Оцените материал

Просмотров: 4271

Комплексный обед

Анна Голубева · 05/06/2008
По телеиграм удобно отслеживать и социальные перемены. Густые острые похлебки сменились легкими супчиками, пикантно приправленными иронией

©  Варвара Акатьева

Комплексный обед
До перехода на летнюю сетку осталось немного – с июня большинство телеканалов будут показывать повторы, накапливая премьерные продукты на осень. Момент подсчета годовых рейтингов и вычисления, кто победил в телесезоне 2007/08, еще не настал, но участники уже на финишной прямой, и можно подводить первые итоги.
ТВ-игры и конкурсы

Игры и викторины в телеменю — вроде супа: дежурное блюдо. Мало кто ходит в общепит только ради первого. Мало кто включает телевизор только ради викторин — но в комплексном обеде они идут хорошо: и греют холодными вечерами, и сытно. Сам по себе суп может много сказать о национальном укладе — так же и телеигры: хотя жанр представлен в основном лицензионными форматами (изобрести что-то оригинальное и при этом съедобное в этой области крайне трудно), — выбор рецептов и способ варки всегда отражает местные вкусы.

По телеиграм удобно отслеживать и социальные перемены. После передач домашнего приготовления («КВН», «Что? Где? Когда?») появились импортные быстрорастворимые, в кубиках. Сперва на них набрасывались с голодухи (народная любовь к «Полю чудес») — теперь сыто смотрят вполглаза. Когда-то в викторинах выступали эрудиты — потом состав и IQ игроков стали на порядок ниже. Раньше вопросы предполагали поиск ответа — нынче только выбор из предложенных вариантов. Призами в 1980-х были дефицитные книжки, в начале 1990-х — соковыжималки, к концу века — авто и миллионы. Игры прошлого делали участников звездами (кавээнщики, «знатоки») — сейчас участниками стараются сделать звезд, а призовые миллионы модно жертвовать бедным детям. Еще недавно в ходу были драматический пафос и спецэффекты (вспомнить хоть «Слабое звено», где лузеров с грохотом сбрасывали в преисподнюю) — теперь никто не относится к делу так серьезно. Густые острые похлебки сменились легкими супчиками, пикантно приправленными иронией.

В новой игре «Магия десяти» на «Первом» вопросы не рассчитаны на точный ответ — баллы начисляются за степень приближения к истине типа «тепло» и «очень тепло». Самое лакомое здесь не столько приз в 10 миллионов, сколько блондинка-ведущая Вера Брежнева из трио «Виагра».

Отвечая на вызов главного соперника, канал «Россия» решил брать числом: в проекте «50 блондинок» светлые дамские умы меряются интеллектом с одним гостем-мужчиной, бонус — шутки вернувшегося ради такого дела на большой телеэкран Николая Фоменко.
СТС запустил «Кто умнее пятиклассника» с веселым Александром Пушным (из «Хороших шуток» того же канала). А в семейном проекте СТС «Детские шалости» с поп-певицей Глюкозой взрослые игроки не ищут ответы, а пытаются угадать или понять их по обьяснениям детей-экспертов в возрасте от 6 до 10.

В «Интуиции» ТНТ с Виктором Логиновым (героем ситкома канала) участникам предлагается почуять верный ответ нутром.

Студийные игры ТВ подает в предпрайм — перед главным вечерним блюдом. Сделать из них, как бывало, main course, уже не удается. В первый майский выходной каналы, по обыкновению, баловались спецпрограммированием — кто пустил сплошь фильмы, кто целиком сериал, кто выстрелил обоймой эпизодов популярного шоу — в праздники это востребовано. ТНТ, зарядив с 10 до 21-го избранные выпуски «Интуиции», потерял зрителя: одно дело сидеть весь день на шашлыках, другое — на супе. А это уже не праздник, а диета.

По праздникам телезритель требует сладкого. Бисквитно-кремовые «Аншлаги», «Кривые зеркала», юмористические концерты продолжают оставаться главным федеральным десертом выходного дня. Сколько ни кричи передовая общественность, что это приторно, жирно и вредно. Популярность эстрадного юмора заметно снизилась в последние годы, рейтинги уже не заоблачные, но все еще хорошие. Как его ни подавай к праздничному столу — большим концертным куском часа на 2—3 или нарезочкой из разных передач, — все прекрасно съедается, а раз так, ни один здравомыслящий канал этих блюд из меню не выкинет.

На фоне постепенного ослабления рыночных позиций старого концертно-эстрадного юмора укрепляется клубный нью-эйдж: смена поколений. Хотя разница между старым и новым телеюмором не столько в возрасте фигурантов или темах, сколько в подходах. В старом больше сатиры, в новом аполитичных и вовсе абстрактных шуток. В старом превалируют постановочные номера, в новом — спонтанность, импровизация. В старом автор, исполнитель и режиссер — разные лица, в новом эти функции чаще совмещаются в одном лице. Флагманом нового юмора остается канал ТНТ. Экспансия Comedy Club во все сферы жизни достигла космических масштабов — под этим именем в этом сезоне выпускали семечки и запускали отдельный спутниковый канал в пакете НТВ+ .

