Как можно выплескивать личные неврозы в рамках государственного дискурса и курса
© Getty Images / Fotobank
На OPENSPACE.RU возникла
не то чтобы дискуссия , скорее уточнение некоторых частных отношений власти и общественности. Общественность — примерно целевая аудитория издания, учитывая и его авторов (там нет особого разрыва).
Вкратце такие положения: «
Середина нулевых в России оказалась отмечена резким огрублением тона общественно-политического разговора. Власть сочла неэффективным дискутировать с оппозицией — и системной, и особенно несистемной — на языке логики и аргументов, внятных смыслов и концепций. Договариваться более не входило в ее задачи... В разговоре о культуре, как и о политике, доминировать должны были гопники».
Понятно, что давление осуществляют определенные издания, как-то этот процесс регулируя. Второй этап: «
Уход Путина, а вернее, приход президента Медведева внес в этот идеологический расклад коррективы: базарное хамство и полицейские окрики оказались несколько демоде». Тем не менее предыдущие нравы сохраняются. Что странно с точки зрения конструктивности, а заодно интересно — с какой радости давление вообще производится и зачем?
Конечно, надо уточнить определения. Околовластные издания, в общем, есть. Они транслируют… Но вот что они транслируют? Критическое отношение к деятельности лиц, принадлежащих к другой общественной группе, определенной в процитированной статье как несистемная оппозиция. Но она-то что такое? Тем более что речь не об идеологической оппозиционности, но о стилистических расхождениях плюс неорганизованное неприятие определенных идеологем. Коль скоро речь преимущественно о художественно-литературных практиках, то собственно политическую деятельность эта группа не ведет. Ну да, люди могут вести себя на свой политический вкус, но идеология или ежедневная оппозиция власти группу не определяет. Она на других принципах.
На каких? По умолчанию всем всё понятно, но, еще раз, это не общие идеологические установки. Есть определенный набор изданий с их авторами. Но позиции там не жесткие, поскольку сам предмет интереса некодифицируем. Репутации в основном частные, аппарата выстраивания иерархии нет — фактически нет. Даже упоминание кого-либо в качестве существенного представителя группы не создает вертикаль местной власти, а служит лишь выстраиванию контекстов.
Как можно давить на субъект, который не имеет определенных очертаний? Более того, как эти давящие могут организовывать такое давление? Это же предполагает сильную осведомленность в делах этой неопределенной группы, невозможную без участия в ней. Но давят, очевидно, посторонние. Есть ли вообще это давление? Так и до мании преследования недалеко.
Все просто: тут не оптом, а в розницу. Агрессия идет со стороны частных лиц в адрес других частных лиц. Просто одни — около Кремля, а другие где-то на другой территории. Работает кадровый принцип: подобрать сотрудников, а уж они вольны быть свободными в выражении своих чувств, потому что чувства — соответствуют курсу. И цепляются они на свой вкус к отдельным персонажам, зато не избегая общих выводов. Системного конфликта как бы даже нет (раз уж с субъектностью нечетко), а вот давление действительно имеет согласованный характер, родство душ. И, разумеется,
демоде не
демоде, а ничего измениться и не могло, потому что сотрудники все те же.
Читать текст полностью
Но тут другой вопрос: а почему Околокремля интересуется именно этой нечеткой субъектностью, которая, в общем, им совершенно не нужна? Что следует хотя бы из типа критики, обыкновенно относящейся не к предмету, но к его автору? Ну да, можно допустить, что сотрудники как-то уязвлены состоянием дел в недоступной им субъектности, вот и ругаются в ее адрес, однако ж это часто государевы люди, а как можно выплескивать личные неврозы в рамках государственного дискурса и курса? Вообще, у них же хватает искусства, которое бы их не раздражало.
Например, СМИ только что звали на пресс-показ: «С 27 января по 14 февраля 2010 г. в ЦДХ при поддержке Международного фонда "Культурное достояние" (Москва) впервые будет представлена масштабная экспозиция живописных полотен из коллекции Галереи "N-Prospect" (Санкт-Петербург). Торжественное открытие выставки состоится 27 января в Зале 17 ЦДХ в 17-00. Среди прочих гостей на церемонии открытия ожидаются представители бизнес-элиты России: Татарчук Владимир (Альфа-банк), Тиньков Олег (Тинькофф Кредитные Системы); представители культурного мира: Авдеев А.А. (министр культуры России), Бичуков А.А. (МГАХИ им. В.И. Сурикова), Глазунов И.С. (Академия живописи, ваяния и зодчества им. И. Глазунова); дипломатический корпус: Слободан Бацкович (посол Черногории в России), Константин Грищенко (посол Украины в России)».
