ИСКУССТВО / ПОЛЕМИКА
Нужно ли деятелям культуры создавать профсоюз?
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- Следующая »
Первое заседание клуба OPENSPACE в кафе «Цурцум» на «Винзаводе» было посвящено ключевому вопросу – объединиться или размежеваться?
«МОЖЕТ, ЛУЧШЕ НЕ ПРОФСОЮЗ, А ПСИХОТЕРАПЕВТ?..»
Николай Палажченко.
Читать!
Будрайтскис. Может, запретить сразу?
Палажченко. Лучше всего — да. Потому что вреда эта история принесет гораздо больше, чем пользы. И в заключение мне хотелось бы сказать, что уже существующие институции, как государственные, так и общественные, могут прекрасно справляться с теми функциями, которые здесь были упомянуты. У нас есть по авторским правам агентство специальное, есть Государственный центр современного искусства, который очень много делает как государственный центр, есть очень уважаемый мною Фонд московской биеннале или «Винзавод». Они могли бы брать на себя какие-то функции, и не надо создавать какие-то новые непонятные монструозные образования. И последнее, что я хотел сказать: если уж создавать объединения, то они должны быть не тотальные, объединяющие все художественное сообщество — это неизбежно приведет к тем последствиям, которые я описал в начале своей пламенной речи. Но могут быть какие-то группы, какие-то небольшие ассоциации, которые будут отталкиваться от неформальных связей между людьми, а не пытаться создавать очередной союз художников, а потом гордо вставать в очередь за путевками в профилакторий. Спасибо.
Дёготь. Мне было бы интересно узнать, готовы ли художники, например Хаим Сокол или Анатолий Осмоловский, читать эту новую организацию в терминах «работодатель — наемный работник». Вот Спайдер продемонстрировал абсолютное нежелание.
Хаим Сокол. Я хотел обозначить один аспект работы художника, о котором часто забывают. А именно — труд художника, сама работа. Продолжая мысль, что мы должны сначала попытаться обозначить свои проблемы, а потом уже понять, как эти проблемы решать. Труд художника, мне кажется, часто является категорией абстрактной, которая оплате не подлежит. Часто художника приглашают сделать выставку (я из личного опыта это говорю), которая требует больших временных и трудовых затрат, но такая статья бюджета, как гонорар художнику, отсутствует. Она вызывает даже некоторое удивление и иногда раздражение. «Собственно, а за что? — Ну, за то, что я работал. — Ну как, мы же вас выставляем? — Да, спасибо, но вы забираете все работы...».
Дёготь. А зачем ты отдаешь?
Сокол. Нет, я не отдаю, но это на стадии переговоров. Такой разговор присутствует во взаимоотношениях часто. Это крайняя ситуация, которая обозначает, что труд художника никак не оплачивается.
Дёготь. Он оплачивается, если работы продаются.
Сокол. Это в случае, если выстраиваются взаимоотношения с коммерческой структурой. Но если это некоммерческая структура, которая не продает, то ситуация сложнее. Что является наградой художнику — возможность выставиться? Может быть, на определенном этапе несомненно. Статус институции повышает статус художника, но является ли это единственной формой компенсации временных, трудовых затрат?
Палажченко. Ты, по-моему, описываешь какую-то конкретную единичную ситуацию, и не надо путать творца с маляром!
Кто-то. Повсеместную ситуацию!
Анатолий Осмоловский. Андрей Ерофеев высказал достаточно укорененную здесь мыслеформу «наш круг». Так вот, мне кажется, что это понятие сейчас абсолютно несуществующее. Неужели вы думаете, что 90-е годы и все изменения, которые здесь произошли, не затронули тот самый «наш круг», который, условно говоря, можно назвать кругом «андеграунда»? Совершенно очевидно, что для художника работодатель — галерист. Не искусство какое-то абстрактное, а именно галерист. То, что Хаим говорил по поводу оплаты работами, — в галерее это действительно часто практикуемое мероприятие. И насколько в этот «наш круг» входят сейчас галеристы? Большой вопрос. Я думаю, что, если существует смысл в какой-то профсоюзной организации, то эта профсоюзная организация должна прежде всего отстаивать права художников в отношении с галеристами. Это классовое расслоение, совершенно очевидно. Безусловно, существует расслоение между кураторами и теми же самыми директорами музеев. Так же как и между кураторами и художниками — там тоже существуют иногда даже конфликтные ситуации. Понятие «наш круг» абсолютно нелегитимно, его нет. Маша говорила, на мой взгляд, необычайно правильные вещи относительно того, что надо понять, кто мы такие. Когда галерист поймет, кто он такой, то он будет первый, кто будет против такого профсоюза. Потому что это будет, естественно, ущемлять его права. И что у нас галеристы делают… ну, не знаю… галеристы у нас берут 50% за продажу работ. Но при этом они с этих 50% не вкладывают ни копейки в промоутерство художников. Не создают каталогов, не делают рекламы, ничего не делают. Ну, Овчаренко немного делает, да и то все это смешно. За двадцать лет результаты достаточно скромные, скажем так. Если действительно начинать с осознания того, кем являются люди, то здесь выяснится, что даже за этим столом сидит три разных круга, три разных класса.