Бесконечное расширение, девальвируя бренд Comedy, побуждает резидентов искать новые занятия. Дуэт Перлов—Родригес выступил было на родном канале ведущими «Бешнл Джиографик» — шутливого телепутешествия (жанр телепутешествий в последнее время уже нельзя принимать всерьез), но не преуспели, проект быстро свернулся. К самодеятельному конкурсу ТНТ «Смех без правил» добавилась вторая ступень — «Убойная лига», с теми же ведущими Павлом Волей и Владимиром Турчинским. Здесь победители «Смеха», полируя свое мастерство, получают больше эфира и денег, налицо профессионализация. Не исключено, что отсюда на ТВ придет новая генерация юмористов — далеких и от эстрадной школы, и от КВН, из чьей шинели почти полвека выходит все шутливое на нашем ТВ, включая и Comedy Club. У легионеров ТНТ свои стереотипы, уклоняться от торных путей Comedy-юмора им сложно, но здесь попадаются неординарные персонажи, нестандартные шутки, и даже в неудачных сквозит живое дыхание. Формат конкурса — оригинальный, что не просто редкость, а достижение для игрового ТВ — моментально породил эпигонов: СТС применил двухступенчатую систему в своих новых смеховых шоу «Цвет нации» и «Лига наций», где соревнуются команды разных стран. Пока это выглядит невнятным гибридом нового ТНТ и старого КВН (из которого, собственно, и рекрутированы ведущие для шоу).

Главный юмористический тренд сезона — пародии на само ТВ. Предыдущая попытка (передача «Шоу-ньюз» в сезоне 2006/07 на ТНТ) не удалась, что понятно: пародируя теленовости, приходится упоминать события и героев политсцены — а кто на такое сейчас способен? До российского аналога Daily-show от Comedy Central (канал СNN), где шутят про президента, госсекретаря и политику правящей партии, нам пока далеко. Тем не менее начало положено, на ТВ вышли три пародийных формата.

Передачу «Очень русское телевидение» Вадима Галыгина, перебежчика из Comedy Club ТНТ на СТС, анонсировали, готовили и ждали с особым пристрастием, но результат не впечатлил. Скетч-шоу, пародирующее телеформаты, телеведущих, телерекламу вообще — без точных прицелов — получилось, при всем обаянии автора, очень неровным. Что легко объяснить малочисленностью творческого коллектива. Шутить можно либо регулярно, либо остроумно, а то и другое в принципе трудно, тем более малым составом, тем более про такой масштабный и разнородный предмет, как ТВ.

Гораздо лучше получилось у «Первого канала» пародийное шоу «Большая разница» под управлением Александра Цекало и Ивана Урганта — здесь, конечно, употребили иные силы и средства, а шутили адресно и метко. Жаль, что это был спецпроект, но ясно, что в цикловом режиме высокую планку выдерживать нереально. А самым смелым шагом «Первого» стала аналитическая передача «Прожектор Перис Хилтон». Беседа сидящих с газетами за столом ведущих (те же Цекало и Ургант с «Первого» плюс Мартиросян и Светлаков с ТНТ) о последних событиях в стране и мире оказывается свежее, смешнее и актуальнее постановочных шоу — даже когда они шутят плоско. Сама эта неровность выглядит как откровение на фоне вылизанного федерального эфира. Лишние тут только сюжеты-скетчи, которые зачем-то демонстрируют участникам разговора, некстати его прерывая. Если уж что-то им показывать — почему не реальные новостные сюжеты? Которые они могли бы комментировать наряду с газетными — тогда как вялые скетчи вызывают недоуменное молчание по обе стороны экрана. «Прожектор», выпущенный под занавес сезона (17 мая) почти без рекламы, был сразу замечен: на следующий день сотни блогов передачу обсуждали, цитировали, называли «сит-даун комеди» и предлагали скачать не только сам выпуск, но и эпизод, не попавший в московский эфир. Целевая аудитория оценила смелость шуток и атмосферу здорового бреда, столь редкую на «большом» канале — и выразила опасение, что по этим причинам до осени новый формат не доживет. Но к третьему выпуску стало абсолютно ясно, что темы для бреда ведущим спускают сверху: прожектеры упорно шутили про антироссийские выпады Украины и недавние приобретения олигарха Прохорова. Такой способ употребления молодого остроумия стоит отметить как совершенно новый в нашей телепропаганде.

Канал НТВ в этом сезоне выступил в жанре автопародии, особенно сложном в случае НТВ потому, что объект пародирования — скандальные сюжеты с ведущим-фриком — сами выглядят как пародии. И «Ты не поверишь» с Леней Заком и Владимиром Шкетом в контексте сетки канала воспринимается как типичная для НТВ нешутейная программа. Все-таки для юмора нужна чуть большая дистанция. Но благой порыв нельзя не оценить.

Вообще, появление на ТВ пародий на самое себя обнадеживает. Способность к самоиронии говорит о душевном здоровье. То есть, несмотря на свои хронические и острые болезни, наше ТВ подает явные признаки жизни — вот бы она не угасла в будущем сезоне.

Автор — руководитель Службы развития телеканала «Россия»

 

 

 

 

 

Все новости ›