ИСКУССТВО / ВИДЕО
Реклама — не реклама
Центр современной культуры «Гараж» показывает самый глянцевый видеоарт мира на улице — в самую плохую московскую погоду
Прочитать закадровый текст полностью
{-page-}
Стоишь в пробке у светофора и смотришь на большой экран на здании Мосэнерго. Сам экран очень яркий — не заметить его невозможно. Рекламу обычно видишь только боковым зрением, но здесь все так ярко и в упор — понятно, что туда надо смотреть.
Если очень повезет, попадешь на титры, которые объяснят, в чем тут дело: это первая часть видеопрограммы Moscow on the Move Центрa современной культуры «Гараж». Начинается она с короткого ролика из «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова, в котором как раз появляется в кадре нынешний «Гараж». Фильм Вертова превратился в часть рекламной заставки для современного искусства, которое, в свою очередь, давно уже превратилось в рекламу самого себя.
Особенно хорошо это видно в произведениях группы AES+F. Чисто по времени их больше всего. Целых девятнадцать минут, в то время как у других авторов по паре минут, не больше. Странное решение. Почему? Пока никто не дал ответа.
Вообще, главное в этой истории — молчание. Если в Венеции на биеннале в прошлом году работа AES+F пугала посетителей своей вагнеровской аудиодорожкой, то тут видео идет без звука, а проезжающие в машинах слушают что хотят. Рыжие молодые люди, убивающие мечами друг друга, сняты в розовой эстетике глянцевого журнала, и кажется, что вот-вот пойдут титры с названием каких-то духов. Жесты борьбы механически повторяются, начинается апокалипсис в 3D, самолеты падают с небес… но тут светофор переключается на зеленый свет, и всё — поехали. Запах духов исчезает так же быстро, как и возник...
Так кого же AES+F здесь рекламируют, кроме самих себя? Может быть, еще другое современное видеоискусство, например из Китая, из Америки, из Германии, которое идет после них. Но до него дойдет дело только в час пик, поскольку все это, вместе взятое, по времени не больше, чем AES+F. Кстати, куратор Ханс Ульрих Обрист взял самые глянцевые работы, которые можно было найти, и как можно более короткие. Думаю, что сознательно. От Яна Фудонга, китайского режиссера, который славится своими очень длинными черно-белыми кинофильмами, здесь только двухминутный этюд в «техниколоре». От Сары Моррис (про нее я уже на OPENSPACE.RU писал) — короткий клип из длиннющего фильма про Лос-Анджелес и Голливуд, с Брэдом Питтом, Джеком Николсоном и так далее. А от гениального немецкого бойца левоавангардного просветительского кино Александра Клюге — только документация с вечеринки на открытии его довольно невнятной пятиэкранной видеопроекции.
Клюге, кстати, служит примером того, что отличает арт-видео от классического кинофильма: видео может создавать и менять пространство, становиться инсталляцией. Происходит ли это в проекте Moscow on the Move? Создает ли этот экран и программа на нем эффект пространственного преобразования, может ли он конкурировать с агрессивной городской средой?
Может быть. Но только если стоять на набережной и смотреть прямо в реку, где яркий свет экрана отражается в волнах, где все так тихо и холодно, как никогда. А так, издалека, это просто еще одна реклама.
Адрес показа: Раушская набережная, 10 (хорошо видно с противоположной стороны реки, от разрушенной гостиницы «Россия»). Программа демонстрируется 24 часа в сутки.
Смотрите также
-
21.02.2011 · «Я очень много трудился»
-
17.02.2011 · Пятнадцать сверхкоротких фильмов из программы фестиваля ESFf
-
16.02.2011 · Сергей Михалок: «Я не хочу жить в Городе грехов»
Читайте также
видео
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451965
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343486
- 3. Норильск. Май 1269039
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897783
- 5. Закоротило 822274
- 6. Не может прожить без ирисок 783135
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760012
- 8. Коблы и малолетки 741273
- 9. Затворник. Но пятипалый 472144
- 10. ЖП и крепостное право 408061
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403520
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370842