Три минуты снимали и три часа бегали по полям и огородам
Антон Сазонов ·
31/01/2012
Имена:
Дмитрий Кубасов · Ольга Томенко · Юлия Поставская
«Таня 5-я», «Друг детства», «Дотянуться до мамы»: житие таксистки, история игрушек и семейный триллер в проекте «Короче»
В прошлом году OPENSPACE.RU провел онлайн-фестиваль студенческого короткометражного кино в трех частях: игровые фильмы, анимация и документальное кино. Осенью проект переместился в офлайн — первый фестиваль «Короче» в сентябре прошел на крыше Artplay, в ноябре — на Красноярской ярмарке книжной культуры. Под общим названием «Короче» проект продолжает существовать и дальше: в сети — в виде регулярной колонки журналиста и куратора АНТОНА САЗОНОВА, вне сети — в виде серии показов в разных городах.
Цель фестиваля — познакомить зрителя с авторами, которым, возможно, в ближайшем будущем предстоит определять кинематографическую повестку дня. К фильмам прилагаются анкеты, заполненные режиссерами отобранных картин, которые позволят не только больше узнать об их авторах, но и составить собственное представление о том, что творится в голове у сегодняшнего студента кинематографического вуза.
Студенты, которые захотят принять участие в проекте, могут прислать ссылки на свои работы на адрес [email protected].
«Таня 5-я» (2011). Режиссер Дмитрий Кубасов
Сколько вам лет?
26.
Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Учился в Театральном институте им. Бориса Щукина и Мастерской Марины Разбежкиной.
Лучший преподаватель?
Марина Разбежкина.
Читать текст полностью
О фильме. Почему вы решили начать снимать документальное кино?
Прежде чем я начал интересоваться документальным кино, произошел ряд событий. После школы я поступил в театральный институт на актера, так как ни один из предметов школьного курса особого интереса у меня не вызывал. Тогда, как и сейчас, я был убежден, что актерская профессия — одна из лучших. Но уже в институте понял, что также эта профессия очень зависима в базовых вещах, касающихся самого творчества. Для того чтобы актер сыграл роль, нужно, чтобы эту роль ему кто-то написал. В этом смысле актеров можно сравнить с классическими музыкантами, которые играют уже написанные партии. Мне было мало просто исполнять, хотелось создавать. Переломным моментом стало участие в фильме «Озеро» французского режиссера Филиппа Гранрийе. На этих съемках я изнутри увидел, что есть автор фильма. Филипп был сценаристом, оператором и режиссером. И меня вдохновило это авторское кино в чистом виде. Спустя какое-то время я поступил в Мастерскую Марины Разбежкиной на режиссуру документального кино и в процессе обучения тоже почувствовал себя автором.
С Татьяной я познакомился задолго до того, как начал снимать о ней фильм. Город Покров, где происходит действие, — это мой родной город. Я там вырос. Во время съемок я не думал о сверхзадачах и тому подобной хрени. И тем более не задавался вопросом, про что снимаю кино. Зацепила меня Таня тем, как она накладывает свой макияж. Что до сложностей, то труднее всего пришлось со звуком. Я исполнял роль оператора, звукорежиссера и режиссера. Приходилось самому всем управлять. Некоторые сцены были загублены, потому что я использовал петличку, которая шуршала об одежду. Весь этот материал пришлось выбросить в корзину. При этом фильм не мог быть короче .
Смешная история. В одну из съемок за нами всю ночь гонялись покровские менты, так как кто-то из пассажиров позвонил в полицию и сказал, что по городу ездит такси и снимает на камеру людей. В итоге они нас вычислили, но вскоре отпустили — это случилось 31 декабря. Путина и политику герои обсуждают случайно. В этом фильме нет ни одного постановочного кадра.
Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Понравился. На показе присутствовал Борис Хлебников. Он стал поклонником «Тани 5-й».
В каких фестивалях участвовал фильм?
Взял Гран-при на студенческом кинофестивале «Святая Анна». Получил приз «За лучший дебют» на фестивале «Саратовские страдания». Также стал участником фестивалей «Зеркало», «Золотой Феникс», XXXIII Московского международного кинофестиваля (российская программа).
Любимый документальный фильм?
«Тише!» Виктора Косаковского, «Хлебный день» Сергея Дворцевого и «Девочки» Валерии Гай Германики.
Любимый документальный режиссер?
Вернер Херцог.
Последний документальный фильм, который посмотрели?
«Другой Челси: история из Донецка» Якоба Пройсса.
Сейчас что-нибудь снимаете?
Снимаю свой третий фильм («Алехин» — документальный дебют Кубасова, «Таня 5-я» — вторая работа. — OS). Продолжение фильма о Тане. За два года ее жизнь круто изменилась. В актерской карьере на время съемок я сделал небольшую паузу.
«Друг детства» (2010). Режиссер Юлия Поставская
Сколько вам лет?
33.
Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Понемногу училась во многих местах. Закончила художественно-графический факультет в пединституте (специализация «Графика»), год училась анимации в Праге, потом в школе-студии «Шар», затем попробовала поучиться в ИПСИ. Сейчас посещаю школу диснеевской анимации Александра Дорогова.
Лучший преподаватель?
Вычленить из них кого-то одного не могу. Мне очень везло на преподавателей по жизни. Когда общаешься с умными людьми, да еще и с похожими увлечениями, безусловно, учишься у них всему.
О фильме
Идея мультфильма принадлежит моему другу — украинскому режиссеру Толе Лавренишину. На тот момент она оказалась созвучной моему внутреннему состоянию. Только я попробовала изложить его идею по-своему. Каких-то конкретных сложностей при создании фильма, к счастью, не возникло, если не учитывать тот факт, что денег студия давала мало, а работы было невпроворот. Но все сложилось удачно. Использованная техника — flash-анимация с применением фотошопа и последующей сборкой в афтерэффекте. Выбрала ее, поскольку она мне более-менее знакома.
Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Преподавателям, в общем, понравилось. Но мне было важнее получить критику или одобрение от посторонних зрителей. Реакция тоже оказалась положительной, люди смеялись и аплодировали при просмотре. После сеанса многие подходили ко мне познакомиться, поделиться впечатлениями от просмотра. Лично я такой цели, конечно, не преследовала.
В каких фестивалях участвовал фильм?
Фильм участвовал во множестве международных и российских фестивалей. Некоторые награды: «Лучший фильм для детей» (фестиваль «Анимаевка», Белоруссия), «Лучший студенческий анимационный фильм» («Кинопроба», Екатеринбург), специальный приз фестиваля «Святая Анна», приз «Золотой воздушный змей» за лучший фильм для детей (фестиваль в Буэнос-Айресе, Аргентина), специальный приз фестиваля «Московская премьера».
Любимый мультфильм?
Из детства, конечно же, — «Падал прошлогодний снег» Александра Татарского.
Любимый мультипликатор?
Трудно назвать одного. Например, из современных — Игорь Ковалев, Кодзи Ямамура, Ацуси Вада.
Последний мультфильм, который посмотрели?
«Иллюзионист», полный метр французского режиссера Сильвена Шоме. Мне понравилось.
Сейчас что-нибудь снимаете?
У меня есть несколько задумок-сценариев для следующего фильма. Но я пока не очень уверена в том, что буду продолжать заниматься анимацией.
«Дотянуться до мамы» (2010). Режиссер Ольга Томенко
Сколько вам лет?
28.
Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Училась в ГИТРе им М.А. Литовчина (факультет — режиссура мультимедиа, мастерская Д.И. Таланкина), закончила ВГИК имени С.А. Герасимова (факультет — режиссура кино, мастерская Сиренко и Скуйбина).
Лучший преподаватель?
Дмитрий Таланкин, Борис Конный, Юрий Арабов, Юрий Ильяшевский. Они умеют вдохновлять.
О фильме
В детстве, когда родители уходили и долго не возвращались, меня охватывал дикий, животный страх, что они никогда больше не вернутся. «Дотянуться до мамы» — попытка преодолеть этот страх. Актеров на роли отца и матери пригласили сразу. Это мои знакомые. Их актерскую природу я успела понять, посмотрев, как они работают в театре. Детей искали очень долго. Главное в работе с детьми — правильно их подобрать. Снимали на 35-миллиметровую пленку. Отснятый материал сканировали и весь постпродакшн уже делали в цифре, включая финальную копию. Это мой третий короткометражный фильм.
Одна из задач режиссера в процессе создания фильма — хранить вдохновение, как веру. Во время съемок сложностей возникло много. Собака, исполняющая роль самой себя, сошла с ума. Как объяснил дрессировщик, границы ее мира расширились от размеров городской квартиры и площадки для выгула до бесконечности, ведь мы снимали каждый день в разных местах. В результате она потеряла всякие ориентиры и даже перестала понимать, кто ее хозяин. Ее концентрации стало хватать ровно на один дубль. Выполнив или не выполнив поставленную задачу, она срывалась и стремительно убегала в никуда, за секунду превращаясь в точку на горизонте. Всей съемочной группой приходилось ее догонять. В итоге мы три минуты снимали и три часа бегали по полям и огородам. Вообще было очень много интересного: дети все время разбегались в разные стороны, терялись в лесу, проваливались в сливные ямы, корова напала на оператора, местные бандиты угрожали нам расправой. Короче, можно целую книгу написать.
Еще до съемок на вгиковской студии нам не дали генератор в экспедицию, сославшись на то, что генераторщик в отпуске. На наши попытки объяснить, что без генератора снимать ночные сцены невозможно, нам посоветовали их не снимать, а просто вырезать. На наше возражение, что половина действия в сценарии происходит ночью, предложили переписать сценарий. В итоге мы самостоятельно нашли генератор, маленький, бытовой, снимали ночь буквально с двумя приборами, что было очень сложно и, конечно, сказалось на нервах оператора. Хотя в результате выдумали прием со светом от карманного фонаря. Люблю трудности, они заставляют думать.
Что сказали про фильм ваши преподаватели?
Им понравилось.
В каких фестивалях участвовал фильм?
Малая часть наград: Международный студенческий фестиваль ВГИКа («Приз за лучшую работу режиссера в игровом кино», «Приз за лучшую работу оператора в игровом кино» и др.), XVIII Открытый фестиваль студенческих и дебютных фильмов «Святая Анна» («Лучшая работа оператора», «Лучший игровой фильм»), XXII Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр», конкурс «Короткий метр» (специальное упоминание жюри «За память детства»), бразильский студенческий кинофестиваль (приз зрительских симпатий и др.), XXXIV Международный фестиваль студенческого кино Rencontres Henri Langlois («Лучший режиссер» и др.).
Любимый игровой фильм?
Фильмы нижеперечисленных режиссеров.
Любимый игровой режиссер?
Форман, Феллини, Кесьлевский, Климов, Михалков, Данелия, Герман, Кубрик, Кэмерон и все остальные.
Последний игровой фильм, который посмотрели?
«Жила-была одна баба» Андрея Смирнова.
Сейчас что-нибудь снимаете?
Работаю над материалом для дебютного полного метра. Много предложений. Но большинство сценариев — плохие. Из стоящего: сейчас сочиняем оригинальную историю с Андреем Григорьевым — молодым драматургом из Екатеринбурга. А также работаю над экранизацией одной интересной современной повести.