Отдельно взятое человеческое одиночество неприкаянно болтается и коченеет в бытийном космосе.

Оцените материал

Просмотров: 13152

Юбилей Валерия Гаврилина в Петербурге

Дмитрий Ренанский · 11/11/2009
Образ идеального почвенника — лишь маска деревенской Гретхен, намертво приставшая к лику самого непонятого гения русской музыки ХХ века

Имена:  Валерий Гаврилин

©  РИА Фото

Валерий Гаврилин. 1983 год

Валерий Гаврилин. 1983 год

Семидесятилетие со дня рождения и десятилетие со дня смерти Валерия Гаврилина в Петербурге отметили нельзя сказать чтобы очень масштабно. Капелла провела мемориальный фестиваль, примечательный разве что лубочным слоганом: «Он воплотил в своей музыке народную жизнь без прикрас, подлинно и самобытно». Прошла презентация неоконченной монографии музыковеда Александра Тевосяна, пережившего композитора лишь на два года. Были и отдельные концерты в разных залах и с разными исполнителями.

То есть кто во что горазд. Как будто бы ничего экстраординарного, выходящего за рамки текущей концертной жизни: Гаврилина и без «датских» поводов играют много, часто и с удовольствием. Социально значимыми событиями — как было в праздничные годы Прокофьева и Шостаковича, когда Филармония и Мариинка массово соревновались друг с другом в пышности и напыщенности фестивальных торжеств, — юбилейные мероприятия не стали.

А ведь еще совсем недавно Гаврилина почти официально пытались короновать едва ли не главным (и уж точно — самым национальным) русским композитором конца ХХ века.

Основания для этого вроде как имеются — и творческие, и биографические. Родился в вологодской глуши, детство провел в селе без радио и электричества, в люди выбился поздно, но зато в двуедином амплуа композитора-фольклориста. Народный тип, выходец из простонародья, каждой нотой, каждой интонацией убеждающий: «Братцы, а я что? Не свой? Я — чистокровнейший свой, не дворянских кровей…».

Формально все так и есть. Но стоит повнимательнее вслушаться в самые непохожие сочинения композитора, чтобы понять: роль национальной культурной иконы ему не подходит, а образ идеального почвенника — всего лишь маска деревенской Гретхен, намертво приставшая к лику самого непонятого гения русской музыки ХХ века.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • busidoremikle· 2009-11-12 14:35:47
    Был на "Перезвонах", впечатление грандиозное - хор у Мариинки просто на зависть и восхищение, да и сам зал концертный.
    Статья отличная, спасибо!
  • tridi· 2009-11-23 13:40:36
    Открытие Гаврилина, вероятно ещё впереди
  • tridi· 2009-11-23 13:50:45
    Вспоминается телепередача, в которой Гаврилин высказывал свои опасения по поводу современного состояния отечественной музыки. Помню, что интервью было - нерадужным...
    А недавно по радио услышал чьё-то сочинение, которое меня удивило: подумал - ну кто же сегодня так интересно пишет и почему я о том композиторе ничего не знаю? Оказалось, что исполялась музыка Гаврилина!
Все новости ›