Оцените материал

Просмотров: 4462

Желтеющие кадры

Андрей Левкин · 15/06/2009
«Скоро "Neverporn" вскипятит в своей порноварке и столичные мозги»

©  Игорь Скалецкий

Желтеющие кадры
В прошлый раз была обнаружена несколько неожиданная, хотя и закономерная штука. Если просмотреть желтую прессу (ЖП) именно на предмет представления в ней хоть каких-то культурных явлений, то к концу просмотра несомненным светочем начинает выглядеть «Комсомольская правда». Это, понятно, о контексте: если просто так, случайно «КП» посмотришь — ужас нечеловеческий. А если постоянно, постепенно, только ЖП да ЖП, то все и обустраивается: ну да, культура, а что же еще?

Это, разумеется, не на тему, что где живешь, так все и ощущаешь, в варианте «принюхался». Данная тема тоже присутствует, но интереснее структурный подход: определенные самозамкнутые структуры генерируют вполне устойчивое ощущение той или иной сферы деятельности. Это, разумеется, банально, но речь о методиках. Например, основной метод всей ЖП — уход от описания собственно факта к изложению личных обстоятельств участников. Понятно, что такая методика мало того что справится с любой темой, так она еще и вполне универсальна и может быть применена к любому содержанию, а не только профильному для ЖП.

Это один момент. Второй — некоторые сумеречные зоны, которые находятся и не тут, и не там. И не ЖП в чистом виде, но и не не ЖП. Вроде, как и не про скандалы в семье Михалковых (к примеру), но при этом в рамках жанра — хотя и на другом материале. Потому что методика та же. Впрочем, утверждение о том, что тот продукт, который будет рассмотрен ниже, не является представителем ЖП уже и по материалу, делается исключительно из исследовательской добросовестности. Подойдем как бы объективно. Тут же заодно и тема появления новых кадров ЖП: кажется, вот так они и возникают.

Издание «Свободный доступ», №5, за май; еще возле названия болтается то ли под-, то ли надзаголовок «Твоя реальность». Номер целевой, «Эпатаж». «Издание Института журналистики и литературного творчества "Свободный доступ"». Для молодежи.

Тут бы дать урл, но проблема: идешь по ссылке, а там: «Срок регистрации домена sdostup.ru закончился. Услуга по регистрации доменного имени sdostup.ru временно не предоставляется. Продлить домен. Если администратор домена не продлит регистрацию, домен освободится».

Сразу хорошая новость. Но мало ли — вдруг все-таки заплатят. Хотя вряд ли. Потому что и сайт «Института журналистики и литературного творчества "Свободный доступ"» тоже недоступен. Без всяких там истечений срока регистрации, а просто не существует. Зато в бумажном виде объект имеется.

Тему эпатажа тут же начинает редактор издания, которая мрачно играет личиком, нависая им над своей колонкой. Как бы эпатируя визуально и не только: «Недавно я смотрела в театре очередную постановку булгаковского романа "Мастер и Маргарита". По крайней мере, первый акт был вполне сносен…». Далее сообщается, что редакторшу обломал второй акт, где актеры принялись раздеваться. Обломал потому, что фактуры были не интересными, и эпатаж не состоялся: «Так что же получается? Москвичей уже действительно не удивишь? И да, и нет». Далее — о том, как истрепалось понятие «эпатаж». Издание, то есть, хочет давать примеры правильного эпатажа — и сейчас этим займется. Учтем также, что всё тут не просто так, а с художественным смыслом: среди мест распространения номера указаны «Билингва», «ДОМ», «Китайский летчик», «ПROEKT_FAБRИKA», «Проект ОГИ» и далее. Типа непростые места.

Вслед редакторской колонке следует пример правильного эпатажа. У них это «Тинто Брасс: эпатажный эротоман». Точка зрения редакции: «"Порнография вызывает эрекцию. Эротика — эмоции" — сказал как-то режиссер, чье имя у кинозрителя прочно ассоциируется с чем-то фривольным… Поняв, как приятно эпатировать публику и вызвать шок у цензоров, Брасс не только стал одним из самых известных итальянских режиссеров, но и заслужил титул главного эротомана от мира кино». Далее — о творческом пути героя и вывод: «Оценивая свой вклад в кинематограф, режиссер, чей образ невозможно представить без зажатой во рту дымящейся сигары, отвечает с присущей ему прямолинейностью: "Благодаря мне между ног у итальянского кино появились гениталии"».

