Какой бы натяжкой ни были все эти популярные характеристики уходящих нулевых, на ТВ это десятилетие и в самом деле было отдельной эпохой, с явным концом и очевидным началом.

Оцените материал

Просмотров: 23487

Нулевое телевидение

Анна Голубева · 05/01/2010
Цензура, частная жизнь, реалити-шоу, сверхъестественное, новые кадры, головные структуры, клонирование ментов, борьба с рекламой, новый юмор и другие особенности ТВ нулевых

Имена:  Александр Мамут · Александр Роднянский · Анатолий Кашпировский · Анатолий Чубайс · Борис Березовский · Владимир Путин · Дмитрий Медведев · Евгений Киселев · Игорь Щеголев · Леонид Парфенов · Михаил Лесин · Михаил Сеславинский · Михаил Швыдкой · Олег Дерипаска · Олег Пташкин · Роман Абрамович · Роман Петренко

Нулевое телевидение
У эпох не бывает порядковых номеров и границ. Но какой бы натяжкой ни были все эти популярные характеристики уходящих нулевых, на ТВ это десятилетие и в самом деле было отдельной эпохой, с явным концом и очевидным началом.

2001 — первый год новой эры. Телеканал НТВ переходит в руки компании «Газпром». Борис Березовский перестает быть акционером канала ОРТ, а и.о. гендиректора Константин Эрнст утверждается в должности и вводится в совет директоров ОРТ. Два крупнейших по охвату аудитории канала (ОРТ и РТР) впервые транслируют «Прямую линию» президента Владимира Путина, который отвечает в эфире на вопросы, заданные через СМС, интернет и прямые включения из разных регионов (формат станет ежегодным). Завершается строительство первой общероссийской электронной панели для измерения телеаудитории (прибор «Пиплметр» пришел на смену опросным методам прошлого века). Российская компания Gallup Media, инвестировавшая средства в ее создание, становится частью крупнейшей в мире исследовательской сети TNS.

Прощание с пионерами. В 2001-м основатель и владелец канала НТВ Владимир Гусинский продает его (вместе со всей компанией «Медиа-МОСТ») «Газпрому». В собственность других крупных корпораций переходят канал Натальи Дарьяловой «Дарьял-ТВ» (2001) и канал Ирены и Дмитрия Лесневских «Рен-ТВ» (2006).

Переименования. В 2002 году ОРТ переименован в «Первый канал», а РТР становится каналом «Россия».

Новые кадры. В 2002-м телеканал СТС (созданный в 1996 году) возглавляет Александр Роднянский, а гендиректором ТНТ (создан в 1998-м) становится Роман Петренко. Очень быстро оба канала прочно занимают места в пятерке лидеров национального ТВ, отобрав у старших товарищей существенную часть молодой и активной аудитории. На этих каналах зарождаются многие телевизионные тренды, отсюда «большая тройка» нередко черпает вдохновение и новые кадры.

Круглосуточное телевещание начинается в марте 2003 года на канале «Россия», а в октябре — на «Первом». Постепенно такой режим становится нормой для российского ТВ.

Медиаметрия делается жизненно важной. Рейтинг превращается в основной регулятор —— за эту валюту продается реклама, без которой невозможно существование ТВ. Ориентация на количественные показатели определяет путь развития российского ТВ — оно станет коммерческим. Ужесточается конкуренция между каналами. Будучи монополистом пиплометровых исследований, компания TNS Gallup Media (с 2008 года — «TNS Россия») периодически получает от ТВ нарекания по поводу искажений и просчетов в измерениях. С 2002 года «Первый канал» ведет собственные исследования телеаудитории. Однако ни он, ни другие фигуранты на рынке медиаметрии не способны изменить практику продажи рекламы на основании показаний «TNS Россия». В 2001 году несколько крупных телеканалов создают Медиакомитет с целью проведения тендеров на телеметрию и приглашения для контроля независимых аудиторов. Но даже победа в тендере другой компании никак не меняет положения российской TNS. Расширив в 2006 году свою измерительную панель на треть (до 2500 домохозяйств в 53 региональных центрах), компания остается единственной в сфере электронных телеизмерений. Строительство новой панели никому не под силу.

Приключения шестой кнопки. Часть бывшей команды НТВ во главе с Евгением Киселевым летом 2001 года переходит на канал «ТВ-6» по приглашению его крупнейшего акционера Бориса Березовского. Но в январе 2002 года судебным решением по иску компании «Лукойл», «ТВ-6» (чье вещание начато в 1993 году) отключается. На частоте временно поселяется «НТВ-Спорт». В марте акционерное общество «Медиа-Социум», созданное Анатолием Чубайсом, Александром Мамутом, Романом Абрамовичем и Олегом Дерипаской, выигрывает конкурс на данную частоту, и уже в июне там стартует новый канал ТВС, возглавляемый также Евгением Киселевым. Однако через год, в июне 2003-го, отбор шестой метровой частоты у прежнего владельца лицензии, компании МНВК, признается незаконным, и канал ТВС отключают от эфира. МНВК временно, до конца 2004 года, уступает лицензию новорожденному каналу «Спорт» (ВГТРК), но затем ликвидируется, а вещание «Спорта» продолжается еще 3 года. Летом 2007-го срок лицензии истекает, в августе Федеральная конкурсная комиссия выставляет пул частот под спортивное вещание на конкурс, отдает победу концепции канала «Спорт», и он продолжает вещать на шестой кнопке. В сентябре 2009 года руководство ВГТРК объявляет, что в 2010 году на базе «Спорта» будет создан новый канал для молодой аудитории «Россия-2».

