Видео

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА / YOUTUBE С ЛЕОНИДОМ ДЕСЯТНИКОВЫМ

Принуждение к беглости пальцев

Леонид Десятников · 07/11/2008
Высокое порно Аргерих или шик, блеск, красота Володося — у всех это бывает по-разному

Марта Аргерих. Соната Скарлатти ре минор k. 141



Оксюморон: высокая точность и фирменная аргериховская небрежность (в хорошем смысле слова). Более 1200 комментариев — для сегмента классической музыки довольно много. Пианисты обсуждают аппликатуру (321321 для тех, кто понимает), остальные — их большинство — сосредоточены на другом. «Летающие обезьянки... маленькие паучки... «широко закрытые глаза»... ведьмовская харизма...» и, наконец, исступленное: «Я хочу видеть ее пальцы!!!» Воспаленные ютьюберы под паучками и прочей фауной подразумевают пальцы пианистки, а «пальцы» из последнего цитируемого вопля — субститут того, что обычно показывают в XXX-movie. Не стоит «ходить вокруг куста», скажем прямо: это высокое порно с потрясающим саундтреком; высокое — потому что нам не показали ничего, но благодаря неведомому режиссеру мы увидели, как А. (в рабочее время!) транслирует такую мощную сексуальную энергию, что даже чудесный французский гобелен (2.02—2.23, «Триумф Вакха и Ариадны», спасибо А. И. за атрибуцию), призванный переключить наше восприятие в «культурный» регистр, кажется досадной помехой.

А пианисту Сергею Бабаяну, открывшему мне это видео летом 2006 года, объявляется благодарность.

Здесь у меня был запланирован плавный — через Скарлатти — переход к 47-летнему канадскому виртуозу Марку-Андре Амлену (Hamelin), «сделавшему карьеру на исполнении произведений, считавшихся неисполнимыми» (из шутливого авторезюме). Но «Посвящение Доменико Скарлатти» кисти самого Амлена, в котором остроумно обыгрываются столь присущие скарлаттиевскому стилю аччакатуры, решено оставить лишь в качестве бонуса. Хоть я и подписался под письмом в ЮНЕСКО, требующим столетнего моратория на исполнение музыки одной священной божьей коровки, основным блюдом, так уж и быть, пусть послужит Тройной этюд на темы Шопена — ловкий фьюжн в духе многочисленных шопеновских транскрипций Леопольда Годовского. Предлагаемый вашему вниманию слоеный Змей Горыныч скомбинирован из всех ля-минорных этюдов вышеупомянутого автора (ор.10 № 2 и ор. 25 № 5, 11). Собственно музицирование начинается с 1.29. Слушая эту музыку, вспоминаю набоковскую трехрукую девочку из «Весны в Фиальте».



Амлену уже не хватает Листа с Альканом, он сам создает себе репертуар, и это замечательно. Но мне хочется чего-то элементарного, Клементи или там Майкапара; за бурными каскадами хочется расслышать его самого. Замечу в скобках (хотя где же тут скобки?), что я упустил этот шанс в июле 2005-го, опоздав на локенхаузский фестиваль, где А. играл мои сверхлегкие «Отзвуки театра». «Так и не познакомились».

Другой канадский пианист не нуждается в предст... нет, нуждается, однако: наш милый краевед Сергей Бронепоезд не упоминает его в числе знаменитых торонтцев. Это прямо-таки фрейдистское умолчание требует отдельного разговора, но у нас такой возможности нет, поэтому перейдем прямо к делу. Великий парадоксалист Глен Гульд, как известно, с нескрываемым отвращением записал все моцартовские сонаты (см. увлекательнейшую, в жанре «два ужа на двух сковородках» беседу Гульда с Бруно Монсенжоном «Вокруг Моцарта» в книге «Глен Гульд. Избранное. Книга I», изд-во «Классика-XXI», М., 2006). Небезызвестная ля-мажорная №11 представлена в ютьюбе аудиозаписью Вариаций; если вам не хватает «картинки», можно одновременно в новом окне смотреть без звука другой ролик, где ГГ (с субтитрами на чешском языке) снова объясняет Монсенжону, почему он играет эту музыку именно так.

Глен Гульд. Соната Моцарта ля мажор К 331, первая часть



Как мифологический Моцартов супостат из сказки Пушкина, Гульд музыку разымает как труп и поверяет гармонию алгеброй. Начиная в шокирующе медленном темпе и исполняя каждую последующую вариацию все быстрее и быстрее, пианист конструирует свою версию «Pacific 231». Его артикуляция — утрированная, даже карикатурная — отнюдь не низводит Моцарта с пьедестала. Гульд просто репрезентирует какого-то совсем другого композитора — гения, возможно пораженного синдромом саванта (боюсь, что слово «пораженный» выглядит здесь не слишком политкорректным).

Ресурсы ютьюба (как бы) безграничны, и мы вполне можем сделать то, что не удалось Агафье Тихоновне — приставить к неконвенциональной гульдовской первой части сонаты нестандартный финал той же сонаты (Менуэта в ютьюбе нет).

Аркадий Володось. «Турецкий марш» (Соната Моцарта ля мажор К 331, третья часть)



Уроженец Ленинграда и, как принято говорить в таких случаях, один из самых успешных пианистов своего поколения, 36-летний Аркадий Володось записал на CD собственную транскрипцию Alla Turca более десяти лет назад; с тех пор она стала страшно популярной и у пианистов, и у публики, но... Милая, это пестро. — Ах, нет, не пестро. — Ах, пестро! Если Амлен изящно демонстрирует «юмор в музыке» с привкусом абсурда, то Володось, которого «числят последователем виртуозов XIX века, Рахманинова и особенно Горовица», возрождает «исчезнувшую эпоху, когда виртуозность эстрадного пианизма так или иначе корреспондировала со стилем жизни» . Строительный материал у обоих примерно одинаков — контрапунктический инцест нескольких узнаваемых фактур; приджазованный Сергей Васильич (Володосю, между прочим, принадлежит ослепительное переложение «Итальянской польки»); мелкий жемчуг и лихие аккордовые броски; шик, блеск, красота. Поймите, я ведь не против, let it be. Я восхищаюсь Финианом Майнардом, но парусная доска не является для меня предметом первой необходимости.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • Greg· 2009-06-02 00:59:30
    С интересом прочитал. Даже Ю.Е.Финкельштен не сказал бы, что это плохо написано.

    "...мифологический Моцартов супостат из сказки Пушкина" - какая фраза концепционная!

    "Хоть я и подписался под письмом в ЮНЕСКО, требующим столетнего моратория на исполнение музыки одной священной божьей коровки" - а можно получить ссылку на этот текст?
  • tridi· 2010-07-09 13:24:10
    //Великий парадоксалист Глен Гульд, как известно, с нескрываемым отвращением записал все моцартовские сонаты//

    //Как мифологический Моцартов супостат из сказки Пушкина//

    Мелкотравчатое иезуитство под флёром доморощенного интеллектуализма - тоже имеет право на существование)))
  • tridi· 2010-07-09 13:39:52
    У автора так много контекстно-парадоксальных букв, что через них он никак не может пробраться через джунгли бесконечных ассоциаций и рефлексий - к собственным мыслям)))
Читать все комментарии ›

Оцените материал

Просмотров: 17892

Смотрите также

Читайте также

Академическая музыка / НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Все материалы ›
Все новости ›