Макаревич сказал, что ему особенно приятно поздравить нас за то, что «мы популяризируем непопулярную в самом хорошем смысле этого слова музыку».

Оцените материал

Просмотров: 22057

Виктория Коршунова: «Из всех творческих объединений музыканты – самая замкнутая группа»

Екатерина Бирюкова · 09/03/2010
Директор Московского ансамбля современной музыки о том, что эта музыка оказалась привлекательной и интересной

Имена:  Виктория Коршунова

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

Виктория Коршунова

Виктория Коршунова

10 марта в Камерном зале столичного Дома музыки начинается празднование 20-летия Московского ансамбля современной музыки. В программе сочинения двух греко-французских классиков ХХ века — Яниса Ксенакиса и Жоржа Апергиса. Музыкальный коллектив, созданный композитором Юрием Каспаровым в перестроечную эпоху, постепенно вышел из моды и долгое время пребывал во внутрицеховом «гетто» едва ли не в роли бедного родственника, ставшей уже привычной для специалистов по современности. В последнее время он вдруг оказался на виду. Масштабные внутрироссийские проекты, международное реноме, модное сотрудничество с Кириллом Серебренниковым, клубящиеся вокруг молодые композиторы — все это говорит и о заслугах ансамбля, и об обретении новой музыкой нового статуса. ЕКАТЕРИНА БИРЮКОВА встретилась с директором МАСМ Викторией Коршуновой.

— Когда я вошла, ты говорила по телефону о чем-то таком интересном — о каком-то амбициозном проекте, не имеющем российских аналогов. Может, расскажешь?

— Расскажу. Дело все в том, что мы не только играем концерты. Если мы хотим перевернуть ситуацию в стране по части современной музыки, то просто ее исполнять — мало. А еще надо заниматься обучающими, образовательными программами. И поэтому в нашем самом известном абонементе «Современная музыка», в рамках которого мы посетили уже 60 городов Российской Федерации, у нас есть любимые регионы, где люди работают не для галочки. И один из самых любимых — Пермский край. Там и «Дягилевские сезоны», и композитор Игорь Машуков, который открыт для всего нового.

— Он там кто?

— Он председатель местного Союза композиторов. Хотя я не знаю, сейчас говорить «председатель Союза композиторов» хорошо или плохо, ругательство это или нет. Но если бы все такие были председатели, то у нас все в порядке бы было с современной музыкой.

И то, о чем я сейчас говорила по телефону с Чайковским… Мы были ведь не только в Перми, но объезжали еще много городов Пермского края и познакомились с городом Чайковским…

— А, так речь идет не о Петре Ильиче и не об Александре Владимировиче?

— Нет, отнюдь! Существует город Чайковский. И когда я познакомилась с начальником Управления культуры этого города — поняла, что в нашей стране не все так безнадежно. Город маленький, около 50 тысяч человек. Он был построен где-то 50—60 лет назад в связи со строительством плотины. Это двадцать километров от Воткинска (родины П.И.Чайковского. — OS). Собственно, поэтому он и был так назван.

Когда мы приехали туда в первый раз, с большим российско-финским проектом и с не самой простой музыкой, мы были потрясены, как публика это принимала. На нашем концерте, например, сидел мужчина в лампасах — казак, видимо. Мы вообще не могли понять, что он там делает. А после концерта к нам стали подходить люди, в том числе и этот мужчина. Он спрашивал, привезли ли мы с собой диски, и говорил, что для него открылся новый мир. В общем, от того ли, что их город так называется, — люди там чувствуют свою причастность к нашим музыкальным традициям. Даже водитель, который нас на «ГАЗели» вез из Чайковского в Ижевск, тоже спросил, нет ли у меня с собой дисков, потому что он увлекается серьезной музыкой.

