Видео

КИНО / АНИМАЦИЯ

Самые необычные мультфильмы

Мария Терещенко · 14/07/2009

Имена:  Александр Алексеев · Жак Друэн · Карло Вогель · Ким Джинь Мань · Майкл Ланган · Петр Думала · Режина Пессоа · Стефан Флинт Мюллер

Съедобные мультфильмы, игольчатые экраны, вязаное кино и войлочное кино, картины из цветочных лепестков и лопающиеся пузырьки — в обзоре самых экзотических анимационных технологий. Смотрите и не верьте своим глазам

Стены домов и пластины из гипса, пуговицы и макароны, кружевные салфетки и чучела насекомых и еще сотни других неожиданных вещей могут стать материалом для создания анимационного кино.

Количество анимационных техник не поддается исчислению: рисунок, куклы, перекладка, 3D-компьютер, живопись маслом по стеклу, сыпучие материалы, рисование по пленке, процарапывание по негативу, пиксиляция, фетровая анимация, войлочное, вязаное и вышитое кино, анимация объектов, бумажная марионетка и силуэт, цейтрафферная анимация, кинестаз, коллаж, пластилин, игольчатый экран… Это самый общий список, включивший в себя лишь основные технические направления, в которых работают анимационные художники. Только за словами «сыпучие материалы» могут скрываться фильмы, сделанные из черного порошка, или картины из кофе, чая, пряностей, бисера, риса и цветочных лепестков, или, наконец, такая работа с песком, при которой он в мокром виде оформляется в кукольные фигуры, а потом, высыхая, рассыпается снова. Это даже не говоря о комбинированных и синтетических методах, когда используется несколько техник сразу или создается странный гибрид между ними — тогда пластилин начинает работать как масляные краски или перекладка благодаря многоуровневому станку становится похожей на объемное кино.

Порой кажется, что за столетие существования анимации художники исчерпали уже все технические вариации, так что сегодняшним режиссерам осталось лишь повторять предшественников да работать с компьютером. Но это не так. Анимационные фестивали по-прежнему удивляют то редкими трудоемкими техниками, то удивительной изобретательностью выбора материалов.


1. НОВАЯ ЖИЗНЬ ИГОЛЬЧАТОГО ЭКРАНА

Одна из самых невероятных техник — игольчатая анимация — была изобретена уже давно, в середине XX века, бывшим нашим соотечественником Александром Алексеевым. Вместе со своей женой Клэр Паркер он сделал доску с тысячами отверстий, в каждое из которых вставил тонкий металлический штырь. Утопленный в доску штырь почти не заметен, поэтому поверхность доски кажется белой. Если же иглу выдвинуть до отказа, она начинает отбрасывать тень, и таким образом получается черный цвет.

Демонстрация современного игольчатого экрана


Отрывок документального фильма об игольчатом экране Алексеева и Паркер


С помощью своих иголок Алексеев создавал зыбкую эфемерную графику и сюрреалистическое кино, экранное действие в котором было похоже на поток сновидческих образов. Его работы «Нос», «Картинки с выставки», «Ночь на Лысой горе» признаны шедеврами анимации.

Нос (Le nez)
Александр Алексеев (части 1 и 2)




Сама же игольчатая техника из-за трудоемкости почти не прижилась и сегодня используется всего одним режиссером — канадцем Жаком Друэном.

Внутренний пейзаж (Mindscape)
Режиссер Жак Друэн



В процессе работы с игольчатым экраном Друэн начал использовать и некоторые новые приемы — так в чисто графический метод Алексеева добавилось сложное освещение и «барельефный» эффект.

Отпечатки (Imprints)
Режиссер Жак Друэн



Неожиданную вариацию на тему «игольчатого экрана» можно увидеть в корейском фильме Bologee story. Вместо сложной замысловатой конструкции молодой корейский режиссер Ким Джинь Мань использовал обыкновенную лапшу и с ее помощью рассказал историю про то, как неприятно быть белой вороной.

В процессе работы с игольчатым экраном Друэн начал использовать и некоторые новые приемы — так в чисто графический метод Алексеева добавилось сложное освещение и «барельефный» эффект.

История Болоджи (Bologee Story)
Режиссер: Ким Джинь Мань (части 1 и 2)


Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • navpevno· 2009-07-15 14:35:05
    Уважаемая Мария,
    небольшая поправка об Алексееве.
    Игольчатый экран он сделал будучи женат на Александре Гриневской.
    Актрисе и художнице. Именно она помогала ему в создании экрана и первого фильма - "Ночь на Лысой горе". Клер Паркер появилась позже, кажется после войны...
    Владимир.
  • masha-tereschenko· 2009-07-22 22:59:56
    Паркер появилась в жизни Алексеева в 1931 году (он действительно в этот момент был еще женат на Гриневской). Тогда же создавался и экран. "Ночь на лысой горе" дтирована 1933-м. В титрах этого фильма написано: "Анимированные гравюры Александра Алексеева и Клэр Паркер". А экран принято называть "Игольчатым экраном Александра Алексеева и Клэр Паркер".
    Что до Гриневской - она, видимо, тоже помогала делать экран. Так же, как и их 8-летняя дочь - Светлана. Но я не думаю, что все эти подробности имеют отношение к данному тексту.

Оцените материал

Просмотров: 66330

Смотрите также

Читайте также

Анимация

Все материалы ›
Все новости ›