Так получается, что РНО для Москвы уже больше чем оркестр. И может позволить себе фестиваль, где он – главный герой
Имена:
Александр Скрябин · Алексей Серов · Алина Шакирова · Анастасия Белукова · Вольфганг Амадей Моцарт · Вячеслав Войнаровский · Люси Кроу · Максим Рубцов · Михаил Плетнев · Петр Чайковский · Светлана Парамонова · Симона Кермес · Штефан Генц · Юлия Корпачева
© Евгений Гурко
Если
известие о новом государственном статусе Российского национального оркестра не слишком афишируется, то масштабный и амбициозный проект РНО, открывший московский сезон, — совсем напротив. Семь дней подряд — Михаил Плетнев и его коллектив, такого еще не было. И зал набирается даже не на самые очевидные программы, и стоячие овации устраиваются, и в глазах слушателей пылкая любовь не к музыкальному искусству вообще, а конкретно к этому коллективу. За время существования РНО вокруг него сформировалась совершенно особая каста поклонников, и это дорогого стоит.
В общем, так получается, что РНО для Москвы уже больше чем оркестр. И может позволить себе фестиваль, где он — главный герой. Подразумевается, что «Большой фестиваль РНО» станет ежегодным. Но совсем не обязательно, что он останется на Новой сцене Большого театра, где проходит сейчас.
© Евгений Гурко
Тем более, выглядит он там немножко вызывающе, учитывая, что предельная разножанровость программы демонстрирует безграничные возможности оркестра (привет Мариинке и Гергиеву). Впереди, во второй половине фестиваля, который продлится до конца недели, есть даже вечер балета. В первой же половине уже прошло — ни больше ни меньше — концертное исполнение оперы Моцарта «Волшебная флейта», которая имеется в репертуаре Большого и идет ровно на этой же сцене без особых восторгов.
Читать текст полностью
А тут вышел оглушающий успех. Из всех оперных проектов Плетнева, над которыми уже сложилась традиция похихикивать, как над прихотью большого музыканта, «Флейта» вдруг оказалась самой удачной и гармоничной. Конечно, это была не вся опера — без диалогов, только музыкальный дайджест. То есть одну ее трудность просто выкинули. Но с остальными справились на ура.
© Евгений Гурко
Не вызывал вопросов кастинг, где западные специалисты были изобретательно дополнены отечественными вкраплениями, такими как монументальный Вячеслав Войнаровский (Моностатос), изящная Анастасия Белукова (Папагена), две из Трех дам (Юлия Корпачева и Алина Шакирова — третью пела латышская знаменитость Инга Кальна), а также три отличные, отмуштрованные девочки из хора Большого театра, изображавшие Трех мальчиков.
Все они удачно влились в интернациональный коллектив, состоявший вовсе не из каких-то сверхъестественных звезд, а просто из хороших певцов, умеющих петь Моцарта. Особенно хорошо это получалось у артистичного и даже харизматичного Папагено, которого исполнял немецкий баритон Штефан Генц, и нежной Памины в исполнении британки Люси Кроу с невероятной красоты сопрано. В роли единственной звезды, которой публика аплодировала уже при ее появлении на сцене, была Симона Кермес в партии Царицы ночи, которую, как выяснилось, в данном проекте нужно было любить все же за экстравагантность и сумасшедший драйв, а не за точные колоратуры.
© Евгений Гурко
Не вызывали вопросов и оркестр, всегда бывший более моцартовским, чем любой другой русский оркестр, и сам маэстро, дающий порой чуть более медленные темпы, чем это принято по современным нормам, но в каждой ноте демонстрирующий осмысленность и внимание к солистам.
Вообще-то фестиваль посвящен Чайковскому, который считается визитной карточкой Плетнева. И начался он с Пятой и Шестой симфоний, когда-то, в середине 90-х, бывших чуть ли не манифестом нового оркестра и нового стиля игры, а теперь прежде всего необходимых припасов для азиатских гастролей. Так что ныне две эти хрестоматийные вещи в исполнении РНО в Москве — событие.
Со времени эпохальной записи на Deutsche Grammophon Чайковский у Плетнева, кажется, помягчел, очеловечился, не действует больше как холодный душ. Хотя комок в горле по-прежнему вызывает — даже несмотря на очень некомфортную для этой музыки акустику, где не тянется звук и оркестр не сливается в tutti.
© Евгений Гурко
Но гораздо большей неожиданностью стало великолепное исполнение «Поэмы экстаза» Скрябина со сверкающим соло молодого концертмейстера группы труб Владислава Лаврика, завершившее третью, очень трогательную программу фестиваля. В ней оркестр представлял свои собственные поводы для гордости — солистов, игравших моцартовский Концерт для флейты и арфы (Максим Рубцов, Светлана Парамонова); валторновый концерт Глиэра (Алексей Серов); сбалансированную духовую группу, дисциплинированно исполнившую Серенаду Моцарта под руководством авторитетного британского кларнетиста Майкла Коллинза. Повеяло прямо-таки западным респектом из коллективов группы А, когда оркестранты — это не безликая толпа, а сообщество сознательных граждан.