Оцените материал

Просмотров: 32191

Мать и дитя: семейные сцены

Валентин Дьяконов · 13/03/2012
У любимого сюжета Генри Мура были параллели и в глубоком прошлом, и в политически сомнительном настоящем

Имена:  Генри Мур

Рабочее происхождение

©  The Henry Moore Foundation

Генри Мур. Мать и дитя. 1932

Генри Мур. Мать и дитя. 1932

Мур родился в Йоркшире. Его отец, как и многие жители региона, был шахтером, а мать присматривала за восемью детьми (включая будущего скульптора). В классической монографии о Муре историк искусства Герберт Рид пересказывает детское воспоминание скульптора: «Мать страдала от ревматизма... и, когда Генри вырос и окреп, она просила сына натирать ей спину самодельной мазью с резким запахом. От этого запаха у него слезились глаза, но на всю жизнь осталось тактильное ощущение от контакта с костями под слоями кожи и мышц. Спина матери — она была крупной женщиной — казалась мальчику необозримой, полной контраста между податливой плотью и твердой костью. В этом контрасте он позже признал особое, скульптурное ощущение телесности».


Искусство для простых людей

©  ГТГ

Александр Дейнека. Мать. 1932

Александр Дейнека. Мать. 1932

Мур любил подчеркивать свое рабочее происхождение, хотя, по всей видимости, его отец был человеком образованным и активным. Культивируемая скульптором простота; житейская мудрость и практицизм, которые у британцев ассоциируются с Йоркширом, повлияли и на выбор сюжетов. В этом смысле Муру близок культ материнства, характерный для тоталитарного искусства СССР и Германии (общество, декларирующее власть «простых людей», испытывает необходимость в четких, считываемых на животном уровне образах — особенно когда религиозное поклонение Богоматери не приветствуется). Впрочем, как раз в 1920-е годы в Европе случился так называемый «возврат к гармонии», когда многие художники интернационального стиля ар-деко не задумываясь стали использовать традиционные сюжеты, слегка приправляя их модернистскими приемами.


Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›