Досадно, что недочеты, которых солисты могли бы избежать, создали ощущение дисгармонии.

Оцените материал

Просмотров: 16404

«Итальянка в Алжире» в Большом зале Консерватории

Федор Вяземский · 01/02/2010
Единственная возможность услышать живое исполнение опер, которые не шли, не идут и неизвестно, когда будут идти на музыкальных сценах Москвы

Имена:  Джоаккино Россини · Лоренцо Регаццо · Маргарита Мамсирова · Марио Дзеффири · Роберто де Кандиа

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

«Итальянка в Алжире» в Большом зале Консерватории
В последнее время жанр оперы в концертном исполнении в Москве стал очень востребованным, что неудивительно. Для столичного слушателя это единственная возможность услышать живое исполнение опер, которые не шли, не идут и неизвестно, когда будут идти на музыкальных сценах Москвы. Спустя 197 лет со дня премьеры в Венеции опера-буфф Джоаккино Россини «Итальянка в Алжире» впервые прозвучала в столице. Факт столь же радостный, сколь и печальный.

Собственно, все богатейшее наследие итальянского композитора, а это около 40 опер, в России почти не освоено. Хотя справедливости ради надо заметить, что почти одновременно с концертной «Итальянкой» в Москве появился полноценный спектакль в Петербурге, в маленьком театре «Зазеркалье», до того блеснувшим своей — россиниевской же — «Золушкой». В Москве все неплохо только с «Севильскими цирюльниками» (это название есть в «Новой Опере», в «Геликоне» и вот-вот появится в Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко). И ситуацию время от времени исправляют приглашенный интернациональный состав музыкантов и скромные сценические возможности концертного зала.

Главной интригой московской «Итальянки» стала партия итальянки Изабеллы, счастливо избавившейся от плена и любовных объятий алжирского бея Мустафы, в исполнении местной меццо-сопрано Маргариты Мамсировой (известной в первую очередь как Ольга в черняковском «Онегине», то есть совсем в другом амплуа). Ее окружали три итальянских певца: Марио Дзеффири в партии Линдоро, Роберто де Кандиа — Таддео и Лоренцо Регаццо — Мустафа. В партии жены Мустафы, Эльвиры, выступила испанское сопрано Давиния Родригес. Солистов сопровождал Российский национальный оркестр под управлением знатока россиниевской музыки — впервые приехавшего в Россию Альберто Дзедды. Для человека более чем солидного возраста (82 года) Дзедда продемонстрировал живость духа и тела, энергию и позитивность, без которых музыку Россини, наверное, исполнять было бы невозможно.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

«Итальянка в Алжире» в Большом зале Консерватории
Заглавную героиню на сцене по объективным сюжетным причинам пришлось довольно долго ждать. До этого публика познакомилась с Давинией Родригес, у которой за всю оперу была в этот момент самая эффектная возможность продемонстрировать свой голос публике. Сопрано у певицы бронебойное, и это достоинство своего голоса она щедро обрушила на слушателей, оставляя далеко позади всех своих партнеров. Сила голоса — качество, безусловно необходимое для певца, но в случае с Россини оно все же не так важно, как нюансировка, эмоциональное интонирование, технические премудрости. Однако всем этим певица не блеснула.

Появившийся на сцене Лоренцо Регаццо ситуацию исправил, вернув зрителя в стилистику россиниевского звучания, которое состоит в том, что от исполнителя требуется не просто пение в чистом виде, а голосовая игра, эмоциональное насыщение роли. Певец с этой задачей справился, как никто другой. Регаццо не только великолепно сыграл Мустафу на нескольких метрах консерваторской авансцены, но и проинтонировал своего персонажа в комическом ключе, показав технические возможности своего звучного, певучего баса и украсив его многочисленными пассажами, невероятно важными именно для опер Россини.

Предшествует появлению Изабеллы и еще один герой — Линдоро. Марио Дзеффири прозвучал комично в этой, вообще-то, романтической роли даже не потому, что отчаянно комиковал, а просто из-за своего удивительно забавного тенора. Его явно не хватало на Большой зал Консерватории, и крайние верхние ноты звучали надрывно, почти что пискляво.

©  Евгений Гурко / OPENSPACE.RU

«Итальянка в Алжире» в Большом зале Консерватории
Выход главной героини оперы сопровождается красочной арией Cruda sorte! Amor tirano!, с которой Маргарита Мамсирова, увы, не справилась. Голос певицы, достаточно объемный и сильный, звучал глухо и сдавленно, чувствовалось, что до последних рядов зала звук не доходил. Певица избегала вставных колоратурных пассажей и верхних нот, что сделало финал арии скомканным, обрубленным, тусклым. В целом первое действие походило скорее на репетицию концерта, чем на концерт. Исполнителям удался лишь финал — стретта Va sossopro il mio cervello.

