Связь всех со всеми создает мир, в котором вероятное становится обязательным
© Getty Images / Fotobank
Огромное количество пользователей интернета чаще всего ассоциируется с невообразимым шумом, который мы все там производим. Миллионы и миллиарды связей просто недоступны осмыслению. Между тем количество участников сети порождает такие новые качества социального взаимодействия, которые нами еще плохо осознаны и абсолютно не берутся в расчет при анализе, например, медийного будущего.
Выигрывает комбинация 9 из 10
В своей книге
Cognitive Surplus Клэй Ширки рассуждает о действенности сервиса
PickupPal. Этот портал обслуживает идею
carpooling: если человеку надо поехать в Монреаль в субботу, в 11:00, он размещает заявку, а специальный сервис предлагает ему встречные заявки тех, кто едет этим или сходным маршрутом примерно в то же время. Попутчики находят друг друга, пассажир доплачивает за бензин, водитель рулит, машин на дорогах меньше, природа отдыхает, все счастливы (кроме автобусных компаний, но это отдельная
история).
Клэй Ширки указывает, что, если срабатывает один ваш запрос из трех, это «запасной план» и вы не будете пользоваться сервисом. Но когда срабатывают 9 запросов из 10 — это инфраструктура. Вы будете рассчитывать на эту возможность как на основную.
В каких случаях вероятность удачного союза попутчиков достигает пропорции 9 к 10? Тогда, когда сеть максимально полно накрывает множество вероятных попутчиков. Количество пользователей превращается в качественно новую сущность — в реальный массив социальных взаимодействий, даже в главный инструмент организации «попутческого» передвижения людей. И чем чаще случаются совпадения, тем больше людей присоединяются к сервису, тем чаще они используют его. Что, в свою очередь, еще больше увеличивает вероятность совпадения их интересов и приводит к новым социальным трансакциям.
Стоит особо подчеркнуть, что речь идет не о виртуальном трепе, как мы часто воспринимаем интернет, а о реальном социальном взаимодействии.
Конечно, в основе лежит удобный сервис подбора вариантов и тематическое единство сообщества (вкупе с активностью его членов). Но главный параметр запуска механизма — накрытие сетью всего множества потенциальных участников взаимодействия. Именно тогда количество пользователей превращается в новое качество координации между ними.
Вероятное становится обязательнымЭтот переход виртуального количества в социальное качество — чрезвычайно важная характеристика сети, из которой выводится много важных следствий.
Самое главное и немного банальное — охват имеет значение. Не просто охват, а пороговый охват. Вернемся к идее масштаба сети, с которой я начал: очевидно, что интернет охватывает практически все человечество, способное к социальному взаимодействию. Если раньше говорили о золотом миллиарде, то теперь уместно сказать: «два позолоченных миллиарда».
Читать текст полностью
Но мы находимся еще примерно только в середине процесса оцифровки. Если считать, что оптимум интернет-охвата, к которому приближаются развитые страны, составляет 80% населения (исключая младенцев и асоциальный элемент), то в ближайшие 10—15 лет количество пользователей достигнет 5‒5,5 миллиарда.
Впрочем, на этом уровне точное количество уже не так важно. Важно то, что это будут наконец все люди, способные к социальному взаимодействию. То есть весь объем социального взаимодействия будет доступен для этого волшебного перехода виртуального количества в социальное качество.
Конечно, грядет новое общество. И не только с точки зрения информации или коммуникативных технологий. Возникает новое, с позволения сказать, социальное качества социума — из-за полного охвата любая возможная связность между людьми становится не только вероятной, но и… обязательной.
Для описания этого перехода от вероятного к обязательному можно ввести принцип статистической обязательности вероятного: при достаточном массиве событий «вероятное» становится «обязательным».
Возьмем для наглядного примера бильярдный стол, на котором нет силы трения и сопротивления воздуха, то есть отскок может быть сколь угодно долгим. Тогда, если ударить шар о борт под любым углом, кроме прямого, шар обязательно попадет в лузу. Даже если оставить на столе всего одну лузу.
