Оцените материал

Просмотров: 6633

«Любовный напиток» в Михайловском театре

Дмитрий Ренанский · 30/05/2008
Во второй раз в нынешнем сезоне труппа представляет не оригинальную продукцию, а постановку с чужого плеча

©  Михайловский театр

«Любовный напиток» в Михайловском театре
Во второй раз в нынешнем сезоне труппа представляет не оригинальную продукцию, а постановку с чужого плеча
Михайловский театр представил вторую оперную премьеру сезона — «Любовный напиток» Гаэтано Доницетти показали в рамках перекинувшегося в Питер московского фестиваля «Черешневый лес». Прошедшую в День города премьеру посетили губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, полпред Илья Клебанов и первая леди страны Людмила Медведева. Примечательно, что первые лица Ленобласти провели этот вечер не в Мариинке, где в это время проходил торжественный гала-концерт. Амбиций новому руководству Михайловского театра не занимать — здесь прикладывают массу усилий для того, чтобы в городе появился еще один оперный ньюсмейкер, помимо гергиевской вотчины.

Еще год назад, во времена правления Станислава Гаудасинского, в Михайловский ходили только жалеющие денег на Мариинку иностранцы, бюджетники и пенсионеры. Новый директор Владимир Кехман повел театр по буржуазной колее: для бизнес-элиты — регулярно проводящиеся прямо в театре светские мероприятия, для «широкой» публики — баснословно высокие для Петербурга цены на билеты (на недавней премьере «Cпартака» партер стоил рекордные 5000—6000 рублей) и фуа-гра в буфетах. Остались и атавизмы предыдущей эпохи: неподвластное ребрендингу хамство секьюрити да серьезные творческие проблемы.

Поначалу перспективы рисовались более чем радужные: в руководстве оперной и балетной труппы — Елена Образцова и Фарух Рузиматов, за планирование репертуара отвечал один из ведущих петербургских театроведов Константин Учитель. Именно ему принадлежал перспективный план развития Михайловского, в котором среди прочего на нынешний сезон был запланирован ударный дуплет «Борисов Годуновых» — новая постановка оперы Мусоргского в режиссуре Андрея Могучего плюс купленный у Русского фонда старинной музыки одноименный барочный раритет Иоганнеса Маттезона.

Но Учитель уже покинул Михайловский, предложенная им программа свернута, а вместо «Годуновых» под занавес сезона оперная труппа представила «Любовный напиток». Как показал премьерный показ, этот спектакль может быть превосходным кассовым гарниром к творческим и репертуарным свершениям, но не более.

Во второй раз в нынешнем сезоне оперная труппа Михайловского театра представляет не оригинальную продукцию, а постановку с чужого плеча. «Сельскую честь» Лилианы Кавани купили «под ключ» у болонского Teatro Communale. У «Любовного напитка» еще более сложная биография. Впервые этот спектакль режиссер Фабио Спарволи и художник Мауро Карози выпустили в опере Лилля в 1996 году — и с тех пор поставили производство напитка на поток. За двенадцать лет их опус шел и в Болонье, и в Палермо, и в Турине. Теперь вот очередь дошла и до Михайловского.

Спарволи, широко известный лишь как режиссер выпущенной на DVD «Золушки» с Чечилией Бартоли, когда-то начинал с ассистирования Джорджо Стрелеру в миланском Teatro Piccolo, а сегодня является честным тружеником европейской оперной провинции. Где-то там же разворачиваются события и его «Любовного напитка». Акварельно тонкая сценография радует глаз аккуратно наваленным сеном и молочно-небесной лазурью задника — одна абсолютно счастливая итальянская деревня. Или не итальянская. Понять, где и когда происходит действие, очень трудно, да и не нужно.

Мизансцены милы и непритязательны. Не лишенная обаяния разводка актеров напоминает добротные спектакли «Метрополитен-опера». Без бокала шампанского смотреть спектакль скучновато. Но можно и не смотреть. Режиссура здесь — лишь изящная рамка для хороших певцов. В Михайловском таких сегодня нет, но спас импорт. «Любовный напиток» отлично слушался за счет приглашенных итальянских и московских солистов.

В отличие от не слишком удачного кастинга для «Сельской чести» проблем с вокалом в новой постановке почти что не было. Первая партия в премьерном составе досталась одному из самых востребованных молодых итальянских теноров Франческо Мели. Его Неморино запомнился больше буффонными, чем лирическими сценами, и прекрасным вокалом. Главный оперный хит — романс «Una furtiva lagrima» — ему по настоянию публики пришлось бисировать. Такого в Михайловском не случалось уже бог знает сколько лет.

Вторым итальянским героем вечера стал баритон Пьетро Спаньоли (Дулькамаре), блиставший на генеральном прогоне и чуток скисший к премьере. Ангажированные из Москвы Екатерина Садовникова (Адина) и Василий Ладюк (Белькоре) поначалу заметно уступали приезжим коллегам, но мало-помалу распелись, и ко второму акту разница школ была гораздо менее заметна.

За последний год в оперной труппе Михайловского произошли очевидные перемены. Все лучше и лучше звучит и смотрится некогда анемичный и неповоротливый хор. У оркестра появилась и гибкость, и способность не фальшивить в каждом такте. Но все же под управлением молодого маэстро Даниэле Рустионе оркестр, лишенный настоящей дирижерской воли, звучит ни шатко ни валко, а с певцами и вовсе ежеминутно расходится. Без сильной руки дальнейшее существование оперной труппы Михайловского театра весьма проблематично: руководству театра, если оно действительно серьезно настроено, пора озаботиться поиском дирижерских и режиссерских кадров.

КомментарииВсего:1

  • Lina-kara· 2009-11-23 05:23:39
    В принципе, С.Мончак тоже неплохо спела Адину.Да и вообще-нормальная постановка, все лучше "Севильского" в Мариинке-3.
Все новости ›