Если попытка ACTA скоординировать все РАО в мировом масштабе получится – вы уже ничего не напишете и я уже ничего не прочитаю
Недавно в русской сети появились материалы по давно уже готовившемуся
ACTA – Anti-Counterfeiting Trade Agreement. Появились материалы – это громко сказано, страшилку можно посмотреть, например,
здесь. Испугались? Страшно? Вот и мне стало страшно.
Документ этот между тем не то что плохо переведен, а вовсе не переведен. Достаточно заглянуть в
оригинальный текст, чтобы удостовериться, что «и не рублей, а долларов, и не в лотерею, а в карты, и не выиграл, а проиграл». Поверить в то, что кто-либо в ЕС или США способен санкционировать скопом обыски собственных граждан на границе просто на предмет выявления в их айподах и айпэдах контрафакта, а также в тот факт, что новое межправительственное соглашение позволит «проведение обысков с целью поиска контрафактных материалов даже в тех случаях, когда нет оснований для подозрений», – поверить в это может, если честно, только русский человек. Ну или, не знаю, китайский – у китайского человека, как и у русского, очень уж исторический опыт плохой.
На самом деле этот страшный документ представляет собой попытку распространить действие давнего американского
DMCA (Digital Millennium Copyright Act) на остальные страны, которые пожелают (ввиду наличия того или иного кнута или пряника в прямой видимости), к нему присоединиться. При этом, вообще говоря, DMCA и так фактически действует не в одних Соединенных Штатах. Всем, кто следит за перипетиями копирайтного законодательства, памятен, к примеру, арест
Дмитрия Склярова. Можно еще припомнить закрытие
Allofmp3.com, никаких на тот момент российских законов не нарушавшего, но смысл, я думаю, ясен. В реальности перед нами проблема политическая. Устроена она вот как. По факту, хотите вы того или нет, мы живем внутри
pax americana. Глобальные правила игры, как нам тут ясно продемонстрировали в
Wikileaks – в том тексте, где подробно было расписано, в каком порядке представители европейских стран должны были, разгневавшись, покидать заседание ООН, – так вот, эти правила задаются США. Относиться к этому можно по-разному, но факт остается фактом. В том числе США задают и правила игры на копирайтном поле.
Читать текст полностью
Перед нами не какой-то революционный документ, после принятия которого на границе непременно будут совать нос в ваш плеер и ноутбук или там вводить статью за «подстрекательство» к нарушению авторских прав. Это попытка придать международную юридическую рамку тому факту, о котором идет речь в предыдущем абзаце, т.е. на законных основаниях распространить принятое ныне в США понимание копирайта на остальные страны, которые захотят по тем или иным причинам такое понимание принять. В этом смысле ACTA следует только приветствовать. Потому что всем памятно, как Torrents.ru переехал на Rutracker.org просто потому, если мне не изменяет память, что в эти дни в России проходил какой-то международный форум с участием китов IT-индустрии. Наличие юридических рамок, вообще говоря, всегда лучше, чем их отсутствие, хотя бы знаешь, на каком ты свете.
Теперь давайте посмотрим на эту историю с чуть более удаленной точки зрения. Сначала с совсем удаленной. Нынешние представления о копирайте, архаичные и ригидные, консервируются по большей части даже не государствами, а организациями типа RIAA, IIPA, MPAA, ESA или отечественных РАО и РСП, которое будет теперь жить на процент с чистых болванок и техники. Ну да, это налог, введенный помимо процедуры (более сложной) изменения Налогового кодекса. Речь не о том.
Эти структуры, как хорошо видно на российском примере, давно превратились из своеобразных корпоративных профсоюзов, объединяющих «все киностудии» или «все фирмы звукозаписи», в совершенно самостоятельные бизнесы очень определенного толка. В «лихие девяностые», которые жители станицы Кущевской, города Гусь-Хрустального и многих других населенных пунктов нашей великой Родины вспоминают теперь, я думаю, с ностальгией, этот бизнес назывался рэкетом. Я не то чтобы для красного словца злословлю насчет РАО и RIAA. Речь идет о стандартной логике большой бюрократической организации.