Налицо полное единение власти, культуры и народа (как в лице бизнеса, так и в лице потенциального посетителя). Почему Околокремля не удосужился отразить данное явление? В самом деле, не удосужился — а ведь зачем испускать лучи негатива, когда можно возвеличить данное позитивное явление? Красиво же сказано — «представители культурного мира».
Опять же, широкая тематика: «В рамках выставки "Новая коллекция. Современная реалистическая живопись" в залах ЦДХ московской публике впервые будет представлена часть коллекции галереи, в том числе работы таких мастеров, как Михаил Кугач, Владимир и Александра Токаревы, Михаил Абакумов; также вниманию зрителя будут представлены работы молодых художников — наследников великих традиций русского реализма. Всего около 200 избранных произведений современных живописцев со всей России и Украины.
Вся экспонируемая коллекция открывает сразу несколько тематических разделов:
"Дорога к Храму"
"Черногория — Россия"
"Мэтры"
"Общая экспозиция"»
Полно места для развития критического (в позитивном смысле) креатива. Нет, почему-то эта возможность отвергается, зато сохраняется обостренное внимание к происходящему в совершенно чуждой области. Дело, да, частное — каждый из акторов Околокремля (Околокремля не обязательно подчиненно связан с Кремлем, это ж место духовной идентификации) находит конкретного персонажа, на которого давит. Именно эта симфония критиков оттуда и оформляет локальную несистемную оппозицию до этого самого оппозиционного качества: скажешь о ком-нибудь что-то, так тут же и поверишь, что и он о тебе думает. Причем плохо думает! Так ситуацию и оформят, а потом с ней будут что-то делать, точнее, со своим представлением об оной. Как «Наших» изобрели в ответ на оранжевую угрозу. Ну, пока оформляют, а смысл?
Кто, собственно, в Околокремле системно озабочен ситуаций с местными Другими? Или сам факт недооформленности территории заставляет предполагать, что вот-вот нечто выйдет из-под контроля? Да какой же тут контроль. Но ведь пытаются. Такая история: прочитал две недели назад у Гельмана: «Церемония вручения премии имени Курехина пройдет в Петербурге в центре современного искусства его имени 29 января, в данный момент члены жюри составляют шорт-лист премии, который будет обнародован в ближайшие дни».
Про что это, неведомо, и никто не в курсе. Еще у Гельмана сообщено: «В жюри премии Курехина вошли заведующий отделом новейших течений Русского музея Александр Боровский, галерист Марат Гельман, комиссар Московской биеннале Иосиф Бакштейн, директор Московского музея современного искусства Василий Церетели, кинорежиссер Евгений Юфит, музыкальный критик Александр Кан и другие авторитеты современной арт-сцены, всего одиннадцать человек».
Первая четверка — прекрасно. Курехину бы понравилось. Она же такая мило-амбивалентная —вроде и власть, но как бы и нет. Или, наоборот, — при чем тут вообще власть, но, с другой-то стороны, — чистый Околокремля.
Постепенно нашелся сайт премии, который тоже объяснил не многое. Ну, там у них красиво идет подряд: «Проект поддерживает Комитет по культуре Санкт-Петербурга. Проект поддерживает Комитет по культуре Санкт-Петербурга». Один раз просто так, а второй — полужирным. Но это не придирки, просто смысл предприятия понять сложно даже по номинациям:
« — Гран-при "Поп-Механика" (синтетический проект с участием живой музыкальной составляющей, радикальный fashion performance)
— За вклад в развитие современного искусства
— Лучший кураторский проект
— Лучшее произведение визуального искусства (традиционные виды искусства, инсталляция, анимации, видеоарт)
— Поэтический перформанс».
Далее выяснилось, что награждение перенесли на март, появился шорт-лист, его уже СМИ более-менее распечатали. Обнаружив в списке «Орбиту», я спросил у них: что они об этом знают? Тимофеев ответил, что им позвонили и предложили. Что и зачем — не ведают, но вот отослали несколько проектов, а какой именно прошел в шорт, тоже не знают. Это нормально, что сначала ничего не понять, но тут еще один частный момент: я, как из «Полит.ру», могу подобного рода истории анонсировать, пропагандировать и т.п. Тем более что Курехин, невзирая даже на загадочность жюри (внутренне бы оправдался наличием в списке Алика Кана, который {-tsr-}явно не в теме здешних отношений Околокремля и культуры). Но никто не обратился. Ладно, допустим, что в Премии решили, что «Полит.ру» не совсем профильное издание, но и в OPENSPACE.RU не обращались, шорт-лист там появился 28-го. При том что информподдержка уже была указана в сообщении Гельмана от 14 января. Вот она: «Взгляд» , РИА «Новости», канал «Культура». Вот каким образом стороны нашли друг друга и, опять же, зачем это им?
Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.ру»