Когда мы там были последний раз, в ноябре, вместе с нами приехали Зигфрид Маузер (немецкий пианист и музыковед. — OS) и Хельмут Цапф (немецкий композитор. — OS). Туда очень сложная дорога, если ехать не из Ижевска, а из Перми — четыре часа по ухабам. Но все это искупается, когда видишь город Воткинск. Иностранцы были поражены до слез, для них это вообще невообразимо: и Пермь-то далеко, а еще четыре часа куда-то ехать… Неужели здесь и родился самый главный русский композитор? Как вообще такое могло произойти? А после этого еще в Чайковский приехали, где очень хорошо наше выступление принимали. Да еще нам сделали экскурсию и показали выставку «Русское бедное». И это доконало немцев окончательно.

И у нас родилась идея — в Чайковском очень хорошие условия бы могли быть для ее выполнения. Мы хотим сделать этот город местом проведения международных академий, такого воркшопа, куда собираются ведущие европейские композиторы и приезжает на обучение международная группа студентов — и российских, и зарубежных. И для этого уже созданы все предпосылки. Тем более сейчас в Пермском крае есть мощная установка на развитие современного искусства. Для российской культуры это было бы очень полезно.

Во-первых, это в первый раз. Понятно, что у нас существует Дом творчества «Руза», где что-то устраивается для композиторов, но это совершенно не то, это все-таки явление локального масштаба. В Чайковском можно совмещать обучение и отдых, потому что город невероятно красивый.

— Летом?

— Летом.

— А комары?

— Ой, не подумала. Зато музыканты подумали, что там ведь еще и рыбалка может быть.

— Это да.

— Во всяком случае, это было бы здорово. Такие курсы нельзя проводить в больших городах, теряется весь антураж и весь смысл академий. Все-таки должна быть относительно неторопливая жизнь, ситуация, когда все живут вместе. И это было бы красиво и символично, потому Чайковский — самый исполняемый русский композитор.

И как раз когда ты зашла, мы об этом по телефону говорили. Я очень рада, потому что действительно об этом говорят всерьез, это реакция на письмо в OPENSPACE.RU. И если мы этого не будем делать, то последствия будут такие же, как на Олимпиаде.
Страницы:

КомментарииВсего:49

  • tridi· 2010-03-09 22:16:20
    Андрей Макаревич - вот критерий современной музыки
  • alex-shmurak· 2010-03-09 22:38:21
    очень хорошее интервью; важные мессиджи
  • tridi· 2010-03-09 23:51:09
    Во всяком случае - отдалённая глубинка хороша тем, что во второй раз туда поедет только настоящий фанат современной музыки)) А местная публика повторно пойдёт только на тех музыкантов, которые им действительно понравятся.
  • leonya· 2010-03-10 00:46:58
    Очень напомнило соображения Владимира Мартынова.
  • pavelkarmanov· 2010-03-10 01:28:56
    Спасибо,Вика! Прекрасное интервью!
  • bf· 2010-03-10 09:38:29
    триди, это не глубинка. это россия.
  • prostipoma· 2010-03-10 10:54:03
    Если привезти человека из Питера и его поселить, про гонорар видимо вообще надо промолчать - это УЖЕ головная боль, какого Клангфорума они хотят, интересно?
  • tridi· 2010-03-10 12:50:23
    бф, отдалённая глубинка - это территория, которая расположена далеко от столицы государства, другого смысла не пытайтесь найти.
    Я рад, что ваше сочинение прошло в отдалённой глубинке России - на ура!
    Но отсюда не следует, что этим сочинением был - военный марш))
    Меня также порадовало, что вы вдруг вспомнили о России.
    Кстати, вы присутствовали на своей премьере в Ижевске?
  • mcme· 2010-03-10 13:04:37
    Уважаемый(ая) prostipoma, что касается гонораров - вы сделали необоснованный вывод - наши проекты проходят при долевом участии партнеров - пока никто не жаловался. А стоимость недели проживания в Москве, думаю, доставила бы дополнительную головную боль и Клангфоруму - в Вене с этим проще:). Приходите на наши концерты.
  • sdreznin· 2010-03-11 11:34:41
    по–моему, мы с Викторией вместе учились... молодец!
  • pbrdn· 2010-03-11 21:48:35
    Лучше уж съездить в Дармшадт, чем в Чайковский, при всем уважении к последнему. Тем более, что это будет дешевле в первом случае, а возможности по информации, мастер-классам - на порядок выше. И еще, скорее всего6 это будет сплошной мастер-класс одних и тех же, судя по тому, как это происходит до сих пор.
  • bf· 2010-03-12 10:27:08
    <<<Лучше уж съездить в Дармшадт
    vs
    <<<это будет сплошной мастер-класс одних и тех же, судя по тому, как это происходит до сих пор

