Сегодня в Петербурге невозможно найти ни одного клавесина или старинного фортепиано – куда все это исчезло?
Просмотров: 11030
Андрей Решетин: «Earlymusic возвращает память и удлиняет ее»
Экс-скрипач «Аквариума» и худрук фестиваля Earlymusic рассказал о том, как живет один из главных российских музыкальных форумов
В Петербурге завершился очередной фестиваль старинной музыки Earlymusic, с конца прошлого века ставший таким же устойчивым культурным брендом Петербурга, как Эрмитаж и Мариинский театр. Вот уже двенадцать лет Earlymusic умудряется причудливым образом примирять почвенничество с западничеством, а андеграунд – с гламуром. Про этот фестиваль многое объясняет то, что у его истоков стояли аристократ из тысячелетнего рода и экс-скрипач «Аквариума». Два года назад бессменный директор фестиваля Марк де Мони покинул Earlymusic, а Андрей Решетин остался рулить в одиночестве.
— Каково это вообще — заниматься в России старинной музыкой двенадцать лет подряд?— Очень почетно и очень тяжело. В Европе занимающийся старинной музыкой человек просто вспоминает себя, прикасаясь к своей духовной истории. В России ситуация принципиально иная: приходится зашивать огромную рану ХХ века, когда было уничтожено все или почти все наше прошлое, от которого остались некоторые артефакты: коробки дворцов, Эрмитаж. Нас отбросило на несколько тысячелетий назад. Earlymusic возвращает то, что было утеряно, как казалось, безвозвратно. Музыка была лишь маленькой частью этого утраченного мира, но сегодня она становится зеркалом, которое возвращает потерянный образ прошлого. Поэтому мы изначально уделяли большое внимание русской музыке XVIII века. Через нее мы вытягиваем контекст времени.
Мы очень талантливы, очень терпеливы, достаточно умны, в нас есть великодушие. И при этом — такая трагическая судьба. Все потому, что наша память очень коротка: мы помним максимум 150 лет своей истории. Сегодня в Петербурге невозможно найти ни одного клавесина или старинного фортепиано — куда все это исчезло? Старинная музыка — это только повод: Earlymusic возвращает память и удлиняет ее. У нас не хватает средств, чтобы заниматься этим с должным размахом. Но у нас хватает умения, несмотря ни на что, делать это качественно.
— С годами что-то изменилось в подходе к организации фестиваля?
— Да в общем-то мало что. Мы по-прежнему привозим лучших европейских музыкантов, и не только ради концертов, но и на мастер-классы. Фестиваль не должен быть только удовольствием, это для нас принципиально. В противном случае он превращается в китч. Мы по-прежнему амбициозно стремимся развивать старинную музыку в России, влияя на молодых исполнителей, формируя вкус публики и разрушая их общие стереотипы.
— Earlymusic изначально был больше, чем просто фестиваль…
— А так и должно быть. Это инструмент: как скрипка звучит в зале, так фестиваль звучит в социуме. Фестиваль создает вокруг себя пространство культурных вибраций, которые приближают нас к духовному самоосознанию. Мы пытаемся слышать вызовы времени и отвечать на них.
— Когда в прошлом году вы включили в программу Earlymusic увесистый блок world music, это тоже был ответ на какой-то вызов времени?
— Тут все было просто. Не то что мы сели и решили: ага, давайте сделаем пару программ с world music. Необходимость что-то поменять в фестивале осозналась сама собой. Получилось как с деревом, которое в какой-то момент вдруг начинает расти в неожиданную сторону. Хотя в случае Earlymusic все как раз вполне объяснимо.
Взаимодействие культур — ключевая проблема сегодняшнего мира. Как и несколько тысячелетий назад, сегодня существует только два типа отношений между культурами: либо одна съедает другую, как большая рыба маленькую. Либо они вступают в брачный союз. Последнюю ситуацию мы и пытаемся моделировать. Скромно, но очень эффективно. Чтобы понять, в какой степени мы европейцы, нужно углубиться в восточную культуру.
Читать текст полностью
КомментарииВсего:8
Комментарии
- 29.06Подмосковные чиновники ходят на работу под музыку
- 27.06В Нижнем ставят экспериментальную оперу
- 25.06Умерла «самая русская» пианистка Франции
- 22.06Готовится российская премьера «Персефассы» Ксенакиса
- 21.06СПбГУ открывает кураторскую программу по музыке и музыкальному театру
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451734
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343365
- 3. Норильск. Май 1268597
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897672
- 5. Закоротило 822122
- 6. Не может прожить без ирисок 782250
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758796
- 8. Коблы и малолетки 740873
- 9. Затворник. Но пятипалый 471277
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403082
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370476
- 12. ЖП и крепостное право 368035
и ее администрация работает не столько как менеджер культурных проектов, сколько как агент по сдаче коммерческой недвижимости...
меж тем филармония ничего не теряет от простоя и почти пустых залов, и никто не в минусе кроме гос.бюджета...
конечно, можно обвинять в недостаточной масштабности фестиваль и его организаторов в отсутствии веры в правомерность и целесообразность таких финансовых затрат на зал, тем временем в этих залах будут выступать оркестры муз.школ, разные "Классики", программы типа "Мелодии мобильных телефонов",проводиться конференции и конгрессы... посмотрите на афиши двух филармонических залов, и эти афиши не делают чести ни Петербургу как культурной столице, ни менеджменту этих залов.... Но ведь филармония не работает себе в минус! И ее престиж и з/плата ее работников не зависят от уровня организации концертной жизни... И едва ли не все интересные ее концерты организуют ее аредаторы, а не она сама... Так что на самом деле филармония реально работает себе в минус, получая плату за аренду, и растрачивая ее на концерты, которые не сами окупаются
вот ссылка: http://www.tv100.ru/video/view/20979/