Какой бы натяжкой ни были все эти популярные характеристики уходящих нулевых, на ТВ это десятилетие и в самом деле было отдельной эпохой, с явным концом и очевидным началом.

Оцените материал

Просмотров: 23013

Нулевое телевидение

Анна Голубева · 05/01/2010
Шоу побеждает журналистику. В отсутствие публичной политики телепублицистика теряет актуальность. Передачи, посвященные событиям недели, теперь называют не аналитическими, а просто итоговыми. Телевизионные дискуссии и репортажи, оставаясь таковыми по форме, по сути превращаются в развлечение. ТВ осваивает приемы желтой прессы. На первый план в «разговорных» программах выходят эмоции, для подогревания коих участников нередко провоцируют на конфликт. В репортажах начинают применять бывшие прежде запретными в этом жанре приемы — постановочные съемки, подтасовку. При монтаже документальных передач иногда используют выразительные монтажные и звуковые спецэффекты — коллаж, ускорение и замедление, обратную перемотку, повторы.

Реалити-шоу. Первое шоу подглядывания «За стеклом» в 2001 году (ТВ-6, затем ТВС и ТНТ), вызвав большой ажиотаж, волну обсуждений и протесты со стороны религиозных организаций, породило массу последователей на разных каналах. Главным специалистом по таким проектам стал ТНТ, чье шоу «Дом-2», стартовавшее в 2004-м, и поныне вызывает бурную реакцию. Самым успешным шоу выживания стал «Последний герой» («Первый») — вышло 6 сезонов игры с 2001 по 2009-й. Самой стойкой оказалась мода на реалити-конкурсы самодеятельных певцов, танцоров, юмористов, экстрасенсов, начавшаяся в 2003-м с премьеры проекта «Стань звездой» («Россия») и выведшая в телехиты шоу «Фабрика звезд», «Минута славы» («Первый»), «Убойная лига» и «Битва экстрасенсов» (ТНТ).

Русский сериал вытесняет с экрана латиноамериканский. Возникает национальная сериальная индустрия. К середине десятилетия родные сериалы становятся основным эфирным форматом — среднее число сериальных линеек почти на любом канале в будний день достигает пяти. ТВ предлагает публике широкий ассортимент — горизонтальные и вертикальные, мужские и женские, деревенские и городские сериалы, экранизации русской классики и стилизации под советское кино. Расцветают малые серийные формы — «реконструкция» и докудрама.

Клонирование ментов. Сиквелы и клоны телевизионной ментовской саги, прогремевшей в конце прошлого века, заполоняют эфир — сериалы либо того же сценариста, либо с теми же героями, либо с теми же актерами («Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила», «Убойный отдел», «Хроники убойного отдела», «Литейный, 4») уже десять лет не сходят с экранов ТНТ, НТВ, «Первого», «России». Возникает отдельное направление телеискусства — кино разных жанров, от триллера до деревенской комедии, о харизматичных и симпатичных ментах.

Большое кино больше не смотрят. Еще в начале века столь желанное для телезрителя и рекламодателя, оно перестает быть рентабельным. Теперь кино на ТВ подается только с хорошим гарниром — будь то предисловия и гости в рубриках «Модное кино» на СТС и «Легенды видеопроката» на НТВ или ярая полемика в «Закрытом показе» на «Первом». Сам по себе способен «сработать» в эфире только культовый кинофильм или, наоборот, свежий кинопроект после его массированной раскрутки — как было с премьерным «Миллионером из трущоб», показанном на «Первом» вскоре после триумфа в Каннах и еще до окончания кинопроката (2009).

Телекино. Забытый жанр (некогда одаривший советского зрителя «Тремя мушкетерами», «Собакой на сене» и знаменитыми телебенефисами) переживает ренессанс. Снятые на скорую руку за малые деньги телемуви класса В, С и ниже имеют, в отличие от дорогих кинофильмов, стабильный успех и хорошие рейтинги.

Докуфикшн. Телепроекты драматического (истории жизни и смерти знаменитостей), историко-хроникального (о тех же знаменитостях и тайнах прошлого) или псевдонаучного характера, оказавшись в отличие от настоящей документалистики дешевыми в производстве и востребованными в народе, становятся регулярным, ежедневным блюдом почти всех телеканалов.

Смена приоритетов. Почти полностью исчезают из эфира популярные в прошлом лотереи. Ночные «магазины на диване» сменяются ночными играми в слова на деньги. Сходят на нет дневные ток-шоу для домохозяек. Теряют популярность викторины — только считаные остаются в прайме. В моду входят передачи о кулинарии, умении одеваться, ремонте и дизайне интерьеров, автомобилях, светской жизни.

Сверхъестественное. Угасший в прошлом веке интерес к эзотерике возрождается в конце нулевых. ТВ3 становится мистическим телеканалом, на ТНТ появляется реалити-шоу «Битва экстрасенсов», на Рен-ТВ — цикловая передача «Тайны вашей судьбы. Эзо-ТВ», на НТВ в роли ведущего программы о паранормальных явлениях выступает маг Анатолий Кашпировский.