    Олег, где "происходит до сих пор"? В Дармштадте? Тогда почему его надо предпочесть Чайковскому? И "лучше съездить" – кому?
  • tridi· 2010-03-12 21:18:36
    Сеять разумное, доброе, вечное - это полезно и благородно.
    Сеять не разумное, не доброе, не вечное - это не полезно и не благородно
    хоть в Чайковском, хоть в Дармштадте)).
  • pbrdn· 2010-03-12 23:33:50
    Боря, лично для меня (отвечаю только за себя всегда) лучше съездить в Дармштадт, что и сделаю этим летом. А в Чайковском будет узкая тусовка "своих", уверен. А мастер-классы будешь давать ты :-), предполагаю, и из вашей группы кто-нибудь.
  • pbrdn· 2010-03-13 00:29:34
    Но для композиторов, которые живут рядом с Чайковским, для общей музыкальной атмосферы создание постоянных курсов композиторов - очень хорошо. Конечно, стране нужна децентрализация во всем, в том числе и в музыкальной среде.
  • prostipoma· 2010-03-13 03:01:14
    Под Дармштадт фонд денег не даст, а кому надо - сами свалят, кто еще не успел - композитором стипендии хорошо дают. И здесь так же, как у Тарнопольского - клуб для своих?
  • bf· 2010-03-13 08:59:37
    <<<А мастер-классы будешь давать ты :-), предполагаю, и из вашей группы кто-нибудь.

    Мне тебя жалко, Олег. Ты, по-моему, разучился понимать некие базовые вещи, которые, помнится, вроде бы понимал в 90-е годы.
  • mcme· 2010-03-13 11:21:28
    Для справки. Московский Ансамбль исполнил сочинения более 500 композиторов! Из них более 150 российских, включая композиторов почти всех российских регионов. И при этом мы не имеем регулярных зарплат и регулярной гос. поддержки. Советую вам посмотреть на нашу агенду (включая архив за прошлые годы) прежде, чем писать про какие-то клубы "для своих" - для нас все композиторы - свои, и об этом я говорю в интервью: mcme.theremin.ru
  • trumpetist· 2010-03-13 12:16:46
    Я смотрю, тут есть недовольные. И среди них, не в последнюю очередь, pbrdn - я подумал, что это кто-то "из обиженных" МАСМом композиторов - специально залез на сайт МАСМа и увидел, что это, напротив, самый исполняемый МАСМом композитор за последние 3 года (2007-2009)!!!!!! Вот уж точно - аппетит приходит во время еды). Виктория, я вам не завидую. А интервью очень живое и информативное - желаю удачи!
  • trumpetist· 2010-03-13 12:18:51
    Кстати, я бы поучился у Филановского. Если бы был композитором).
  • bf· 2010-03-13 12:58:10
    а так вы можете с ним просто пообщаться – тоже ничего
  • tridi· 2010-03-13 14:15:23
    mcme, желаю удачи!
    И радуйтесь всему, что имеете: придёт материальное благополучие - уйдёт искренность))
  • tridi· 2010-03-13 14:26:47
    Преданность фанов - огромное удовольствие для кумиров
    /Из афоризмов tridi/
  • tridi· 2010-03-13 14:38:11
    pbrdn, держитесь)), в случае чего - tridi придёт на помощь, в обиду не даст))
    Поезжайте в Дармштадт и - дружите с МАСМ и чайковчанами - одно другому не помеха))
  • tridi· 2010-03-13 14:42:04
    //Мне тебя жалко, Олег. Ты, по-моему, разучился понимать некие базовые вещи, которые, помнится, вроде бы понимал в 90-е годы//

    Как всё запущено)))
  • pbrdn· 2010-03-14 08:19:44
    > Мне тебя жалко, Олег. Ты, по-моему, разучился понимать некие базовые вещи, которые, помнится, вроде бы понимал в 90-е годы.

