Вообще, все материалы «Огонька» можно зачитывать на радио – у них в основе именно что радийные интонации.

Оцените материал

Просмотров: 6529

Норма, дитя обобщений

Андрей Левкин · 09/03/2010
Раньше был некий базовый тип издания для массовой интеллигенции. Существует ли этот слой сейчас? Интересны приблизительные параметры читателя, который бы соответствовал такой норме

©  Игорь Скалецкий

Норма, дитя обобщений
     

Есть такое слово «норма». Сейчас она себя не очень-то предъявляет. Но слово есть, а нормы нет? Речь отчасти о СМИ, ведь там должна быть представлена и средняя нормативность общества? Ведь именно из этой точки (слоя) происходит уход или куда-то «наверх», или в отдельные ниши, или в социальные группы, в том числе маргинальные. Массовость здесь даже не обязана быть максимальной, но, что ли, основательной. Кем это представлено?

Скажем, есть типа народные издания, есть нишевые. Но раньше был некий базовый — по умолчанию — тип издания для массовой интеллигенции. Существует ли этот слой сейчас? Вроде нет. Но, с другой-то стороны, как без него? Причем это не вопрос о целевой аудитории изданий, которые соотносились бы с этим слоем, интересны приблизительные параметры читателя, соответствующего такой норме. Как он устроен и из чего складывается? Дело не собственно медийное, а чуть ли не антропологическое. Есть ли сейчас такие люди и как они теперь устроены? Понятно, что телевизор они сейчас смотрят, но все же. Что надо читать, чтобы понять контур этой нормы?

Допустим, «Большой город». Но это издание городское, более того, конкретно городское и столичное. Для определенной целевой аудитории. Скорее все же нишевое, хотя эта ниша и большая. Там есть своя нормативность, только она явно не общефедеральная. Получается, что если кто эту норму и поддерживает (если она вообще существует), так это «Огонек». Будем считать, что издание работает именно с этой нормой, тогда — обратным ходом, читая издание — можно понять состав нынешней нормативности.

Разумеется, речь не об особенностях самого издания (тем более что об «Огоньке» уже было), а о том, как устроена та норма, которую он отражает.

Такой подход подтверждается позицией журнала. Из интервью В. Лошака по случаю 110-летнего юбилея издания: «Мы ясно понимаем, что наш традиционный читатель, который покупает "Огонек" в третьем поколении,это не всегда 30-летний миллионер, но тем не менее это журнал для семейного чтения, журнал для людей с образованием, как правило, журнал для людей с определенным достатком». Сюрреализм на тему дружного семейного чтения, трех поколений читателей и 110-летнего юбилея пропустим. Тут четко заявлена ориентация примерно на того читателя, который-то и нужен: нормативного. Берем последний номер, по умолчанию считаем, что издание все делает четко. Так что, из каких пристрастий состоит носитель социальной нормы?

Что заметно сразу? Размер. Каждый материал занимает разворот (а формат крупный), к которому часто добавляется еще полоса. Ну, бывают и на полосу, но реже. Фотографии, картинки, графики и т.п. Все обстоятельное, репортажное и с непременным авторским отношением. Оно не так чтобы оценочное, скорее задушевное. Вообще, все материалы «Огонька» можно зачитывать на радио — у них в основе именно что радийные интонации. Похоже, что душевность-задушевность обязательна для того, чтобы нормативный гражданин понял, что это «его» издание.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

Все новости ›