«Единая Россия» теперь находится в положении космонавта из анекдота про Белку и Стрелку: «главное – не гавкай и дергай за ручки»
Имена:
Владимир Путин · Дмитрий Медведев
© Владимир Родионов / ИТАР-ТАСС
Встреча Дмитрия Медведева с Михаилом Прохоровым в резиденции «Горки»
Президентская кампания у нас идет затейливо. В конце апреля премьер-министр Путин встал и сказал: «Прекратите разговоры про президентскую кампанию. До нее еще год. Не время. Все — идите работать!»
После чего одни тихо застыдились: «И правда, что это мы так разошлись!» Другие почтительно зашептались: «Крепок еще духом наш лидер нации».
Как только шепот затих, 6 мая Владимир Владимирович Путин отъехал в Волгоград и там объявил о создании «Народного фронта», бросил всякую работу в правительстве и энергично начал президентскую кампанию. Что ни неделя, все информационные поводы с его именем — это «фронтовые новости». Поначалу все слегка заволновались. Поскольку на горизонте замаячил призрак то ли чавеса, то ли джамахирии. Некоторые даже упоминали Муссолини. Замысел конвертации политического веса Путина в массовое политическое движение, которое сметет на своем пути остатки «разделения властей», парламентского представительства и свободомыслия, показался чудовищным, циничным, но, что ужасно, реализуемым. В этих волнениях прошел май. В июне выяснилось, что никакого «народного фронта» нет. Пошли сообщения, что «общественные организации», которые должны в порыве обновления омолодить единороссовскую бюрократию, выдвигают на собраниях в состав народного фронта тех же самых единороссов. В ряде регионов возникла неразбериха и конфликты между «ЕР» и приемными Путина, получившими полномочия создавать «НФ». Наконец к 20 июня пошли анекдотические сообщения, что в «НФ» записано уже 40 млн человек. Союз архитекторов написал письмо о том, что его записали туда не спросив. Через три дня появилось такое же письмо от членов Союза композиторов...
С изумлением оглядываясь, обнаруживаешь, что нет никаких признаков публичной активности ни «НФ», ни «ЕР». Никаких спикеров. Старые идейные лидеры «ЕР» помалкивают. Со стороны «Народного фронта» кое-что поступает, можно наткнуться в сетях на приветственные — и северокорейские по стилю — блогозаписи региональных депутатов. Видимо, выполняется команда: «Всем молчать!» Оно и понятно: возобладала простая концепция думской кампании 2011 для «ЕР». Поскольку это будет не «кампания “ЕР”», а «референдум по доверию Путину» (во главе списка), то «ЕР» теперь находится в положении космонавта из анекдота про Белку и Стрелку: «главное — не гавкай и дергай за ручки». Любое неловкое движение «партии жуликов и воров» только мешает проведению «референдума о доверии Путину». В условиях «всем молчать!» при такой большой и разношерстной братве, конечно, происходят нервные срывы. Вице-губернатор Калининграда Карнаухов вдруг
наговорил какого-то заполошного бреда «Русскому репортеру» про то, что Навальный «американский шпион». И без того-то дела «ЕР» в Калининграде плохи. Карнаухова
тут же выгнали.
Читать текст полностью
Одним словом, Владимир Владимирович в полном одиночестве опять тащит свою галеру, как Сизиф, в гору. Понятно, что «ЕР» — ни при каком «ребрендинге», ни даже если по заказу АП «Стратегию-2020» Кирилл Серебреников поставит на театре, ни при каких кадровых заменах — уже не сможет быть чем-то «прогрессивным» (не важно, с каким процентом). Она может только падать. И только ВВ может вытянуть ее на горбу.
Что он и делает. Тем временем Левада-центр провел очередной замер фаллоса бронтозавра в последней декаде июня. Не растет. Даже падает (в пределах погрешности). Был 57 см, стал 54. То есть лозунг «Все — на фронт!» не произвел никакого эффекта. Смелая идея устроить «Народный фронт» на манер всеобщего и повсеместного Селигера для взрослых («шлите нам ваши смелые новаторские провинциальные проекты») забуксовала. В реальности в регионах она принимает форму обычной адаптации под условия задачи «опять в центре че-то мудрят!».
Всякий раз федеральный центр придумает какую-то хрень, чтобы усложнить условия прохождения в Госдуму «договорной фигуры» Петра Петровича Петрова. Теперь мало того, что надо обеспечить 70% за «ЕР» в группе районных центров, чтобы компенсировать неохотность голосования в столице региона, так надо еще и под Петра Петровича создать «общественную организацию», затем вступить ее в «Народный фронт», затем договориться в АП, чтобы Петра Петровича считали не тем Петром Петровичем, который уже десять лет сидит от «ЕР», а как бы «преображенным Петром Петровичем»… Петр Петрович больше не «бюрократ Савл», а самый что ни на есть «общественник Павел».
Тем временем, пока В.В. Путин с искаженным от брезгливости и усталости лицом выполняет эту тяжкую часть своей «тандемной миссии» (т.е. спасает созданную собой политическую систему путем исполнения роли крысолова с дудкой, уводящей единую россию в пропасть), Дмитрий Анатольевич Медведев готовится к тяжелейшему «второму сроку».