Кто бы мог подумать, что контингент проектов «Фабрика» или «ДОМ» склоняется к сексу в версии Т. Брасса. Не особо верится, но — мало ли, время идет, вдруг вехи уже сильно передвинулись. Тогда это будет пусть и скорбная, но объективная реальность. Однако выводы делать рано, там еще 30 страниц.

Дальше у них про Мишель Родригес, красиво пишут: «Мишель Родригес: быстрая и яростная». Тоже должно быть про эпатаж, но стилистически как-то не сходится: «Она похожа на лесную колдунью — маленькая женщина с огромной внутренней силой».

Далее у них «Арт» (такая рубрика): «Вот уже почти два года "Neverporn" будоражит умы андерграундной питерской молодежи. Помимо фотосайта они еще устраивают эстетские оргии, замаскированные по эпатажно-эротический театр. Скоро "Neverporn" вскипятит в своей порноварке и столичные мозги». Отношение редакции самое не эпатажное, кстати: «Как же это чудо — Neverporn — родилось на свет?». Ну родилось и родилось — по факту имеется группа тел женского пола, которая типа фотогенично кривляется, посылая намек на свою категорическую эптажность. Чисто группа «Война» им. Плуцера-Сарно.

Да, там еще так: рубрика — основной материал (или пара), а потом врезки-рекомендации. После Брасса какие-то фильмы, которые надо смотреть, а после «Неверпорна» идут анонсы худ. выставок, в частности — в ГМИИ: «Выставка одного произведения Тициана, продолжающая традицию знакомства зрителей с шедеврами мировой живописи приурочена к важному политическому событию — приезда в Россию Премьер-министра Италии Сильвио Берлускони». Вот эпатаж эпатажем, а как только о Премьере, язык сразу делается чрезвычайно духоподъемным. Так в ЖП, собственно, и принято.

Дальше — «Музыка» с милейшим текстом про то, как композитор Вагнер однажды дирижировал оркестром и вдруг повернулся спиной к залу (?), сильно его отэпатировав. Мораль: «Эпатаж, как тень, неотступно следует за каждой творческой личностью». Излагаются удачные и неудачные примеры эпатажа. К удачным отнесены Э. Пресли, «Секс Пистолс», Д. Боуи, Ж. Агузарова и Джинесис Брайер Пи-орридж. Про Агузарову: «Глядя на эту женщину, невольно задумываешься: может быть, действительно у нее налажена связь с космосом? Однако эпатаж в то время жестоко карался… Жанна, как и многие другие рок-музыканты, подвергалась гонениям со стороны властей». То есть, тут уже и задушевность пошла.

Задушевность прилагается даже к концерту в «ОГИ»: «Девушка-барабанщица давала своей установке жару, мужчины рвали гитары, вокалист переходил к бешеным воплям, из ноутбука лился шум, связывая все в один странный, тяжелый, но затягивающий транс»».

Еще есть про то, как в «Театре.doc» поставили пьесу С. Матвеева «Одноклассники». Вот ее режиссер в интервью делится опытом: «Быть по настоящему живым — значит, любить. Без любви человек не живет, а медленно или быстро умирает». Следующая максима: «Люди стали черствыми, и, чтобы пробить их внешнюю оболочку, нужно сильное оружие — эпатаж, агрессия, китч».

Далее частные изыскания: «Винзавод, Билингва. Театр "Практика"… большинство уютных и интересных мест давно рассекречены столичными жителями. Несмотря на это, в Москве еще остались укромные уголки со своей атмосферой, со своей историей, о которых знает не каждый….». Там имеется в виду какой-то музей игровых автоматов в бомбоубежище учебного корпуса МТУ МАМИ и еще три точки. Кстати, редакция, как и положено ЖП, более всего любит процессы, связанные и не с сексом, и не с эпатажем. У них все от пожрать идет, это и является основой их описаний. Электронный кинотеатр, «Мир искусства»: «Здесь нет никакого проплаченного кинофаст-фуда, который так и смотрит на нас с баннеров на улице, предлагая съесть его в каждом первом кинотеатре. В этом заведении вам подадут лишь блюда высокой кинокухни».

