Фестиваль Plums Fest
Анна Титовец, Кирилл Маркушин ·
24/05/2011
Имена:
Анна Титовец
Видеорепортаж с московского фестиваля аудиовизуальных проектов c комментариями его кураторов АННЫ ТИТОВЕЦ и КИРИЛЛА МАРКУШИНА
© Наталья Герасина
Plums Fest, который задумывался как фестиваль для музыкантов и художников, экспериментирующих с различными аудиовизуальными новыми технологиями и перформансом, впервые прошел в 2008 году при поддержке Центра дизайна ArtPlay. Тогда еще в Москве почти не было фестивалей,
где можно было бы послушать качественную экспериментальную электронную музыку в сочетании с цельными аудиовизуальными перформансами, показанными на большой сцене и с применением мощного проекционного оборудования. По нашим ощущениям, они были необходимы. Вообще же «качество» — один из важнейших принципов фестиваля, состав участников — результат кропотливой селекции и детального продумывания общей «драматургии» мероприятия. Мы не ориентированы на показ признанных «звезд» (хотя, если таковые попадаются и совпадают с форматом фестиваля, мы с радостью включаем их в программу), а скорее стремимся показывать действительно интересные и местами провокативные проекты, в которых художники и музыканты стремятся выйти за рамки обычных форм и создать нечто находящееся «на грани».
В 2008 году у нас получился полноценный многочасовой аудиовизуальный марафон, который проходил во время «Ночи музеев» в гигантском цехе завода «Манометр» на Яузе, где в будущем обоснуется
ArtPlay. В ночь монтажа накануне заявленной даты фестиваля мы стояли на площадке, заваленной строительным мусором почти до самого потолка, и сами не верили, что фестиваль сможет состояться. Однако на следующий день над сдвинутой в сторону живописной кучей мусора, отлично вписавшейся в концепцию, зависли огромные шары с видеопроекциями. На большой сцене были показаны в числе прочего проект «Асимметричный ответ» (который впоследствии стал одним из самых востребованных гастрольных русских аудиовизуальных перформанс-проектов), премьера аудиовизуального данс-перформанса
Your body is a mobile phone (Monkey Production) и другие русские проекты, на тот момент начавшие экспериментировать с технологиями и цельным аудиовизуальным повествованием. На вторую, чилл-аут-сцену мы выписали отличную питерскую команду
New Bazis, которая на протяжении всей ночи обеспечивала «перемещения во сне» с помощью слайдов, проекции и перформанса; в их небольшом пространстве был полный аншлаг, люди висели друг у друга на головах. В ту первую для фестиваля ночь посетители, многие из которых почти случайно попадали в наш ангар по дороге с «Винзавода», набирали своих друзей и кричали им: «Эй, ты где? Иди скорей сюда — здесь так круто!» — и слышать эти комментарии, пробегая мимо за очередным проводом, было крайне приятно.
Читать текст полностью
© Наталья Герасина
Dj Sandra, видео Ryby на Plums fest III
В следующий раз (в 2010-м) фестиваль преобразился в оупен-эйр на фоне всё тех же индустриальных пространств, которые раскинулись вокруг и в ArtPlay. И под неслышный аккомпанемент проезжавших мимо электричек в отличную теплую майскую ночь фестиваль собрал на своей сцене эклектичную смесь качественной электроники и видео. Стили, присутствовавшие на фестивале, — от электро-техно до 8-бит и нойза (отсюда и название фестиваля того года — PLUMS JAM). Нашим единственным «зарубежным» участником в том году был проект с Украины Zavoloka (Катя Заволока) — звезда лейблов экспериментальной музыки Nexsound и KVITNU.
В этом году фестиваль прошел в третий раз, и на этапе продумывания концепции возникла игра слов: «три» — three — tree, отсюда появилась тема дерева и тела. В рамках этой генеральной линии были подобраны наши зарубежные проекты-хедлайнеры, на эту же тему были созданы видеоинсталляции и виджейские сеты.
При составлении программы мы старались собрать на площадке перформансы и видеосеты как можно более разнообразных жанров, но работающие с одной и той же темой тела.
В частности, на Plums Fest T(H)Ree выступила польская арт-группа Suka Off, которую нам уже очень давно хотелось привезти в Москву. Suka Оff показали цельный провокативный перформанс с довольно жесткими моментами, в которых в отличие от театра все происходило «не понарошку»: кровь была настоящая, и метаморфозы сознания участников вполне реальны. Перформанс назывался «Белая комната», и к нему как нельзя лучше подходила наша сцена, представлявшая собой комнату из проекций без одной стенки. По замыслу художников, «белая комната» — это метафора нашего бессознательного, находящегося глубоко внутри, где запрятано наше альтернативное «я», с эмоциями, страхами и желаниями, которые никогда не выходят на поверхность в нормальной, повседневной жизни.
© Наталья Герасина
Suka Off, перформанс «White Room» на Plums fest III
Вторые зарубежные участники — это молодая австрийская команда ffid, которая показала уже совершенно иной подход к телу в своем творчестве. Здесь тело интерпретируется как триггер аудио- и видеоинформации. Каждый сменяющийся в руках артиста-жонглера объект обладает своими собственными свойствами и характером, который создает новые «правила игры» для звука и видео. Одна из целей проекта — исследовать пути взаимодействия между как можно большим числом «медиа» — телом, неодушевленными объектами, технологиями, звуком и видео. Надо сказать, что их перформанс оказался под угрозой срыва, так как по какой-то неведомой причине при перелете из Австрии прямым рейсом был утерян багаж художников с частью реквизита для перформанса. Так что за два часа до начала фестиваля нам пришлось в панике объезжать близлежащие хозяйственные магазины в поисках альтернативных «запчастей» для выступления. Таким образом, для третей части перформанса был приобретен черенок от лопаты, а от велосипеда была отодрана светоотражающая лента.
Также зрителям выпал шанс увидеть экспрессивное выступление весьма неординарного московского электронщика Mewark, в свое время громко заявившего о себе собственной электронной музыкой и удачным сотрудничеством с Дельфином (альбом «Звезда»), но потом надолго куда-то пропавшего с радаров. Во время выступления Mewark на сцене творилось что-то неописуемое по энергетике: гитарные переборы перемежались битом и даже чем-то напоминавшим хоровое пение. А VJ Eps в это время показывал «плотные», очень насыщенные визуальные полотна (опять-таки на тему тела).
© Наталья Герасина
Ffid (Austria), перформанс ObjectManipulation
Молодой московский битмейкер Moa Pillar, залихватски покуривая сигарету, сыграл очень взрослый лайв, космическое видео под который делала VJ Antishanti. Vikhornov представил новую программу и был {-tsr-}расщеплен камерой Kinect в реальном времени в пиксельно-частотную фигуру (VJ Netzz). Pixelord, оказавшийся в полосатой преимущественно видеокомнате (VJ Acidburn), заставил пришедших плясать до упаду (особенно его выступление было оценено поляками, которые выбежали на звуки из гримерки и принялись отплясывать) и был обласкан поклонницами. Atarix поддал жару ломаными ритмами, под которые двигались не только люди на танцполе, но и белые шары на видеопроекциях (VJ Vadim Smakhtin), а завершил фестиваль почти что рейв-сет от диджея Glazoff (VJ Ryby).
Комментарии
Только качество видео ужасное. Полагаю, не передает и половины того, что там было.