Этот принцип играет важную роль для прогнозов в системах с открытым числом событий. Например, согласно этому принципу, террористический акт с применением ядерных материалов неизбежен. Поэтому у соответствующих служб должны быть сценарии не только предотвращения, но и реагирования.
Конечно, существенен фактор времени. Но для сети время сокращается другими обстоятельствами — внутренней гравитацией (взаимным тяготением схожего), а также мгновенной реализацией любого контакта, которая превращается во всеобщее быстродействие сети.
Самодвижущаяся информация и последствия для СМИ
Но хватит теории. Если вероятное совпадение любых интересов при достаточном количестве участников сети становится обязательным и превращается в реальные социальные трансакции, то что это означает для общества, и медиа в частности?
Например: любой вид досуга вам доступен. Люди часто ищут в соцсетях друзей по интересам, порой буквально размещая запись: «Вечером я в центре, хочу попить кофе, кто со мной?» (назовем это timepooling). При достаточном объеме вашей личной сети совпадение интересов состоится: гарантированно и кофе попьете, и все остальное. Прямо-таки неизбежно. (Сервисы знакомств при достаточном охвате тоже работали бы со стопроцентной надежностью, если бы там не было лжи в заявках.)
Любые ресурсы частного вовлечения доступны. Волонтеры тоже часто ищут «попутчиков» — чтобы кто-нибудь доставил что-нибудь куда-нибудь. Достаточное количество перепостов приводит к тому, что обязательно находят. В самые случайные районы. Любое вероятное вовлечение становится обязательным.
Любая утечка закрытой информации произойдет. «Викиликс» — не детище Ассанжа или спецслужб (согласно версии про спецслужбы). Это неизбежность. Если есть закрытые темы, потенциально совпадающие с интересом кого-нибудь, они обязательно раскроются, чтобы этот интерес удовлетворить.
Любая интересная мне статья будет мне доставлена. При достаточном объеме моей личной сети дистрибуции совпадение моих интересов и интересов того, кто увидел интересную для меня статью, неизбежно. Я не просто «могу получить» — я не могу не получить интересующий меня контент. Новость, статью, аналитику и т.п. Доставят обязательно.
Кстати, этот переход количества вероятных совпадений интереса в качество неизбежной доставки конкретного текста вообще-то напрочь убивает идею платной продажи контента. Платный контент не потому не вытанцовывается, что люди жадны, разбалованы или нет хороших микроплатежных сервисов. Причина гораздо глубже и безнадежней: идея платного контента в корне противоречит социальной логике и даже биологии сетевого взаимодействия.
Любая потенциально значимая для общества тема будет освещена. Среда «вероятно-обязательно» совпадающих интересов при достаточном охвате узнает всё. Специальная выделенная функция (СМИ) для этого больше не нужна. То есть журналисты могут тоже участвовать в процессе. Но на таком объеме «вероятно-обязательных» сетевых совпадений (да еще с учетом свободного доступа к публикаторству) уже можно и без них. При этом сложность темы не имеет значения. Профессионализм копателей тоже не имеет значения. Если есть вероятность профессионального освещения, она тоже будет обязательно реализована.
Пока эти закономерности выглядят как заклинания — настолько сложно их осознать. Но они отражают логику нового состояния: чем шире охват сети, тем выше для каждого ее участника концентрация совпадений интересов с другими участниками.
Инструменты расширяют возможности человека в физическом мире. Но лучшим инструментом для человека, конечно, является другой человек. Человек человеку предельный инструмент. В этом смысле сеть создает предельную инструментальную технологию, венчая и завершая всю предыдущую историю технологий.
{-tsr-}Благодаря сети человек расширяет свой мир не дубиной или самолетом, но другим человеком. Мы входим в общество, где каждый из нас становится легкоприменяемым инструментом для другого. В полном соответствии с идеями Маклюэна сеть из других становится для каждого расширением собственной нервной системы до размеров планеты.
Сугубо количественное восприятие «позолоченных миллиардов» не проницает сути происходящего. Возникает новое качество, которое весьма трудно осознать. Мы имеем дело не с множеством, а с организмом, подобного которому раньше не знали.
Автор — основатель Школы эффективного текста
Да, в реальности много привходящих условий, которые принцип искажают. Но, наверное, не отменяют. Автор.