ТЕАТР / ИНТЕРВЬЮ
Кирилл Серебренников: «Герой нашего времени – это все мы»
Три фрагмента из студенческих спектаклей Кирилла Серебренникова, сыгранных на «Винзаводе», и комментарий к ним мастера курса
На «Винзаводе» продолжается показ спектаклей, сделанных на третьем актерско-режиссерском курсе Школы-студии МХАТ, который ведет Кирилл Серебренников. Спектакль-инсталляцию «Герой нашего времени», движенческий спектакль «Cain / Каин» и поэтический перформанс «Красная ветка / Поэзия мегаполиса» показывают на разных, не вполне
Читать!
Фрагмент спектакля «Герой нашего времени»
— Почему ты выбрал для показа студенческих работ именно «Винзавод»?
— Потому что у нас вообще очень сложно найти какое-то нестандартное пространство для спектаклей. Их очень мало, а те, что есть, стоят огромных денег. А «Винзавод» — спасибо ему — согласился устроить у себя вот такой театральный марафон. В прошлого году мы уже играли тут «Каина» в Цехе красного. А потом я предложил в Цехе белого сыграть «Героя нашего времени».
— Репетировали вы здесь же?
— Нет, репетировали мы в разных местах, а здесь собрали «Героя» буквально за шесть дней. И для ребят, конечно, это огромная школа — школа выживания. Я наш театр называю партизанским. Мы живем в военно-полевых условиях. Мы должны уметь быстро освоиться на территории, обжить пространство. И потом куда-то уехать. Ну, примерно как арт-группа «Война». Когда в следующий раз мы будем играть «Героя» в другом помещении, это будет немного другой спектакль. То есть получается такой site-specific theater. Во всяком случае, он привязан к воздуху и к акустике того места, в котором играется.
— В программке перечислена вся режиссерская группа курса, но не обозначен какой-то один режиссер спектакля…
— Ну… наверное, это я. Спектакль родился из студенческих показов, из работы с педагогами, из режиссерских отрывков. И когда мы показывали отрывки в прошлом году в Школе-студии, это был просто зачет на мастерство. А сейчас я решил придать отрывкам товарный вид, что ли. Мы ведь продаем на спектакль билеты. Правда, они стоят всего сто пятьдесят рублей, но это не важно…
— А ты руководил процессом и в ходе репетиций или просто собрал спектакль из готовых элементов, как такой конструктор «Лего»?
— Нет, я сначала сам сделал инсценировку. Потом ребята разобрали эпизоды, и началась работа. Сначала над отрывками работали только студенты-режиссеры. Потом я попросил подключиться наших педагогов. И пошла уже подробная работа с актерами, с каждым звуком, жестом и поворотом, потому что молодые режиссеры увлекались своими концептами, а работой с актером как-то не очень. А я все пытался объяснить им, что у нас актерский курс…
— Работа над двумя другими спектаклями шла по такому же принципу?
— Да. «Каин», скажем, делался педагогами, которые занимаются движенческим театром. Но окончательно спектакль сделался и склеился тоже здесь. А поэтический перформанс мы сделали специально к «Ночи галерей», которая проходила в мае. И он так понравился публике, что мы решили его сейчас повторить. То есть апробация всех работ на публике уже была. Всех, кроме «Героя нашего времени».
Фрагмент спектакля «Каин»
— Ты намеренно не подписал афишу своим именем?
— Но там же написано «художественный руководитель курса — Кирилл Серебренников». Достаточно, по-моему.
— Я имею в виду, насколько ты воспринимаешь эту работу как свою?
— Совершенно как свою воспринимаю. Другое дело, что я не могу пока какие-то вещи от ребят требовать. Я делаю поправку на то, что они студенты. Спектакль растет ото дня ко дню. Они набираются опыта. Что-то начинают чувствовать, понимать.
— С кем тебе проще и интереснее работать — с профессионалами или с этими вот не оперившимися еще юнцами?
— С профессионалами, конечно, проще. С них и спрос другой.
— Но зато у них есть штампы.
— Да, безусловно. А ребята юные податливы, как пластилин. И мне, конечно, греет душу, что я вложил в них какие-то важные для себя вещи.
— Я смотрела твой спектакль и думала: это же фантастически актуальный текст. Там война с Кавказом, тут война полов…
— Да. И при этом лет двадцать практически никто к этому тексту в нашем театре не обращался. Для меня это совершенно необъяснимо.
— Очень важно, по-моему, что одного и того же героя, в первую очередь самого Печорина, играют в твоем спектакле разные артисты. Это, как я понимаю, продиктовано отнюдь не нуждами учебного процесса.
Фрагмент спектакля «Красная ветка»
— Разумеется, это концептуальный ход. Я пытался дать коллективный портрет времени и эпохи. Стоит, правда, заметить, что Печорин и у Лермонтова очень разный. Их ведь несколько, Печориных. Сначала мы знакомимся с ним в новелле «Максим Максимыч», где Максим Максимыч рассказывает автору про Печорина. Потом появляется сам герой, и он совсем не такой, как в рассказе. Потом появляются дневники Печорина, и это третий Печорин, потому что человек, ведущий дневник, неизбежно пытается представить себя лучше, чем он есть на самом деле. Мы долго и подробно разбирали этот роман. Там же половина — вранье. Образ двоится, троится… Вообще, конечно, это великий текст. Знаешь, есть пушкиноманы, а я лермонтофил. Я до сих пор не возьму в толк, как совсем молодой человек написал роман, который стал предтечей всей великой русской литературы.
— И модернизма…
— Да, и модернизма. Ведь в этом произведении есть и лирика, и сюр, и вестерн, и мелодрама, и экзистенциальная драма.
— Мне отчего-то на твоем спектакле пришел на ум «Гамлет» Томаса Остермайера, недавно показанный в Москве. Мы ведь знаем со студенческой скамьи, что в главном герое этой трагедии в разные времена отражаются разные эпохи. Но Гамлет спектакля Остермайера — он никакой. Точнее, он всякий, хоть он и сыгран одним артистом, превосходным Ларсом Айдингером. И в твоем спектакле опять та же ситуация. Печорин — всякий. И он никакой.
Читать!
Видео:
КомментарииВсего:4
Комментарии
-
грустно смотреть, как актеры фальшиво работают
-
SMIRNOVA_, ну так покажите мастер-класс! ;-)))
-
ага, понятно, типа говорите только приятное и дайте режиссеру засахариться до смерти
Смотрите также
-
06.06.2012 · Энтони Хегарти: «Христианство учит нас устаревшим идеям»
-
28.03.2012 · «Хотел бы тусоваться с Паффом Дэдди»
-
08.02.2012 · Сасу Рипатти: «Это для меня не музыка»
Читайте также
интервью
- Лена Катина: «Эти песни надо петь пожизненно»
- «Дорофей — кот жены Медведева. Очень важно понимать, кто же реальный хозяин»
- Сергей Кудрявцев: «Честные либералы, новые коммунисты, оппозиционные священники и анархисты будут сидеть в камерах вместе»
- Ханс-Ульрих Дуффек: «Это немного больше, чем просто напечатать ноты и ждать, когда с неба свалится успех»
- «“Известия” – это не вау»
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451724
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343359
- 3. Норильск. Май 1268589
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897667
- 5. Закоротило 822094
- 6. Не может прожить без ирисок 782230
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758692
- 8. Коблы и малолетки 740852
- 9. Затворник. Но пятипалый 471221
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403059
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370447
- 12. ЖП и крепостное право 357177