Дёготь. Но тем не менее один и тот же человек очень часто играет роль художника и куратора, куратора и галериста, куратора и директора музея, иногда художника и галериста. Как ты предлагаешь справиться с это ситуацией?
Осмоловский. Это очень большая проблема российской ситуации.
Дёготь. Да что ты говоришь, Джеффри Дейч только что стал директором музея — это не только российская ситуация.
Осмоловский. Джеффри Дейч обладает очень плохим реноме в мире.
Кто-то. Вот и Марат Гельман стал директором музея…
Осмоловский.
Читать!
Страницы:
- « Предыдущая
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- Следующая »
Видео:
КомментарииВсего:14
Комментарии
Смотрите также
-
27.01.2012 · Свобода или хлеб
-
12.01.2012 · Хозяева жизни, замершие в ожидании
-
17.11.2011 · Социально ангажированное искусство: не лицемерно ли оно?
Читайте также
полемика
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452343
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343692
- 3. Норильск. Май 1270216
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 898000
- 5. Закоротило 822660
- 6. Не может прожить без ирисок 785415
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 762575
- 8. Коблы и малолетки 742228
- 9. Затворник. Но пятипалый 474037
- 10. ЖП и крепостное право 408362
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 404798
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 371864
И галеристам это полезно - для них история:
В конце 90х - звонит в очень известную галерею в Москве художник - и говорит:
- Хочу пообщаться с владельцем галереи.
- А вы кто?
- Я художник.
- А-а-а .. (разочарованно) Художники у нас уже есть.
Меня как и многих этот вопрос волнует давно. Почитав дискуссию остаюсь по прежнему в ситуации тупика. Вопросов больше чем конструктивных предложений.
Позиция высказанная Палажченко, конечно подтверждает необходимость создания профсоюза, - если спекулянты боятся – нужно делать.
Устроить все по западным образцам вряд ли удастся. Во первых, вся социальная система на западе создавалась после войны и сейчас находится в серьезном кризисе. Во вторых, современное искусство в Росcии за последние двадцать лет утратило всякую автономию от запада и сейчас мы имеем в Москве филиалы западных институций для третьего мира и свою свирепую азиатскую мафию, и ни те, ни другие ни в какой социальной защищенности художников не заинтересованны. Заграница нам не поможет, - самим хуево.
Ожидать и анализировать возможности и советской профсоюзной системы и союза художников не будем – проехали.
Деготь сразу очень правильно поставила вопрос о разделении на работников и работодателей.
Отлично – объединимся против галеристов и будем отстаивать свои интересы.
Итак, - Долой галлеристов!
С этим вопросом все понятно и за исключением вопроса как жить без денег, никаких вопросов не последует.
Выдвинув подобный лозунг желающие объединяться быстренько идут надуй, а галеристы быстренько лепят новеньких, благо, это в их власти.
И тут сразу первые тупики, - Гутов очень точно нарисовал ситуацию изнутри, определив ее как «черную», мафиозную. Внутри мафии профсоюзов не бывает. Нужна легальность, которой не ожидается. Дубосарский определяет единственно успешную стратегию как индивидуальную и его опыт убедительно об этом свидетельствует. Внутри мафии каждый сам «отвечает за базар». Этим же путем движутся и декларотивно левые, когда я изъявил желание присоединится к группе «Что делать?» то без замедлении получил ответ от Виленского что, - рабочая группа уже создана, и в новых членах не нуждается. Понятно, что большие коллективы с неопределенными функциями малоэффективны в современных условиях.
Отлично, - Долой коррумпированных!
И еще стоит ли, к примеру, мне, поступаться малым, чтобы Кабаков получал большее. А поступит ли симметрично Кабаков? Прямо скажем – вряд ли.
Современная корпоративная художественная структура имеет вполне общие интересы – деньги. И если мы тоже хотим денег то вряд ли внутри этой корпорации мы найдем солидарность.
Далее, - Долой успешных!