Цензура. В 2002-м программа НТВ «Куклы», показавшая сюжет «Крошка Цахес», где заглавную роль исполняла кукла Путина, а роль феи-благодетельницы — кукла Березовского, закрывается. В год президентских выборов (2004) на НТВ закрывают также общественно-политические передачи «Красная стрела», «Свобода слова» и «Намедни» — автора последней, Леонида Парфенова, увольняют за интервью в связи с запретом показа сюжета с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева (с тех пор Парфенов появляется на ТВ только в качестве гостя или приглашенного автора). Устанавливаются негласные, но четкие пределы допустимого в телеэфире. Наряду с этим общественность периодически требует ввести на ТВ нравственную цензуру, а в Госдуме регулярно возникают инициативы законодательно ограничить показ на телеэкране сцен насилия и секса. Но такие попытки неизменно терпят крах.

ТВ и Кремль. Встречи руководителей крупнейших федеральных телеканалов с руководством кремлевской пресс-службы становятся еженедельными. По мере строительства вертикали власти в национальном телеэфире не остается каналов, передач и журналистов, несогласных с линией руководства, — отдельные вольности изредка позволяют себе отдельные каналы. Большинство же телекомпаний, независимо от принадлежности и направленности, стараются не вызывать неудовольствия властей, а многие ищут расположения Кремля, стремятся к нему приблизиться.

Частная жизнь. Обязательные по закону телевизионные дебаты перед парламентскими и президентскими выборами становятся формальными и постепенно сдвигаются на непопулярное время. Социально-политическая тематика сменяется бытовой. Если прежде передачи, подобные ток-шоу «Моя семья» (ОРТ, затем РТР, 1996—2003), воспринимались как курьез, то теперь скандальное обсуждение личных обстоятельств становится мейнстримом, появляются новые ток-шоу о частной жизни — «Большая стирка» («Первый»), «Окна» (СТС, а затем ТНТ), «Пусть говорят» («Первый») и т.д. По мере некоторого угасания моды на ток-шоу тему смакования подноготной подхватывают документальные передачи «Сук@-любовь», «Программа максимум», «Очная ставка», «Русские сенсации» ( НТВ).
Страницы:

КомментарииВсего:8

  • schuplov_roman· 2010-01-05 18:12:10
    Всё по существу написано, но некоторые пункты нуждаются в подробностях. Понятно, что невозможно в одной статье осветить все аспекты развития ТВ за 10 лет.
    Что касается нашего ТВ, то за исключением усиления цензуры, все остальные изменения десятилетия просто приблизили его к западным стандартам построения, развития и позиционирования телеканалов. Просто наше ТВ это прошло ударными темпами
  • www_stikh_com· 2010-01-06 10:05:34
    всё чётко
  • andanas· 2010-01-06 12:43:59
    Два момента, Анна.
    24-часовое телевещание началось в феврале 2001-го года с перехода Муз-ТВ на круглосуточное программирование. Ночь они заполнили интересной версткой: вначале танцевальный нон-стоп с видеоинсталляциями в эфире вместо клипов (программа «Теленочь Муз-ТВ»), затем повтор вечерних прямоэфирных шоу для восточных часовых поясов: 5 утра Москвы — это 9 утра Красноярска и полдень во Владивостоке.

    Вы также не подметили чуть ли не главенствующую роль теледизайна. Телевидение-шоу а не телевидение журналистики — это яркий монтаж и непременно впечатляющая «межпрограммка». Пионерами качественного теледизайна в России так же явился телеканал «Муз-ТВ», чьи специалисты в последствии разошлись по другим каналам. Арт-директор Антон Ненашев теперь служит на «Первом» и создает шедевры, в основном, в кино: «Турецкий гамбит», «Дозоры», «Черная стрела».
  • tridi· 2010-01-06 13:53:40
    В восторге от энциклопедической статьи "Нулевое телевидение" - Анны Голубевой!
    Открыл для себя новое имя и теперь буду читать и перечитывать всё, о чём пишет этот замечательный автор)
    Очень интересно было бы ещё узнать - каким автору видится будущее российского тв?
  • Veron· 2010-01-06 22:29:31
    Статья очень информативная, четкая, полезная.
    Интересно будет ее прочитать в 2014 году, когда мы уже должны-таки будем перейти на цифру.
    Кстати, можно было сказать про распространение кроссворд-шоу после 01:00 на нецентральных каналах и про массовый уход виджеев музыкальных каналов, которые позже появились на радио, а кое-кто и на телевидении вновь.
  • t4k1984· 2010-01-07 22:16:16
    Очень здорово. Все по делу.
    Кстати, первая шоу-инаугурация была все-таки 2000 года, сделанная по образцу "Сибирского цирюльника".
  • stop111· 2010-01-12 17:59:17
    Мало внимания уделили музыкальному телевидению по моему...
    Хотя с ним особо ничего не происходило.
    А так да, полезно, спасибо.)
  • golubeva· 2010-01-13 18:35:06
    to andanas:
    Спасибо, насчет круглосуточного "Муз-ТВ" -- мое упущение, забыла, хотя знала ведь. Что до теледизайна -- бум случился во второй половине 90х, а корифеем этого дела, при всем моем уважении к таланту Антона Ненашева, был все-таки Семен Левин, точнее, его "НТВ-дизайн" -- откуда вышли и разошлись по разным каналам и Елена Китаева, и Сергей Шанович, и прочие. И Дмитрия Ликина, ставшего в середине 90х главным художником ОРТ, тоже стоит в этой связи вспомнить. То, что в нулевые теледизайн перестал быть любимым телеувлечением, стал функциональнее и профессиональнее, я, кажется, отметила. Межпрограммка начала ососзнаваться как отдельная существенная часть вещания и профессия тоже с середины 90х -- пионерами были Первый и НТВ.
Все новости ›