Марина Белоклокова, Реваз Тодуа и Евгений Годов, создатели проекта Moloko+, рассказывают о тенденциях в отечественных PDF-журналах и о будущем СМИ
Имена:
Евгений Годов · Марина Белоклокова · Реваз Тодуа
© Егор Мостовщиков
— Ребята, расскажите о Moloko+. Что это такое и как появилось?Марина Белоклокова. В 2007 году я, Реваз и его коллега Александр Гладких из креативного агентства
Hodus Bureau решили создать PDF-журнал, который должен был объединить художников, дизайнеров, иллюстраторов, всех креативных людей. Я даже не знаю, кому в голову пришла идея назвать журнал
Moloko+
. Изначально нам нужно было какое-то слово, которое красиво пишется по-русски и по-английски. Наше название, заимствованное из «Заводного апельсина» Энтони Берджесса, круглое, лаконичное, красивое и пишется понятно. Мы, конечно, планировали выпускать журнал раз в месяц, но быстро поняли, что это крайне тяжело. Потом думали, что будем выходить раз в два месяца, но тоже ошиблись. Сейчас мы выходим, как получится: за два года выпустили девять номеров. Для нас
Moloko+ все-таки любимое хобби, а не основная работа.
Наша цель — делиться тем, что мы видим, что нам кажется интересным, с окружающим миром, с людьми и в России, и за рубежом. Мы собираем и публикуем огромное количество графических работ со всего мира.
Евгений Годов. Через какое-то время Александр сменил работу и перестал участвовать в работе над журналом. Я присоединился к созданию журнала через полгода после запуска. В тот момент PDF-журналы проходили своего рода «первую волну» в России. Они уже какое-то время были популярны на Западе, а у нас первой весточкой этого тренда был
Moloko+
. Делать PDF-журналы стало очень модно, как и быть дизайнером, арт-директором или диджеем. Из номера в номер кочевали русские иллюстраторы и фотографы, которых все и так прекрасно знали. Но, правда, угар быстро проходил, новый материал заканчивался, и номера переставали выходить. Я отслеживал многие журналы и замечал, что примерно после третьего номера большинство журналов забрасывалось.
Формат PDF-журнала позволяет делать интересный продукт с минимумом финансовых затрат: не нужно арендовать и обустраивать офис, бросать работу и искать инвестиции; через пару месяцев работы над продуктом можно спокойно его запускать. К тому же такие журналы можно делать небольшим коллективом. Нас вот всего трое. Марина отвечает за отбор материала, Реваз за графическую часть, а я этот продукт развиваю, ищу новые выходы, занимаюсь спецпроектами.
В октябре у нас вышел девятый по счету номер. Он, как и несколько предыдущих, сформирован из тех работ, которые нам присылают сами авторы. Из всей массы писем мы отбираем лучшие, на наш взгляд, работы и дальше общаемся с людьми. С самого начала мы издаем журнал на двух языках, поэтому один из важных этапов — это перевод на русский или английский. Заключительный этап — верстка. Обычно обложку для очередного номера рисует один из авторов. Сейчас мы сами почти ничего не ищем, и у нас уже готов материал для нового номера.
В марте этого года мы запустили сайт и теперь делаем акцент на то, что
Moloko+ не только журнал, а целый проект. Проект этот нацелен на арт-директоров, художников, иллюстраторов, фотографов, на всех, кому интересно современное искусство и его жанровое разнообразие. Сайт включает в себя блог, в нем публикуются фотографии, иллюстрации и интервью с людьми, о которых не пишется на страницах журнала; есть база данных всех когда-либо публиковавшихся у нас авторов с их работами.
Читать текст полностью
© Егор Мостовщиков
Марина Белоклокова
— В чем цель, задача вашего проекта?
Евгений Годов. Цель, как и у любого продукта, что-то донести. Мы показываем людям интересных авторов. Понятно, что все могут ходить на Flickr и что-то там искать, но не у всех есть на это время, а у кого-то просто нет вкуса. Мы позволяем себе создавать выжимку современного искусства. Можно сказать так: мы делаем альманах, информирующий об интересных нам людях. Есть огромное количество отличных авторов, которых никто не знает, и им, чтобы продвинуться дальше, нужно попасть в какие-то хорошие руки. Мы и есть такие хорошие руки — наша функция вытаскивать интересных людей и рассказывать о них.
Реваз Тодуа. Нам известно, что Moloko+ просматривается рядом арт-директоров крупных изданий и студий. Сейчас текучка иллюстраторов, их много, выбрать кого-то трудно. У больших организаций есть специальные базы, в которых хранятся контакты доверенных художников. А мы с какой-то периодичностью выдаем новые стопки людей. На страницах нашего проекта ищут новых талантливых сотрудников.
Евгений Годов. Очень приятно, что удалось этого добиться. Ведь по сути, PDF-журналов делается много, и срок годности у них небольшой. Среднестатистическое PDF-издание сдувается после третьего выпуска. А наш журнал многие не удаляют с компьютера, его открывают и просматривают снова и снова.
— Сколько людей читает журнал?
Евгений Годов. Статистика на этот счет очень странная. У нас ведется подсчет только скачиваний, которые происходят с нашего сайта. В месяц их происходит порядка пяти тысяч. Но люди скачивают журнал, закачивают его на свои сайты и предлагают скачать его уже оттуда, поэтому трудно определить точное число наших читателей. Видимо, что-то около 15 тысяч человек.
Бывали случаи, когда люди скачивали наш журнал и выставляли его на продажу в своих онлайн-магазинах. Мы находили даже вполне не страшные порталы, где Moloko+ продавали за 100 рублей. В среднем в день на сайт заходит 300—500 человек, и эта цифра растет, хотя мы ничего не делаем для этого роста, мы не занимаемся раскруткой сайта.