И тут снова возникает вопрос о разделении. Для того чтобы объединяться необходимо разъединяться. Разъединятся по внутри художественным интересам. «Искусство для денег» или «искусство для искусства», есть среди нас и те и другие. Но тут новый тупик, - нашим искусством давно завладели, кроме торгашей галлеристов – коррумпированные музейщики, кураторы и критики. И именно они могли бы отделить художественное жулье от «настоящих художников», но все больше и больше отлынивают от своей прямой функции. А те которые есть со своей функцией явно не справляются и только поддерживают видимость здоровой ситуации.
Соответственно и заслуженно, - Долой музейщиков, кураторов и критиков!
Проблема кризиса современной цивилизации связанные с наступлением нового неолиберального порядка не новы. Проблемы кризиса современного искусства наглядны и очевидны. Вообще не нужно быть особо талантливым и умным, чтобы понять что социально-критическое искусство актуально. «Рисовать» нигде не учат, а книжки читать еще в школе научили. Что мы имеем, - новые ряды пиздаболов карьеристов. Хуевых художников ориентированных на академические западные институции. Претендующие в России на свою исключительную актуальность, аргументируя ее своей «некоммерческостью. Интересно, что они претендуют не только на статус художников, но и на статус интеллектуалов.
«Что делать» с этими, - Долой хитрожопых проходимцев!
Это еще не все. Дело обстоит еще хуже. Дело в том, что все наше искусство которое создавали честные, бескорыстные, талантливые и продвинутые художники. Стараниями всех вышеперечисленных категорий было освоено, имитировано, воспроизведено и перевоспроизведенно. И разобраться в нем не только простому зрителю но и молодым художникам без помощи не коррумпированных профессионалов невозможно. А профессионалы как создающие искусство так и занимающиеся его интерпретацией связанны вышеописанной мафиозной системой не имеют достаточной свободы для разгребания всего этого говна в котором тонет бисер наших гениальных шедевров.
И если мы это говно не разгребем, то придется провозгласить, - Долой современное искусство!
А это конец, по тому что вместе с этим заебавшим «современным искусством», мы посылаем на хуй и Пикассо, и Малевича, и себя самих. А взамен получаем - сами знаете что!
И как со всем этим быть, против кого дружить будем? Против себя?
А сейчас я скажу самую большую банальность, - хорошие против плохих, левые против правых, авангардисты против реакционеров, новое против старого. И разъединятся придется всем. И художникам, и критикам, и кураторам, и музейщикам, может даже и некоторые галлеристы перейдут на нашу сторону.
Но это самое сложное, по тому, что разругаться придется всерьез, а не просто прийти и записаться в профсоюз.
И самое страшное, - придется делать новое искусство. Совсем новое.
Конфликт между субъектами сегмента экономики (!) - художниками, галеристами, музейщиками, кураторами, экспертами, работниками образования, сервиса и обслуживания – надуман. Это просто субъекты одного процесса с разными функциями и с нормальными проблемами на пересекающихся границах. Такой "профсоюз" должен урегулировать и нормализовать взаимоотношения между субъектами там, где это возможно, став дополнительно третейским судьей, учитывая взаимоотношения, которые находятся за границами законодательства. Есть угрозы, которые очевидны потенциально - ужесточение таможенных правил, агрессивность контролирующих организаций, экспансия чужого рынка, тотальная борьба за мораль и православные ценности в искусстве…, прочее. Тем "звездам", которые участвовали в дискуссии такой союз не совсем нужен либо они ещё не поняли надвигающихся угоз, по крайней мере сейчас. Но, если субъекты хотят в будущем не прятаться от налоговой, перемещать свое тело и тело своих произведений через границу, творить «свободное» искусство и просвещать общество, развивая культуру, образование и т.д. - объединенное сообщество профессионалов неизбежно.
Государство и общество считается с организациями, которые имеют авторитет и популярность в обществе, могут собрать в одном месте несколько тысяч членов, умеют слаженную структуру. Технология создания достаточно простая. Удачи…
Это у Маяковского. Но корень вопроса - кто кого нанимает. Вот Гройс договорился до того , что художник - это человек ( и то спасибо) , который иллюстрирует замысел куратора. А кем себя воображает галлерист ? Может быть критик считает себя ниже художника. Авдей говорит - мафия. А , простите - вся остальная страна живёт по другим законам? Ой, как в консерватории поправлять пора - кушать не могу.
Может профсоюз вернуть первородство - тогда да . Нет - ф топку.
"...Там с левой стороны - два Бронецких: один - брат Адриан, другой - Мариан, а у меня - Мандриан!"
Партию нужно создавать. Для начала подпольную.
А потом - оружие закупим, правда я стреляю не очень и хожу медленно поэтому буду членом ЦК.
А для передвижения - можно броневик из музея Революции скомунизить.