ИСКУССТВО / ВИДЕОНАХОДКА
Как скучно просто слушать океан
Микросерия эссе ДАВИДА РИФФА о том, как в современном видео используется музыка. Для начала — французская художница Доминик Гонзалес-Фёрстер
Сегодня примерно половина видеоработ, представленных на среднестатистической выставке, тем или иным образом задействуют музыку. Посещение таких экспозиций иногда напоминает просмотр MTV, только в многократно усложненной версии.
Музыка — сильное гипнотическое средство, заполняющее собой пространство; в особенности при хорошей звуковой системе. На музыку реагируют даже животные, а в Америке с помощью Бранденбургских концертов Баха разгоняют бомжей. Благодаря музыке натурализм скачущей камеры превращается в прекрасную иллюстративную кинематографию. Она затуманивает взгляд, направляя его на нечто далекое, окруженное аурой совершенства, которого в действительности не существует. Ее вибрации могут симулировать (скорее, чем стимулировать) ощущение непосредственной причастности и особое сопереживание. И что, возможно, самое важное, музыка способна манипулировать памятью намного более изощренно, нежели изображение или текст: вам может показаться, что вы помните что-то, чего на самом деле не было и в помине. Даже для тех, кто лишен сентиментальности или музыкального слуха, музыка определенно служит социальным лубрикантом, потребительским наркотиком — она вызывает коллективные состояния трепета, экстаза или даже отвращения (если речь идет о плохой музыке вроде той, что исполняет компания лабухов на свадьбе).
О существовании этого явления знают многие современные художники. Иногда они используют музыку слепо, не осознавая механизма ее воздействия, иногда, наоборот, как оружие, а иногда неожиданно взвешенно критически, высказываясь о самом феномене музыки, ее эстетическом потенциале и социальных конвенциях.
Возьмем несколько примеров из серии фильмов под названием Parc Central французской художницы Доминик Гонзалес-Фёрстер, которая представляет собой одиннадцать коротких психогеографических зарисовок — портретов крупных мировых столиц. Гонзалес-Фёрстер рассматривает место действия фильма «Да здравствует любовь» (1994, режиссер Цай Мин Лянь) глазами главного героя и попадает под тайваньский тропический ливень; наблюдает за теми, кто, в свою очередь, наблюдает за солнечным затмением в Париже в 1999 году; смотрит, как разлетается по ветру бумажное конфетти во время торжественного парада на улицах Буэнос-Айреса. Фильмы балансируют на грани китча, и музыка — его часть. Выбор предмета повествования делает эти видеоработы идеальным объектом типичной международной биеннале. Гонзалес-Фёрстер рисует глобальные мегаполисы этакими далекими романтическими оазисами, словно это захватывающие невидимые города, как у Итало Кальвино. Или, если цитировать других романтически настроенных протопостмодернистов, жизнь всегда бьет ключом где-то в другом месте — в отчаянных тропиках или в Рио-де-Жанейро, например…
КомментарииВсего:6
-
А потом появляется его величество "Футбол"!
-
да-да-да!
-
Хотела бы я понимать, о чем это вы.
-
Нежность переливов восприятия автором контекста с его визуальной составляющей напомнила о непревзойденной на мой взгляд кинокартине " Андалузский пес" с ее поиском смысла жизни, и, следом за ней работы Джармуша, которые в сиюминутности составляющей поиска "иллюзии" можно было бы обозначить "за гранью банки-футбол". ( Всего лишь добавлю, что статья изумителная, как и все прежние.)
-
Спасибо за разъяснения, но, к сожалению, резоны появления в этом контексте футбола ускользают от меня
-
Шум океана похож на рев толпы, жаждущей или уже получившей "хлеба и зрелищ". Город "без названия" провел бы аналогию с крупно масштабным концертом и его окружающую, сопутствующую составляющую. Но город обознчен и масштаб впечатляет! Скорее всего задается вопрос как все так легко возможно. Ответ содержится в каждом отдельном тексте, (обозначающих контекст действий) разного уровня сложности для различной аудитории, а отрицание явного в каждой отдельной интерпретации и разной степени изощренности. Выбранное слово служит синонимом, пропорциональным масштабу. Волнообразные линии выносят за рамки любого контекста, а описание изменений атмосферности призывает провести аналогию с романом Зюскинда Парфюмер, когда метод (в данном случае своеобразного product placement-а) есть зло.
Смотрите также
-
27.07.2009 · «Алиса» Бертона против «Аленки» Шванкмайера
-
10.07.2009 · Топ-7: Самые стильные гангстеры
-
25.06.2009 · Искушение архитектора
Читайте также
видеонаходка
Видеонаходка
Все материалы ›- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06Московская биеннале молодого искусства откроется 11 июля
- 29.06Минкульт предложит школам «100 лучших фильмов»
- 29.06Алан Мур впервые пробует себя в кино
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3452014
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343510
- 3. Норильск. Май 1269119
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897813
- 5. Закоротило 822331
- 6. Не может прожить без ирисок 783366
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 760186
- 8. Коблы и малолетки 741412
- 9. Затворник. Но пятипалый 472404
- 10. ЖП и крепостное право 408076
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403677
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370987