    Боря, я знаю, что кроме тебя никто ничего не понимает. В России только ты понимаешь, как должна развиваться музыка, какую музыку писать и как ее продвигать в России. Блин, как я отстал от жизни! Боря, как я сожалею, что потерял ту искру жизни, которая, по твоим словам, горела во мне и понимал некие базовые вещи. Наверно, только ты до сих пор сохраняешь эти основные источники жизни для развития музыки. Боря, я начал перечитывать все твои статьи, чтобы хоть как-то зажечь в себе те базовые вещи, которые, наверно, навсегда утеряны...

    Боря, может быть, намекнешь, какие такие базовые вещи надо знать?
  • pbrdn· 2010-03-14 08:34:22
    > прежде, чем писать про какие-то клубы "для своих"...

    как-нибудь при случае можно будет поговорить об этом, здесь, конечно, не то место, потому что, если говорить откровенно, то будет резковато.
  • bf· 2010-03-14 09:53:28
    Олег, пожалуйста. Базовые вещи простые. Нельзя пихать себя куда ни попадя. Это форма социопатии, которой страдает вся страна. Нельзя использовать служебное положение и адм. ресурс в личных целях, даже если все кругом это делают. Потому что попользовал и отвалился, потом на твое место пришел кто-то еще, попользовал и отвалился – а среды не возникает.

    Мы же как раз хотим, чтобы возникла среда с прозрачными правилами игры. Ты интересен исполнителям, фестивалям, продюсерам, разным институциям? Получи исполнения, заказы, карьеру – независимо от того, кто у тебя в друзьях и какая у тебя должность. И то, что инициатор этого всего Курляндский, у которого и без того самая успешная карьера из русских композиторов моложе 60, должно было бы навести тебя на некоторые размышления.

    Мне кажется, когда мы общались на семинарах у Беринского, ты жаловался на положение дел в Ебурге – что местный союз композиторов ничего не хочет знать, кроме исполнения себя и что с такой социалкой приходится бороться. Понятно, по всей России так. Ну вот, очень важно заметить момент, когда ты сам начинаешь превращаться в такой союз композиторов. Потому что эта социопатия – она не в других, она в нас самих.

    Это так происходит: тебе начинает казаться, что продвижение других связано с каким-то адм. ресурсом, и ты стараешься их догнать, быть на их месте. Самая последняя мысль, которая приходит в голову – что ты проигрываешь в честной конкурентной борьбе, что кто-то может оказаться более востребованным сам по себе, а не как чей-то знакомый, друг, член группы и пр. С таким смириться решительно невозможно. Ведь каждый считает, что он лучший и что ему недодано.

    Про искру жизни я, если заметил, ничего не писал.
  • pbrdn· 2010-03-14 10:50:59
    Пост твой адресован мне, поэтому прошу ответить (с примерами):

    > "Нельзя использовать служебное положение и адм. ресурс в личных целях, даже если все кругом это делают"

    Назови, как и что использую в личных целях. Это просто голословные заявления. (ты прямо отслеживаешь, где и что исполняется).

    > "очень важно заметить момент, когда ты сам начинаешь превращаться в такой союз композиторов"

    Поясни. И обрати свои взоры к себе также, проанализируй, как ты себя позиционируешь и не переводи стрелки. ТЫ сам пометил территорию.

    Все остальные тезисы - голословные заявления. Если тебе удовлетворительно считать, что есть такие неудачники, как я, то можешь льстить себя этим.