Имеется консенсус о том, что это будет срок «непопулярных реформ». Увеличение пенсионного возраста, повышение производительности труда в пять раз, повышение цен на сигареты в два раза, продажа госкорпораций, переход на натовские танки и калибры, урезание бюджетных расходов в ожидании второго удара мирового кризиса, дальнейший сброс ответственности за все вниз, на регионы, очередной массовый разгон столичной бюрократии, выдавливание силовиков из политики и рейдерства, инновационная — спаси нас, Перун! — экономика. Все это и многое «непопулярное» другое надо будет делать. Чтобы отдельные «ура-патриоты» из числа чиновничества на местах не подумали вдруг, что консенсуса нет и этого делать не придется, Д.А. Медведев специально для них выступил с Бюджетным посланием, где ясно сказано, что а) налоги придется менять, б) правительство будет другое, в) тяжкое бремя «децентрализации» падет на головы региональных администраций, г) госактивы будем продавать…
Одновременно с этим случилось главное политическое событие в трехлетнем развитии медведизма. Ранее все три года Д.А. Медведев стоял один как перст. Уже два года многие писали: Медведеву требуется какое-то «политическое плечо». «ЕР» таким плечом быть не могла, потому что она просто штампует законы, но не в состоянии быть глашатаем «модернизационной антинародной политики» — кишка слишком тонка. В качестве «плеча» у него был один только хилый ИНСОР. Публика кричала: «Кто эти очкарики?! Чье мнение они выражают?» Теперь наконец у Медведева возникло политическое плечо — Прохоров. Апокриф гласит, что Волошин в декабре аж 2009 года настойчиво уговаривал Путина согласиться на перезапуск «Правого дела» во главе с Кудриным. На что Путин якобы сказал, что ему эта идея нравится, но «после 2012 года». После чего все затихло. И вдруг все-таки возобладал разум. Очевидно, что Медведев не может двигаться дальше, имея в качестве «глашатаев свобод и реформ» мутный микст из экс-премьера Касьянова, писателя Лимонова, трех главных редакторов и группы ветеранов борьбы с режимом образца 1989—1990 годов. Говорят, что Путин «уговорился». Что и правильно. Прохоров поступил мужественно. Мы должны сказать ему спасибо. Не каждый день и даже не каждый год на планете Земля человек, входящий в первую сотню мирового списка Forbes, создает политическую партию. В России 1 миллион врачей и 5 миллионов специалистов по электоральной социологии. Раздался дружный многомиллионный шелест: это начали считать проценты, которые может получить «Правое дело» на федеральных выборах 2011 года. Раздались вопли: «Агент Кремля!» Даже умные люди, как М. Фишман, вдруг начали что-то писать о какой-то «идеологии будущей партии», которая должна совпасть с «ожиданиями электората» и не впасть в популизм и т.д. А еще более умные, как Д. Быков, стали писать, что политически все это неинтересно, а вот эстетически даже очень.
Керимов, Мамут и Вексельберг уже поддержали публично решение Прохорова. Потанин — он тоже наш «гуманитарный» олигарх, — правда, не поддержал. А просто иронически напутствовал (но это следствие личного конфликта, а вовсе не отражение политических взглядов Потанина, мы все это поняли).
{-tsr-}Короче, теперь у Медведева есть сильное «политическое плечо». Это уже не ИНСОР. А целая организованная политическая среда, артикулированная в партию. Теперь уже Медведев не «один на ветру». Причем это не «его партия». А что важно — как раз «не его партия». И он получает возможность теперь надстраиваться над схваткой «замшелых бюрократов “ЕР”» и «ультрареформаторов “Правого дела”».
Переход Суворова через Альпы — это героический эпизод многовековой российской военной истории. В постсоветской политической истории России не так и много ярких конструкций, как может показаться на первый взгляд. Переход Медведева через Прохорова — это многообещающая экспедиция.
Автор — директор Центра медиаисследований Института истории культур; ведет блог amoro1959 в LiveJournal.com
У П-а есть что предложить всем: каждому лавочнику он говорит - мы освободим тебя от государства, развяжем руки,каждому люмпену - ты тоже можешь стать как я и оттянуться в Куршавеле, каждому гуманитарию - это именно я спонсирую журнал "НЛО" и премию "Нос", каждой неженатой женщине - я не женат, высок, богат, каждому автомобилисту - у тебя будет крутой и доступный ё-мобиль и т.п.
Почему этот господин - подарок левым? Потому что теперь у "чистого капитализма" (без примесей) есть лицо. Не нужно снимать никаких масок, на роль "буржуя" нашелся человек и он не скрывается под риторикой. Теперь левые художники могут проводить выставки "Анти-Прохоров" с плакатами, доказывающими насколько он опасен для общества и вообще отвратителен, левым активистам есть чьи портреты сжигать на митингах, левым интеллектуалам есть кого склонять: "вы рассуждаете как Прохоров" и делать именем нарицательным. Прохоров идеален для того, чтобы критикуя его идеи, образ жизни, да и просто его отмороженную мимику, левые могли конкретизировать свой антикапитализм и объяснить его обществу на конкретном примере "непристойного политика".
А Прохоров - в передаче" Познер" выглядел очень достойно.