Оцените материал

Просмотров: 8168

Жан-Кристоф Спинози и Ensemble Matheus в Михайловском театре

Дмитрий Ренанский · 27/05/2009
Мощный, пускай и разовый, импульс к развитию старинной музыки в России

©  Николай Круссер

Жан-Кристоф Спинози и ансамбль «Матеус»

Жан-Кристоф Спинози и ансамбль «Матеус»

Михайловский театр продолжает робкие попытки развернуть собственную промоутерскую деятельность — в пику Валерию Гергиеву, превратившему Мариинку в крупнейшее гастрольное агентство России. До сих пор гендиректор второй петербургской оперы Владимир Кехман ставил исключительно на проверенные и массово любимые бренды: в прошлом сезоне с сольным концертом в Михайловском удалось заманить Роберто Аланью, в нынешнем приезжали Хосе Кура и Анджела Георгиу.

В минувшую пятницу Михайловский решился вступить на терра инкогнита старинной музыки. С концертом-посвящением легендарному кастрату Фаринелли на сцене театра сыграл французский Ensemble Matheus под управлением Жана-Кристофа Спинози.

Событие вполне историческое: впервые за последние годы серьезное гастрольное мероприятие в сфере старинной музыки устраивается без участия ее главного питерского монополиста и пропагандиста — фестиваля Earlymusic. Почин Михайловского театра смотрится особенно выгодно на фоне той непростой кадрово-экономической ситуации, которую переживает сегодня Русский фонд старинной музыки, проводящий Earlymusic. Последний фестиваль прошел в отсутствии всех именитых хедлайнеров прошлых лет, так что визит Ensemble Matheus в Михайловский компенсировал дефицит старинной музыки в Петербурге.

©  Николай Круссер

Жан-Кристоф Спинози и ансамбль «Матеус»

Жан-Кристоф Спинози и ансамбль «Матеус»

Основанный в середине девяностых, Ensemble Matheus (тот самый, что участвовал в недавней премьере «Вечерни Девы Марии» Монтеверди — Кулика в парижском Шатле) представляет новейшую разношерстную генерацию музыкантов-аутентистов. Она включает такие коллективы, как Le Concert d’Astrée или Accademia Bizantina, которые известны в России лишь по записям или благодаря интернету, а в Европе находятся на передовой исторически достоверного исполнительства, концертируя автономно или ввязываясь в амбициозные оперные проекты.

Ensemble Matheus знаменит главным образом своим Вивальди: четыре его оперы подопечные Спинози записали для авторитетного французского лейбла Naïve Classique в компании самых утонченных молодых вокалистов-старинщиков, например Филиппа Жарусски. Изначально именно с ним — главной сегодняшней контратеноровой звездой — Ensemble Matheus ждали в Петербурге. Но что-то не срослось, и в результате в Михайловском спел Майкл Маньячи — темная лошадка с голосом еще более специфическим, чем у Жарусски. Юношеский процесс мутации у Маньячи застопорился где-то на половине пути, гортань и связки будущего певца не выросли до взрослых размеров, а итогом игр природы стало самое что ни на есть настоящее мужское сопрано.

Видный эксперт по контратенорам и прочим чудесам природы Леонид Десятников проигнорировал концерт — и, в общем-то, правильно сделал. В репрезентативном репертуаре Фаринелли (арии из «Меропы» Джакомелли, «Демофонта» Дуни, «Полифема» Порпоры и «Артаксеркса» Хассе) Майкл Маньячи шармировал редкой для высоких мужских голосов мягкостью и маслянистостью тембра, продемонстрировал безукоризненную выравненность регистров и взял все предусмотренные верха. Но не более того: при всем своем экстремальном вокальном обаянии рядом с лучшими из коллег (Андреасом Шоллем, Йошиказу Мерой или тем же Жарусски) американский сопранист смотрелся бы бесчувственной восковой фигурой.

Контратенор, а тем более мужчина-сопранист — земной человек, поющий неземным голосом. В человеческом измерении Маньячи слишком бесстрастен. Слушая его, довольно трудно поверить в то, что в жилах певца течет кровь, а в груди бьется сердце. До ангела он не дотягивает по показателям рафинированной чистоты тембра и хирургической точности интонации. От такого голоса трудно упасть в обморок или тем более лишиться рассудка, то есть повести себя в соответствии с фанатским кодексом оперного завсегдатая XVIII века.

©  Николай Круссер

Жан-Кристоф Спинози и ансамбль «Матеус»

Жан-Кристоф Спинози и ансамбль «Матеус»

О’кей, но не супер — то же самое можно было бы сказать и о выступлении самого Ensemble Matheus. Звук у оркестра в концертном изводе был отнюдь не так светоносен и упруг, как на записях. Изрядный дискомфорт доставила ватная акустика зала Михайловского: нежные голоса старинных инструментов и важные в изощренной игре французов детали терялись на пути к публике, а о присутствии в ансамбле фундамента бассо континуо можно было догадаться только по выразительной мимике клавесиниста.

Между тем все эти обстоятельства не помешали стать выступлению Спинози, Маньячи & С° одним из важнейших концертов этого сезона. Ни разу в нынешнем году Петербург еще не слышал такого бережного отношения к звуковой материи, не наблюдал бьющих ключом со сцены музыкальной культуры и европейского оптимизма.

Кроме того, впервые старинная музыка стала достоянием не только достаточно ограниченного контингента фестиваля Earlymusic, который не способен был вывести старинную музыку из элитарной субкультуры на количественно новую аудиторию. Приезд Ensemble Matheus в Михайловский, с сильной пиар-поддержкой, расклеенными буквально на всех улицах города афишами и в результате аншлагом с приставными рядами в оркестровой яме, — мощный, пускай и разовый, импульс к развитию earlymusic в России.

Это самое развитие, по всей видимости, не за горами. Не первый день по Петербургу циркулируют самые невероятные слухи о грядущем перед осенним фестивалем Earlymusic альянсе Русского фонда старинной музыки и Мариинского театра. Поговаривают, что фестивальные концерты пройдут в Мариинке-3, акустически идеально подходящей для старинного репертуара. К тому времени, глядишь, хозяин Михайловского Владимир Кехман сдержит обещание, перестроив выкупленный им у города универмаг «Фрунзенский» в КЗ «Михайловский» и продолжит разработку начатой им с концерта Ensemble Matheus золотоносной жилы.


Другие материалы раздела:
Екатерина Бирюкова. Дягилевский фестиваль в Перми, 22.05.2009
Борис Филановский. Музыкалипсис
, 21.05.2009
Сергей Крылов: «Мне нравятся вещи, сделанные на пределе возможностей», 18.05.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›