    О чем ты пишешь, отнеси и к себе, прежде всего.
  • bf· 2010-03-14 10:55:03
    ЧТД, Олег. Остальное в приватном порядке, если интересно.
  • pbrdn· 2010-03-14 11:30:40
    ПЗДЦ, Боря. остальное в приватном порядке.
  • trumpetist· 2010-03-14 12:09:31
    и это диалог автора "другого пространства" с автором "пифийских игр").
  • bf· 2010-03-14 13:05:14
    Все в порядке. Два автора всегда между собой договорятся.
  • tridi· 2010-03-14 14:00:21
    "БАЗОВЫЕ ВЕЩИ ПРОСТЫЕ"(с)

    //Базовые вещи простые. Нельзя пихать себя куда ни попадя. Это форма социопатии, которой страдает вся страна//
    "Пихать себя куда ни поподя" - параметр сугубо личностный, т.е. - объективным параметром не является.

    Справка о социопатах:
    //Зачастую социопаты самореализуются в различного рода сектантских течениях. Наиболее опасные социопаты способны, согласно Роберту Кемпбеллу, не только вести себя правильно, но и изолировать своих последователей от источников информации, которые противоречат тому, что они публично говорят. Социопат создает такую ситуацию, при которой люди имеют возможность внимать только его «учению». Он делает себя высшим авторитетом, не поощряет в своих слушателях самостоятельное мышление. Он не хочет, чтобы они проверили, верно его знание или нет. Он заранее исходит из того, что всякий несогласный с ним ошибается.
    Согласно определению Эрика Берна, социопаты бывают двух типов//
    /Википедия/
    До чего же - точный портрет))

    //Нельзя использовать служебное положение и адм. ресурс в личных целях, даже если все кругом это делают//
    Странно получается: всем можно ("все кругом это делают"), в т.ч. - ментору.
    А кому-то - нельзя? Это - двойной стандарт или проявление социопатии?))

    //Мы же как раз хотим, чтобы возникла среда с прозрачными правилами игры//
    Во-первых, хотеть - значит мочь (с)
    Во-вторых, если кто-то "не прозрачен" вам - то отсюда не следует, что он - не из среды с прозрачными правилами игры))

  • tridi· 2010-03-14 14:13:01
    //Все в порядке. Два автора всегда между собой договорятся.//

    Автор автору рознь: один м.б. - с совестью, а другой - без оной.
    Тогда - нет почвы для консенсуса))
  • pbrdn· 2010-03-14 16:10:51
    жаль, не знаю, кто скрывается под ником trumpetist :-)...

    Уважаемый trumpetist, слышал уже от одного человека о том, что МАСМом был больше всего исполнен за последние 2 года. Эх, за это, помнится, много поработал на МАСМ в течение последних лет. Думаю, директор МАСМ согласится с этим. Своеобразный бартер получился...

    Уважаемый trumpetist, времена эти для меня недавно закончились, поэтому загляните на сайт МАСМа еще через год-два...

    (Да, надо будет, уважаемая Виктория, как-нибудь обсудить этот вопрос при встрече.)