— Какие у Moloko+ планы?
Евгений Годов. В целом пока это тайна. Мы долго примерялись, думали. В какой-то момент хотели сделать сайт-сообщество, но вовремя остановились. Потому что потратили бы на это много времени, а ничего нового бы не сделали. Мы не хотим превращаться в ресурс вроде Lookatme, не хотим повторяться. У нас в блоге нет комментариев — не потому, что нам неинтересно, что думают люди, но потому, что мы не хотим создавать сообщество, которое будет по поводу и без него обсуждать какие-то работы.
© Егор Мостовщиков
Евгений Годов
Сейчас у нас переломный момент: есть желание делать что-то новое, но мы до конца еще не сформировали понимание того, во что должен превратиться проект. Мы точно знаем, что не хотим подходить к созданию нового с позиции зарабатывания денег. Пока цели, чтобы проект приносил нам какую-либо прибыль, нет.
Когда ты делаешь какой-то проект, тебя непременно спрашивают: «Ну что, когда вы уже будете все это монетизировать?» Такое слово модное — монетизировать. Люди смотрят: ага, бесплатный проект — и начинают давать свои советы. Наверное, это логично: появился проект, всем стало интересно, все читают, а потом спрашивают: если мы берем деньги, то за что, а если не берем, то когда начнем. Все вокруг считают за нас и говорят, как нам быть дальше, а простая мысль, что проект и должен таким быть, какой есть сейчас, отчего-то никому не приходит в голову. Не обязательно все должно быть монетизировано.
Реваз Тодуа. Я так понимаю, что мы можем позволить себе создать какие-то сервисы. Мы попытаемся сделать что-то глобальнее, но в том же направлении, которого придерживаемся сейчас: строгий отбор материала. В этом, на мой взгляд, наша фишка: мы просматриваем тонну работ, выбираем лучшее и даем это публике.
Евгений Годов. Сейчас у нас есть, во-первых, критическая масса авторов, которая готова в чем-то участвовать, а во-вторых, небольшая, но лояльная аудитория. Поэтому мы хотели бы развиваться не только в рамках электронного издания, но и в офлайне. Возможно, некоторых своих талантливых авторов мы бы хотели привезти в Россию, чтобы показать их работы. У нас был опыт сотрудничества с Fly Cards, когда мы размещали работы авторов на открытках, — серию очень быстро разобрали.
— Что сейчас происходит с отечественным рынком PDF-изданий?
Евгений Годов. В том году с началом кризиса в стране случилась вторая волна PDF-журналов. Много профессионалов осталось без работы, у дизайнеров, иллюстраторов стало больше времени; тогда все говорили: «Кризис — это шанс». И эта творческая масса стала делать проекты ради реализации своих идей и возможностей. «Афиша» делала материал про этот новый тренд. Из новых и занимательных проектов — журнал про кино «Перемотка»: хорошая верстка и материал.
© Егор Мостовщиков
Реваз Тодуа
Но надо отметить, что PDF все-таки больше ориентирован на картинку, чем на текст. Читать аналитический материал или длинное интервью в PDF неудобно. PDF — это прекрасная возможность хранить информацию на жестком диске; ты всегда можешь открыть нужный файл. Ты можешь носить с собой флешку, на которой уместится тысяча рассортированных журналов.
— Может ли работа над таким изданием быть прибыльной?
Евгений Годов. Поставить на коммерческую основу можно что угодно. Но как бизнес-проект PDF-журнал — вещь сомнительная. Это хорошая возможность попробовать свои силы в создании коллективного продукта, поэтому, я думаю, PDF-журналы будут появляться и дальше. И как самостоятельные продукты, и как часть промокампаний: PDF индексируется поисковиками, в файл можно добавлять музыку или видео, экспериментировать с графикой.
Если говорить о рекламе, то да, внутри таких изданий может помещаться имиджевая реклама, баннеры со ссылками. Например, мы в Moloko+ делаем рекламу тех проектов, которые нам интересны. Наша модель — графическая реклама (как в обычных журналах) плюс ссылка на сайт. У нас нет жесткого прайса, но рекламные деньги позволяют покрывать расходы на хостинг.
— Что, по-вашему, ждет СМИ в ближайшее время? Как интернет отразится на строении медиапродуктов?
Евгений Годов. Я сторонник той мысли, что печатные СМИ умрут, станут незначительным процентом медиа. Появится контент нового уровня. Например, умер Майкл Джексон — и об этом через 40 минут написал сайт вроде нашего «Лайф.ру»: кто-то из клиники слил информацию, и это сразу стало известно. Печатное СМИ написало бы об этом через день, а здесь через час уже все появилось. Всё будет перестраиваться под эту скорость.
Марина Белоклокова. Мне бы не хотелось, чтобы все окончательно перешло с бумаги в интернет. Я, как, наверное, и многие другие люди, думаю, что читать информацию исключительно с экрана не очень удобно. И глаза устают.
Реваз Тодуа. Но в интернете информацию гораздо проще найти. Ты можешь получать те новости, которые тебе интересны. Например, подписался на какой-то канал — скажем, новости фотографии и футбола. Выделенная, отобранная информация.
Конечно, тактильность — это круто. Хорошо, когда можешь потрогать, но, думаю, бумага просто перейдет в luxury-сегмент. Будет мало изданий, они будут дорогими и хорошо сделанными. А когда-нибудь мы дойдем до того, что монитор будет на лобовом стекле машины и мы будем читать в пробках новости. Скорость жизни увеличивается, пробки растут, а информацию-то надо как-то получать, надо быть как-то в теме.