя измерить в секундах, метрах или килограммах»

Дмитрий Ренанский · 23/09/2010
Один из наиболее значительных пианистов нашего времени – о тишине, покое и профессиональных тонкостях, которые все еще возможны

Имена:  Андраш Шифф · Манфред Эйхер

©  ECM

Андраш Шифф

Андраш Шифф

Российскую гастроль Андраша Шиффа фонд «Музыкальный Олимп» анонсировал еще весной, но тогда выступления выдающегося венгерско-британского пианиста пришлось отменить из-за затянувшегося бенефиса вулкана Эйяфьятлайокудль. Недавно музыкант, без которого невозможно представить музыкальный пейзаж рубежа веков, выступил с единственным концертом в Санкт-Петербурге и, нарушив традицию не давать интервью, ответил на вопросы ДМИТРИЯ РЕНАНСКОГО.


– В 1974 году вы принимали участие в конкурсе Чайковского. Есть, конечно, большой соблазн спросить о впечатлении, которое он произвел на вас, и о том, как вы восприняли Москву тех времен. Но меня интересует скорее другое: кроме конкурса Чайковского вы выступали на конкурсе пианистов в Лидсе, на конкурсе Листа. Участие во всех этих соревнованиях предполагает игру на территории большого концертного стиля, который не очень-то вяжется с вашим артистическим обликом. К тому же уже в начале 1980-х годов вы записали подчеркнуто интимные, камерные, тонко детализированные трактовки Моцарта для лейбла LONDON...

– Верно подмечено. Конкурсные подмостки никогда не являлись частью моего мира, и вообще жизнь была бы куда лучше без музыкальных состязаний. Почему? Конечно, музыка не спорт. Ее нельзя измерить в секундах, метрах или килограммах. Музыка очень зависима от вкусов: кому-то что-то нравится, кому-то нет. Что же до московского конкурса, то у меня фактически не было выбора: венгерское Министерство культуры распорядилось, чтобы я принял в нем участие, и я не мог отказать.

С конкурсом в Лидсе все было немного по-другому: я решил поехать туда по собственной инициативе, мне нравились тамошние правила, да и другого способа начать карьеру у молодого музыканта в те годы не было.

Московский опыт, между прочим, был очень важен для меня, да и публика у вас прекрасная. Не подумайте, что я деликатничаю и рассыпаюсь в комплиментах! Я с 1974 года буквально мечтал о российской аудитории, и когда три года назад я вернулся в Россию, то был абсолютно счастлив, словно вернулся на тридцать лет назад...

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • somonque· 2010-09-25 11:29:52
    Как всегда автор интервью восхищает своей самовлюбленностью. Прекрасен первый вопрос, на котороый уже пианисту и отвечать не зачем. Разве, что заметить: верно подмечено. И вот молодой журналист раздувается от гордости: он сумел сформулировать (правда, не очень коротко, что пока не является признаком мастерства, но, ничего, научится) суть великого пианиста. А тот благосклонно это принял. Все здесь нремедленно должны пасть ниц и начать повторять имя будущего Ганслика как мантру. А не то всем будет порча и бесплодие...Дорогие авторы, не любите себя в искусстве. Вам точно никто памятник не поставит даже после смерти. Пишите проще и люди к вам потянутся :)
  • gaveston· 2010-09-26 02:46:03
    Духовность осталась лишь в Росии, а на "Стейнвее" Шопена не сыграть... Иных откровений от человека, на моих (изумлённых) глазах, менявшего Стейнвей на Бёзендорфер посреди концерта в Parco della Musica в Риме ожидать не приходится...
Все новости ›