Второе отделение оказалось поярче. Прозвучала ария Таддео в исполнении Роберто де Кандиа — певца с очень выразительным голосом. Де Кандиа показал себя грамотным вокалистом, владеющим искусством нюансировки. Мамсирова намного удачнее исполнила вторую арию Изабеллы (Per lui che adoro).

И все же досадно, что недочеты, которых солисты могли бы избежать, создали ощущение дисгармонии. В исполнении певцов не было какого-то чувства партнерства, принадлежности единой музыкальной линии — фактор, едва ли не решающий в любом оперном исполнении. И при кажущемся успехе проекта (бурные аплодисменты) не покидало чувство легкого разочарования.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • prostipoma· 2010-02-01 21:41:24
    Это че, стажер писал?
  • indrikzver· 2010-02-02 14:24:50
    Родригез орала,что мне не нравилось...Я посмотрел потом два спектакля на видео и в обоих певицы орут...Как сказал, человек имеющий прямое отношение к этому проекту, там нужно петь именно так .
    Второе, Итальянка в Алжире - это комическая опера, и Дзеффири там на месте...Высокий тенор? Ну и что...Мне нравится разнообразие голосов...Где то Флорес, где то Миронов, а у нас был грек ...
    И последнее.
    Вы знаете что такое собрать состав для концертного исполнения оперы? ...Ну вот ...
    Я не помню ни одного исполнения , которое мне бы понравилось...Это лотерея.Это не опера, на которую за год, два подписываются контракты.Такие вещи надо понимать...
    В целом, все прошло хорошо...
    Увертюра была исполнена на мировом уровне...Хор Большого молодцы...Не ожидал, что смогут Россини...Стиль был...
    О тех, кто не понравился писать не буду.

  • gaveston· 2010-02-02 22:12:30
    to indrikzver

    Вам не кажется, что первое предложение Вашего текста противоречит последнему? Кроме того, если ни одно концертное исполнение Вам не понравилось, почему же "в целом было хорошо"?
  • koproinfanta· 2010-02-03 16:54:34
    Уважаемый Фёдор!

    Высказанные Вами оценки несправедливы и плоски.

    Хочется вступиться за певцов, изговненных Вами с удивительной поспешностью и досадным презрением. Именно из-за отсутствия в России достойных исполнителей-вокалистов невозможна постановка опер Россини.

    Поэтому первая, за кого хочется вступиться - это Маргарита Мамсирова. Свою партию она провела на высоком профессиональном уровне, и Ваши утверждения о том, что она "не справилась", ложны. На отечественнной оперной сцене меццо такого класса - явление редкое. Да, у неё есть свои недостатки. Но есть и настоящий меццо-сопрановый тембр, артистизм, смелость, дисциплина, стабильность. И это немало.

    Испанская сопрано, "бронебойная", по Вашим словам, просто здорово пела! В Москве редко звучат голоса такого уровня вокальной культуры, и уж точно ими не располагают труппы российских театров, воспитанники отечественных учебных заведений. В данной партии, невыигрышной, сложной ансамблево и тесситурно, невозможно было представить себе более точного попадания - артистически, технически, особенно в предложенных "походных" условиях.

    Тенор, якобы "писклявый" - экстравагантный, яркий, абсолютно органично и виртуозно существует в россиниевском звуковом мире. Может быть, уху, привыкшему к героическому натужному треску или сладкому и фальшивому вою теноров ансамбля Александрова, такое пение непривычно...Но лично меня этот певец заставил вспомнить о легендарном Гарсиа, первом исполнителе россиниевских опер.

    В целом певцы создали буквально на пустом месте яркий, интересный спектакль, который имел редкий для Москвы, нашего музыкального захолустья успех.

    Порядочную, жирную свинью частенько подкладывал им РНО, не знакомый с особенностями оперного жанра, попросту заглушая вокалистов симфоническим грохотом. Однако стоит всё же отметить выразительные соло духовиков, сыграннные с фантазией и чувством.

    Так что не всё так плохо, как описал Фёдор.
  • tridi· 2010-02-06 17:02:02
    Какая замечательная фотография остроумной красавицы!
    Браво, Евгений Гурко)))
  • kukla· 2010-02-16 15:11:07
    Какой ужас! Какой идиот это писал! Вяземский - полный непрофессионализм! Стыд-позор!
    Стыд позор редактору Бирюковой, которая пропускает такое фуфло! Тем паче, что она сама была на этом концерте! Ужас! Ужас! Ужас! ПОЗОР!!!!!
    1) Это не первое исполнение Итальянки в МОскве! Постыдились бы! Еще Долуханова это пела!
    2) Дзеффири не итальянец, а грек - на всех сайтах в сети про это написано!
    3) Дзедда в России выступал уже - даже в буклете об этом сказано! Вяземский! Вы 200 рублей на буклет пожалели что ли? Так прессе же за даром дают!
    4) Родригес пела в традициях именно этой комической роли - там и надо орать поверх всех - в этом прикол!
    Нет, я в шоке! Эти выпендрежники из ОпенСпейс, оказывается, просто профнепригодны!
Все новости ›