Замыкает все это дело литература: «Анна Русс, poet-girl». Ладно, Русс как таковую оставим в покое; только вопросы, которые ей задавали: «По твоим наблюдениям, можно ли достучаться до слушателя стихами лирическими, тонкими? Или только молотком по башке?».  Вот же волнует их тема «пробить внешнюю оболочку». А также: «Кем по жизни ты себя ощущаешь? Случалось ли тебе при знакомстве говорить "Я - поэтесса?" Ведь дело тут, как мне кажется, не в сопоставлении себя с Ахматовой и Цветаевой (поскольку других поэтесс никто и не помнит), а в том, что ты для себя определяешь как наиболее значимое занятие» Ну и о питании тоже: «А может ли хороший чтец сделать конфетку из слабого, а то и вовсе плохого материала?».

Нет сомнений, употребление внутрь как основа критического дискурса обладает мощными возможностями совмещения темы любого индивидуального эпатажа с традиционными ценностями общества, находящими свое выражение в ЖП. Но это — уже очевидный общественно-политический вывод.

Автор — главный редактор интернет-издания «Полит.Ру»


Другие колонки Андрея Левкина:
Желтые дуэли, 05.06.2009
Майский осмотр периметра, 22.05.2009
ЖП и АП, 17.04.2009

КомментарииВсего:5

  • milanazimova· 2009-06-17 00:07:36
    Уважаемый Андрей,
    1. http://www.iglt.ru/ - и сим-сим откроется
    2. Вы еще какие-либо выпуски данного издания читали?

    Мила
  • YanaVarshavskaya· 2009-06-17 01:09:03
    Ваши тексты не читабельны. Жонглирование якобы умными словами, а за ними пустота. Не говоря уже о неотслеженной тавтологии (методики -методы, темы - темы, структурные- структурные). Мысль настолько витиевата, что захлебывается в самомнении автора. Этот кусок меня вообще добил:
    ____________________________________
    "Это, разумеется, не на тему, что где живешь, так все и ощущаешь, в варианте «принюхался». Данная тема тоже присутствует, но интереснее структурный подход: определенные самозамкнутые структуры генерируют вполне устойчивое ощущение той или иной сферы деятельности. Это, разумеется, банально, но речь о методиках. Например, основной метод всей ЖП — уход от описания собственно факта к изложению личных обстоятельств участников. Понятно, что такая методика мало того что справится с любой темой, так она еще и вполне универсальна и может быть применена к любому содержанию, а не только профильному для ЖП."
    ______________________________
    В принципе, писатель всегда может сослаться на "авторскую стилистику".
  • AJ· 2009-06-17 01:42:18
    Человек, способный написать фразу "употребление внутрь как основа критического дискурса обладает мощными возможностями совмещения темы любого индивидуального эпатажа с традиционными ценностями общества, находящими свое выражение в ЖП" вызывает по меньшей мере недоуменно вздернутую бровь.

    Хотя желчь лить на пустом месте мы все любим, особенно, видимо, человек, отвечающий за нашу политическую журналистику. Вот уж от кого ждешь верных фактов и трезвых слов, кхе-кхе.
  • umca· 2009-06-17 13:53:06
    Господа студенты и выпускники ИЖЛТ! Ну, скромнее нужно быть, скромнее... Что вы набросились на господина Левкина, кстати, хорошего писателя и журналиста, как свора голодных собак? Он ведь не лично вас (вас?) оскробил. Автор проанализировал ваше творчество (спасибо ему за этот труд, а то кто бы еще про это издание узнал), у него свое мнение, согласно своему профессиональному и жизненному опыту, у вас - свое, согласно-несогласное... ну и т.д. А гавкать "сам дурак" на каждого прожего, это как-то непородисто.
  • labby· 2009-06-17 17:37:48
    Спасибо, Umca, это правда: кто бы еще про это издание узнал, кроме тех людей, которым оно предназначено?))) А вот господин Левкин не анализ творчества провел, поскольку с содержанием он явно поверхностно ознакомился ( достаточно просто полностью прочитать этот выпуск издания), а так, как Вы и сказали, просто "погавкал" на прохожих. Собака лает, караван идет....
Все новости ›