Новый юмор. К привычной форме телеюмористики — концерту — нулевые добавляют скетч-шоу, стендап-комеди, ситкомы, импровизацию и пародийное шоу. Новый юмор, родившийся на молодых каналах СТС и ТНТ (Comedy Club и его производные, ситкомы, «Убойная лига», «Наша Раша»), широко распространяется на ТВ, тесня юмор старшего поколения (передачи «Аншлаг», «Кривое зеркало», «Комната смеха»). Юмористические программы нового типа «Большая разница» и «Прожекторпэрисхилтон», вышедшие на «Первом канале» в сезоне 2007/08, быстро становятся лауреатами «ТЭФИ» и фаворитами зрителей и критики.

Экспансия ТВ в шоу-биз. ТВ становится фабрикой по производству и продвижению новых эстрадных хитов и имен, а также донором и продюсером национального кинематографа. Фильмы, выпущенные в прокат при информационной или финансовой поддержке того или иного телеканала, получают наибольшую кассу, отдавая ему права на телеверсию, часть доходов от проката, продажи дисков и сопутствующей продукции. ТВ серьезно влияет на ситуацию в киноиндустрии и на эстраде.

Новые способы общения власти с народом. С 2008 года ведет отсчет «Прямая линия» с Владимиром Путиным в качестве премьер-министра. А новый президент Дмитрий Медведев выбирает иной, скользящий формат — беседы на «Первом канале», «России» и НТВ записываются ежемесячно, но по очереди, и каждый канал сам определяет их хронометраж и место в эфире. Однако об итогах 2009 года президент предпочел говорить в прямой трансляции, причем непосредственно с руководителями федеральных каналов.

Трагедии и триумфы в прямом эфире. Теракт 11 сентября 2001 года. Захват заложников во время мюзикла «Норд-Ост» (2002). Бесланская трагедия (2004). Прямая трансляция этих трагических событий имеет такой оглушительный эффект, что ТВ трудно отказать себе в желании расширить сферу применения этого средства. Впервые в прямой эфир транслируются церковные похороны Патриарха Алексея II, а затем выборы и интронизация нового Патриарха Кирилла (2008). Инаугурацию Президента Дмитрия Медведева в 2008-м ТВ превращает из протокольного мероприятия в парад телевизионных технологий: вертолеты снимают Москву с высоты птичьего полета, крылатые камеры взмывают к куполам и на бреющем впархивают через закрытые окна в коридоры Кремлевского дворца, следуя за президентом к парадному залу. Апофеозом становится организованная «Первым каналом» трансляция московского «Евровидения» весной 2009-го, ошеломившая Европу и признанная лучшей за всю историю конкурса.

Стандартизация. Ориентация на рейтинг вынуждает ТВ отказываться от экспериментов и держаться проверенных рецептов. Начинается бум лицензионных форматов. Телевидение приобретает опыт выпуска массовых зрелищ по мировым лекалам, но во многом теряет навыки создания оригинального продукта. Доля передач местного изобретения сводится к минимуму. ТВ становится более профессиональным, но и более предсказуемым и безликим. Каналы нередко копируют друг друга, используя одинаковые приемы верстки и программирования, запуская идентичные передачи.

Политкорректность. Если в 90-х на смену теледикторам на ТВ пришли писатели, музыканты, актеры и журналисты Молодежной редакции ЦТ, теперь процесс углубляется за счет людей нестандартной внешности. Ведущими становятся культурист Владимир Турчинский, толстушка Руслана Писанка, стилист Сергей Зверев, трансвестит Заза Наполи (Владим Казанцев), карлик Шкет (Владимир Тищенков). Разгул политкорректности захватывает даже строгие информационные службы федеральных каналов — здесь появляются ведущие разных возрастов и национальностей.

КомментарииВсего:8

  • schuplov_roman· 2010-01-05 18:12:10
    Всё по существу написано, но некоторые пункты нуждаются в подробностях. Понятно, что невозможно в одной статье осветить все аспекты развития ТВ за 10 лет.
    Что касается нашего ТВ, то за исключением усиления цензуры, все остальные изменения десятилетия просто приблизили его к западным стандартам построения, развития и позиционирования телеканалов. Просто наше ТВ это прошло ударными темпами
  • www_stikh_com· 2010-01-06 10:05:34
    всё чётко
  • andanas· 2010-01-06 12:43:59
    Два момента, Анна.
    24-часовое телевещание началось в феврале 2001-го года с перехода Муз-ТВ на круглосуточное программирование. Ночь они заполнили интересной версткой: вначале танцевальный нон-стоп с видеоинсталляциями в эфире вместо клипов (программа «Теленочь Муз-ТВ»), затем повтор вечерних прямоэфирных шоу для восточных часовых поясов: 5 утра Москвы — это 9 утра Красноярска и полдень во Владивостоке.

    Вы также не подметили чуть ли не главенствующую роль теледизайна. Телевидение-шоу а не телевидение журналистики — это яркий монтаж и непременно впечатляющая «межпрограммка». Пионерами качественного теледизайна в России так же явился телеканал «Муз-ТВ», чьи специалисты в последствии разошлись по другим каналам. Арт-директор Антон Ненашев теперь служит на «Первом» и создает шедевры, в основном, в кино: «Турецкий гамбит», «Дозоры», «Черная стрела».
Читать все комментарии ›
Все новости ›