Вот только что, к примеру, я посмотрел на карту распространения малярии в небольшой азиатской стране, где я был трижды. Вся она – по версии ВОЗ – отмечена как территория, где необходимо при путешествии принимать антималярийные препараты. Надо ли говорить, что никто из множества людей, с которыми я там общался (один из визитов был в сезон дождей), никогда не слышал о том, чтобы хоть кто-нибудь в его окружении болел малярией, не говоря о нем самом. Другие неприятные болезни встречаются, некоторые часто. Но не малярия, нет: с этим было более или менее покончено лет двадцать назад. На карте страна, однако, по-прежнему окрашена в устрашающий багрянец. У меня нет доказательств, однако, если меня спросят, отчего это так, я скажу, что, скорее всего, малярия там есть, случаев немного, но та часть ВОЗ, которая уже давно занимается в этой части света борьбой с малярией (сильно осложнившейся, говорят, с тех пор, как экологи добились запрета ДДТ), – эта часть международной бюрократии нуждается в средствах. Оттого багрянец не сменяется розовым (розовый цвет означает, что принимать антималярийные препараты не нужно). Соседняя страна, более развитая и богатая, с огромной туристической индустрией – как раз розовым выкрашена на малярийной карте. Поверьте, эти две страны много чем отличаются: но о малярии очень давно не слышали ни там, ни там.
Так вот, RIAA, MPAA, BSA и РАО (про РСП и говорить неловко) защищают не интересы музыкантов, писателей или режиссеров. Это структуры, паразитирующие на тех, кто по идее является их клиентами (см. анекдотические истории про РАО, требующее с музыкантов денег за исполнение их собственных песен), и, разумеется, на потребителе. Их интересы – это их интересы. Не ваши, не мои и не музыкантов (режиссеров, писателей).
Чем грозит мне и вам присоединение России к ACTA, если оно состоится? Ничем особенно новым: избирательным применением закона. Даже в более приличных странах (хотя непонятно, какие страны считать более приличными после того, как Master Card и PayPal приостановили платежи в пользу Wikileaks на основании письма из Госдепа даже не им, как выясняется, адресованного) копирайтные законы применяются по принципу показательных казней: достаточно вспомнить несчастную Джемми Томас. В России применение такого соглашения приведет не только к тому, что в любую квартиру или офис можно будет вломиться по подозрению в использовании пиратского программного обеспечения (читаем законопроект «О полиции»), но и к тому, что это нелегальное программное обеспечение (есть у вас наклеечка с голограммой для вашего OpenOffice?) будет найдено. Такие вещи уже и сейчас случаются, до всякого ACTA, но нет никаких сомнений, что, присоединись Россия к этой истории, все это приобретет массовый характер.
Сложно сказать, о чем сюжет с ACTA. Я вот лично полагаю, что он о безусловном вреде передачи полномочий «государственным» органам. Кавычки тут потому, что на самом деле они не обязательно вот прямо государственные. Главное – это вот что. Вот вы писатель. Или там музыкант. И вы заключаете контракт со мной, читателем. Вы мне песенку, а я вам – денежку. Но в какой-то момент вам становится сложно, читателей (слушателей) много, а вы – один. И тогда вы заключаете другой контракт. С издательством (лейблом). А они уже со мной. Они большие, им легче следить за каждым слушателем и читателем. А потом выясняется, что уже и для большого издательства нас много. Тогда все они объединяются – и получается РАО. И вот это РАО – оно уже такое большое, как нас много. А нас целая страна. И оно начинает жить собственной жизнью, уже ни ко мне, читателю (слушателю), ни к вам, писателю (музыканту), не имеющей никакого отношения. А ACTA – это попытка скоординировать все эти РАО в мировом масштабе. Ничего из этого не может получиться в итоге, кроме Очень Большого РАО или Very Huge RIAA.
{-tsr-}И вот это вот, что получится, оно точно нас с вами сожрет, обоих. И вы уже ничего не напишете, и я уже ничего не прочитаю.
Так что, во-первых, мы должны всеми силами саботировать создание этого монстра, а во-вторых, и это главное, должны как-то научиться договариваться между собой насчет денег без этих вот всех. Я не имею в виду: вы мне песенку или книжку бесплатно, а я ее слушаю и читаю. Я имею в виду договариваться. Кажется мне, что, если дармоедов не кормить, все получится.
пускай за 50 процентов этим занимаются другие люди.
только делают это добросовестно.