    Много чего сегодня узнал :-).
  • sever· 2010-03-14 19:35:28
    Ребята, давайте жить дружно! Нас ведь не так много, круг тех, кто вплотную занимается новейшей музыкой, и так чрезвычайно узок! И если возобладают такие деструктивные настроения (а они, как я понимаю, исходят прежде всего от Олега), то от этого в конечном счете никто не выиграет. И если честно, "бартер" мне совсем не симпатичен, когда речь идет о друзьях. А интервью отличное.
  • sever· 2010-03-14 19:48:14
    Олег, чтобы ты правильно меня понял: Вика играла твою музыку просто потому что считала нужным ее играть, а не в кач-ве какой-то там компенсации.
  • pbrdn· 2010-03-14 20:23:07
    Да-да, я понял уже.
  • tridi· 2010-03-14 20:43:14
    sever, у вас - полномочия третейского судьи?
    Почему вы себе позволяете "деструктивными настроениями" называть то, что другие могут оценивать - конструктивными настроениями?
    И что лично вам - "не симпотично" (относительно бартера), не обязательно выносить на форум, хотя бы потому, что "жизненным бартером" вы тоже не пренебрегаете - в контексте подхалимажа БФу))
  • tridi· 2010-03-14 20:55:25
    Не люблю, когда несколько "хороших" людей избивают одного нехорошего))
  • tridi· 2010-03-14 21:01:45
    И Вика - сама, если сочтёт нужным, скажет - почему она исполняла ту или иную музыку. Нельзя за других высказываться - это неправильно!
  • tridi· 2010-03-14 21:37:20
    //Своеобразный бартер получился...//
    Сгоряча - иной раз чего не скажешь,
    но намеренно не слышать нюансы контекста - это явное проявление недоброжелательности.
  • pbrdn· 2010-03-14 21:51:58
    > Сгоряча - иной раз чего не скажешь

    Да, tridi, бывает... За один день здесь в комментах столько нарывов вскрылось... Мама дорогая :-). Зато многое узнал, что о тебе думают за спиной :-). Отрезвляет, право.

    Очень хорошая Ваша справка о социопатах:

    > Справка о социопатах:
    //Зачастую социопаты самореализуются в различного рода сектантских течениях. Наиболее опасные социопаты способны, согласно Роберту Кемпбеллу, не только вести себя правильно, но и изолировать своих последователей от источников информации, которые противоречат тому, что они публично говорят. Социопат создает такую ситуацию, при которой люди имеют возможность внимать только его «учению». Он делает себя высшим авторитетом, не поощряет в своих слушателях самостоятельное мышление. Он не хочет, чтобы они проверили, верно его знание или нет. Он заранее исходит из того, что всякий несогласный с ним ошибается.
    Согласно определению Эрика Берна, социопаты бывают двух типов//
    /Википедия/
  • tridi· 2010-03-14 22:53:06
    pbrdn, чем отличается хороший человек от нехорошего?
    Хороший - глупость сморозит, да повинится - вот он и чист)), а нехороший - глупость под кожу загонит, чтобы никто не узнал - вот она там и нарывает)))
  • bf· 2010-03-15 10:23:09
    целая страна хороших людей
    творят хуйню и каются, творят хуйню и каются
    а чё
    написано же: "чем 99 праведников"
  • tridi· 2010-03-15 11:42:37
    3 Но Он сказал им следующую притчу:
    4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? Мф 18:12
    5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью
    6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.
    7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.
    /Евангелие от Луки/
  • tridi· 2010-03-15 12:05:19
    99 праведников, не имеющих нужды в покаянии - это те, кто "глупость под кожу загоняют" - т.е. они только снаружи - "праведники"))
    Но это не значит, что таких - большинство!
    Речь о другом, что 1 человек, который искренне раскаивается в своих глупостях (т.е. "хороший человек") - на небесах вызовет больше радости, чем девяносто девять тех, кто сами себя считают - "непогрешимыми", т.е. "праведниками", но таковыми - не являются, потому-что "не имеют нужды в покаянии", т.е. в очищении от глупостей))
  • tridi· 2010-03-15 12:52:44
    Людей безгрешных - нет, т.е. нет таких, чтобы никогда не ошибались.
    Нормальный человек ("хороший") - в конечном итоге раскается в ошибке, снимет тяжесть с души, т.е. покается (явит свою ошибку - на свет божий).
    Сознательно упорствующий в ошибке - совершает злой умысел,т.е. - зло-действует.
    А гений и злодейство - две вещи несовместные)).
    Кувшин "с драгоценностями по горлышко" - наполнить божественным нектаром или вдохновением - нельзя)))
    Другое дело - чистый и пустой (от доктрин) кувшин - ну как его не наполнить бесценными дарами))))))))
Все новости ›