Видео

ИСКУССТВО / УРАЛЬСКАЯ ИНДУСТРИАЛЬНАЯ

Йорис Ивенс. Песнь о героях. 1932

Давид Рифф · 08/09/2010

Имена:  Ганс Эйслер · Йорис Ивенс · Сергей Третьяков · Франческо Мизиано

В начале тридцатых в международном современном искусстве были свои поездки на резиденции, своя левая идея и свой Мизиано

Фрагмент фильма Йориса Ивенса «Песнь о героях»


Выставка «Ударники мобильных образов», основной проект 1-й Уральской индустриальной биеннале, открывается фрагментом фильма выдающегося голландского документалиста Йориса Ивенса

Когда голландский режиссер Йорис Ивенс в 1931 году приехал в Советский Союз, у него уже сложилась международная репутация одного из наиболее ярких кинематографистов — представителей движения «новой вещественности». В СССР Ивенс приехал по приглашению итальянского коммуниста и продюсера Франческо Мизиано, с которым познакомился на конференции в Берлине. Устроителем той конференции была коммунистическая организация «Международная рабочая помощь» (в немецкой аббревиатуре — IAH) — глобальная касса взаимопомощи коммунистов и одновременно медиаимперия. Штаб-квартира этой организации находилась в Берлине, а возглавлял ее легендарный «красный миллионер» Вилли Мюнценберг. В Москве под эгидой «Межрабпома» действовала киностудия «Межрабпом-фильм», директором которой и был Мизиано.

В СССР Ивенс провел почти год, собирая материал и работая над фильмом, посвященным росту тяжелой промышленности. Подготавливая сценарий, он не оставался в стороне от эстетических споров «Межрабпомфильма»: Ивенс разрывался между ориентированным на героя литературным подходом Пудовкина и более радикальным фактографическим методом Дзиги Вертова. «Песнь о героях» стала синтезом того и другого. В центре фильма — магнитогорские строители доменных печей. Съемочная группа Ивенса жила в бараке, в таких же суровых условиях, как и рабочие, так что под конец им даже было присвоено звание «бригады ударного труда». По словам оператора фильма, на съемках Ивенс то и дело восклицал: «Они герои, герои!» Однако фильм его как будто не замечает подневольности труда в Магнитогорске, где работали 35 тысяч заключенных, из них 5 тысяч детей. Биограф Ивенса свидетельствует, что он считал заключенных вредителями и говорил, что они раздражают его, «как сорняки в саду».

Музыкальное и звуковое сопровождение к фильму написал известный немецкий композитор Ганс Эйслер, с которым Ивенс сотрудничал и прежде. Эйслер тоже приехал в Советский Союз и тотчас с головой окунулся в мир новых звуков и народной музыки.

Слова для заключительной песни были написаны Сергеем Третьяковым — писателем, производственником и главным поборником «литературы факта». Текст написан в футуристическом духе, фонетически он порой близок к заумной поэзии, но его язык уже адекватен новым реалиям — раннесталинской командной экономике, основанной на разделении труда. Именно участие авангардиста Третьякова (особенно после его ареста в 1937 году) в конечном счете привело к тому, что фильм положили на полку. Стихи для фильма Третьяков писал во время поездки в Магнитогорск, целью которой был сбор материалов и подготовка к съемкам. Сохранились свидетельства, что Третьяков, Ивенс и Эйслер напились в гостинице и всю ночь горланили ту самую песню, которая потом вошла в «Песнь о героях». Их буйство вызвало негодование местных комсомольских властей, которые в конце концов вызвали милицию. Вечеринка, по-видимому, удалась на славу.

По возвращении в Амстердам Ивенс объявил, что поездка в СССР была исключительно успешной и что он планирует вернуться, чтобы снять продолжение. Однако если в Голландии «Песнь о героях» понравилась, то в СССР — нет. Франческо Мизиано умер, и смерть спасла его от репрессий. У него осталась дочь, у которой впоследствии родился сын Виктор, ныне известный куратор современного искусства. Эйслер и Ивенс во время войны уехали в США, а в эпоху маккартизма были депортированы. Советское телевидение показало «Песнь о героях» только в 1961 году. Пару лет назад она вошла в собрание фильмов Йориса Ивенса, изданное на DVD. Сейчас фрагменты фильма можно посмотреть на YouTube, а целиком на Vimeo — благодаря тому, что мы его туда закачали. Хотя со скоростью там бывают проблемы.

Текст написан для каталога основного проекта 1-й Уральской индустриальной биеннале «Ударники мобильных образов». Читайте вскоре о других работах

КомментарииВсего:2

  • negroid· 2010-09-08 21:05:27
    vimeo. все Vimeo облазил. Где вы его выложили?
  • driff· 2010-09-12 01:31:49
    спасибо, negroid, моя ошыбка. Фильм тут: http://vimeo.com/12523798

Оцените материал

Просмотров: 14122

Смотрите также

Читайте также

уральская индустриальная

Все новости ›