Протест радикализуется просто потому, что власти не реагируют на мягкие формы протеста. Они с ним не «работают».

Оцените материал

Просмотров: 13202

Глянешь окрест – зреет протест

Александр Морозов · 04/04/2011
Нам не удастся выйти из зоны «политического кризиса» и «кризиса доверия», если Путин так и будет изобретательно прыгать из президентов в премьеры и обратно лет двадцать подряд

Имена:  Владимир Путин · Дмитрий Медведев

©  Тимофей Яржомбек

 

 

Вчера ко мне в гости на полдня заехал питерский социолог Костюшев. И я сразу спросил его: «А вот скажи-ка ты мне, брат, насчет протеста. Пишут вот, что растут в России протестные настроения». А проф. Костюшев входит в топ-5 российских специалистов по протесту. Он, можно сказать, основатель «социологии протеста» в России. В 1991 году он оказался на стажировке в Оксфорде, и там он впервые узнал, что еще в конце 1950-х годов немцы создали первую базу данных по протестам, в ней материалы с 1949 года и по сей день. Эта база данных вызвала интерес ныне знаменитого американского социолога Чарльза Тилли. Под его руководством были сделаны такие базы по другим странам. Костюшев вернулся в Россию, организовал в петербургском филиале Института социологии РАН сектор общественных движений и решил сделать такую же базу обо всех протестных проявлениях. Вел он ее десять лет. В результате в ней 20 тыс. карточек, описывающих 9,5 тыс. протестных акций с 1 января 1989-го по 1 января 1999 года. Пока он эту базу собирал, прочел тонну исследований по протесту. Ну и сам написал немало. Короче, я ждал от него внятного ответа: нарастает ли в России, будь он неладен, этот протест?

Ответ был таков: «Понимаешь, ведь так называемый “протест” содержит три компонента. Во-первых, эмоциональный. Это называется “недовольство”. Есть классическая книга Тэда Гарра “Почему человек бунтует?”, написанная по итогам европейских протестных событий 1968 года. Да, можно предполагать, что это недовольство сейчас на очень высоком уровне. И в разных социальных группах — по разным основаниям. Во-вторых, когнитивный. В прикладной социологии это фиксируется через шкалы “знаю — не знаю”, “информирован — не информирован”. То есть это рациональный, аргументированный протест. Это когда я интеллектуально выражаю несогласие. Ну, к примеру: вот времена перестройки были информационно очень насыщены. И, в-третьих, собственно акционистский. То есть протест-действие. Последний хорошо разработан у немцев. У них есть понятие “репертуар протестного действия”. Репертуар — это все формы: от письма в газету до голодовки, самосожжения и даже террористической акции». Дальше он подробно стал мне рассказывать, как устроена классификация протестных действий и о том, что бывает «конвенциональный» и «неконвенциональный» протест. Но я его перебил: «Так все-таки — он нарастает?»

Да не в этом же дело, закричал профессор. Проблема не в том, что есть протест. Он всегда есть. Наш питерский поэт Аркадий Илин давным-давно написал стихи: «Глянешь окрест — зреет протест». Проблема в том, что он «радикализуется». И вот я спрошу тебя: а почему он радикализуется?

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • varhivah.net· 2011-04-04 18:49:40
    "Я сам с симпатией отношусь к Путину" - ого! вот так откровение.
  • Kirill Jakovlev· 2011-04-04 22:27:59
    С Путиным или без него, но России НУЖНА парламентская республика.
    Лучше если премьером будет кто-то новый.
  • oved· 2011-04-05 05:09:09
    Шило - на мыло!
    Лучше в консерватории проверьте.
Читать все комментарии ›
Все новости ›