ТЕАТР / С НОВЫМ 2011 ГОДОМ!
Польский театр в Москве: «Персона. Мэрилин» Кристиана Люпы
Кристиан Люпа
С 1963 по 1969 год учился в Художественной академии в Кракове, затем — на режиссерском факультете Государственной высшей школы кинематографии в Лодзи. С 1973 по 1977 год изучал театральную режиссуру в Высшей государственной школе в Кракове. После окончания сотрудничал с Театром имени Циприана Норвида в городе Еленя-Гура, где с группой молодых артистов создал своеобразную театральную лабораторию, занимаясь поисками нового театрального языка и сценических приемов. В это же время ставил спектакли в «Старом театре» в Кракове, который с 1984 года стал его основным местом работы. Часто является не только режиссером, но также сценографом и автором инсценировок.
В Польше, на родине Ежи Гротовского и Тадеуша Кантора, сформировались две традиции и были проложены два магистральных пути современного театра — как неустанного жизнестроительства и как места очень личностного высказывания режиссера. Люпа, казалось бы, бесконечно далек от того и другого, однако на самом же деле он наследник обеих традиций. В отличие от Гротовского он равнодушен к паратеатральным опытам, в которых процесс важнее результата, и любит ставить многочасовые и многофигурные спектакли. В отличие от Кантора, предпочитавшего бессюжетные путешествия по пространству своей памяти, он очень любит воплощать на сцене многостраничные философские романы — «Мечтатели» Р. Музиля (1988), «Братья Карамазовы» Ф. Достоевского (1990), «Этюды из “Человека без свойств”» по роману Р. Музиля (1990), «Мальте» Р.- М. Рильке (1991), «Калькверк» Т. Бернхарда (1992), «Лунатики, Эш, или Анархия» Г. Броха (1995).
Этот режиссер неизбежно должен был появиться именно в Польше, где театр впервые в истории стал не просто искусством интерпретации некоего текста, но местом глубоких духовных поисков и свободного режиссерского сочинительства. «Меня интересуют пограничные области между литературой и театром: неполного театра и перетекающей в театр литературы… Я не хочу до конца делать из литературы драму. В романе открытия на тему диалога не сводятся только к самому диалогу. Они проявляются в сосуществовании диалога и определенного лирического контекста, тихого шепота, простирающегося над ситуацией. Я делаю театр, который заражен литературой и не может целиком от нее освободиться. И одновременно является чем-то совершенно другим, может быть, даже противоположным театру слова», — говорит Люпа в одном из интервью.
Последние годы он работает над циклом спектаклей, посвященных выдающимся личностям ХХ века. Этот смешной, немного похожий на Паганеля интеллектуал и мудрец, в сущности, не ломает никаких устоев и никого не эпатирует. Он просто легко и самозабвенно сочиняет свои спектакли. Но точно можно сказать, что таких, как он, одновременно глубоких и свободных режиссеров, в нашем театре нет. Не только в поколении самого Люпы. Вообще нет.
О спектакле «Персона. Мэрилин» читайте здесь
Польский театр в Москве:
«Теорема» Гжегожа Яжины
«(А)поллония» Кшиштофа Варликовского
Смотрите также
-
28.12.2010 · С Новым 2011 годом!
-
27.12.2010 · Польский театр в Москве: «Теорема» Гжегожа Яжины
-
27.12.2010 · Три песни в исполнении поэта Льва Рубинштейна
Читайте также
с новым 2011 годом!
Буфет
Все материалы ›- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452828
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2344039
- 3. Норильск. Май 1271222
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898231
- 5. Закоротило 823065
- 6. Не может прожить без ирисок 787671
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 763835
- 8. Коблы и малолетки 743060
- 9. Затворник. Но пятипалый 475501
- 10. ЖП и крепостное право 408762
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 405716
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 372758