Теперь нет этой свободы, не будет слова, журнал закрыли.

Оцените материал

Просмотров: 21625

«“Коммерсантъ” может щегольнуть такой схемой. Оказывается, не может. Нет, не орел»

19/06/2012
Журналисты и редакторы о закрытии журнала Citizen K
«“Коммерсантъ” может щегольнуть такой схемой. Оказывается, не может. Нет, не орел»
 

Юрий САПРЫКИН, шеф-редактор объединенной редакции «Афиши-Рамблера»

Елене Нусиновой удалось невозможное — в эпоху окончательного умирания бумажной прессы сделать журнал, который читают, ищут, ждут, который всем вдруг как-то оказался нужен. При этом в нем все сделано поперек правил — слишком умные тексты, слишком неглянцевые темы, двухцветная печать (как лицо заинтересованное, я не могу говорить про обложки — хотя это определенно единственный журнал в истории, которому могло прийти в голову поставить на обложку, например, меня). К тому же это был блистательный пример того, как можно переделать на ходу журнал, уже обладающий не самой удачной кармой и еще относящийся к иностранному бренду со своими правилами — что тоже по всем издательским законам практически невозможно. И еще очень важно — что в эпоху рассыпания нашего общего культурного пространства на микрогруппы собеседников в Фейсбуке, в тот момент, когда каждое высказывание остается в памяти, пока не сделан последний перепост, Нусиновой удавалось каждым номером формулировать общеобязательную повестку дня, так сказать, завязывать узлы времени. Бумага бумагой, но в день, когда СK появлялся на сайте «Коммерсанта», вся моя фейсбучная лента превращалась в один большой журнал Citizen K. Потрясающее ощущение — как будто снова на дворе 88-й, и в 8 утра виртуальная очередь выстраивается к виртуальному ларьку за свежим номером «Московских новостей». Это был журнал о том, что такое жить в России сегодня (с умом и талантом). Другого такого, может статься, уже и не будет (по крайней мере, на бумаге), я чувствую сквозняк оттого, что это место свободно.


Константин ШАВЛОВСКИЙ, редакционный директор журнала «Сеанс», руководитель проекта «Порядок слов»

За последний год Citizen K для меня стал настоящим общественным журналом — в том смысле, в котором у нас никогда не будет, например, общественного телевидения. Достаточно посмотреть на несколько последних обложек, где стоит, облокотясь на книжные полки, владелец магазина «Фаланстер» Борис Куприянов или на фоне зеленой стены вполоборота смотрит прямо в глаза читателю архитектурный критик Григорий Ревзин, чтобы стало понятно, что это издание сознательно шло поперек всех глянцевых правил, норм и трендов. В день открытия нового номера на сайте «Коммерсанта» вся лента моего фейсбука была заполнена перепостами новых материалов, и это было лучшим доказательством жизнеспособности и актуальности издания. Но лично мне в названии Citizen K все время слышались кафкианские нотки, которые я списывал на свое больное литературоцентристское, как почти все в России, воображение. И печально, что, как и романы австрийского гения, история русского умного глянца с закрытием Citizen K останется недописанной.


Александр ТИМОФЕЕВСКИЙ, соредактор интернет-издания «Русская жизнь»

Редактируемый Еленой Нусиновой журнал Citizen K был единственным в России печатным изданием, публиковавшим текущую словесность. Не прозу или поэзию, но эссе: немножко подумать, вдохновенно написать. Не то чтобы этого больше нигде нет, свои колумнисты имеются в GQ или Esquire, или вот «Большой город» предложил мне недавно написать эссе про тост, но везде это выгородка, манеж, в котором прыгают двое-трое своих сумасшедших, а у Нусиновой весь журнал был про главное, и слово там жило и дышало. Бескорыстно, а не строго по поводу, не в привязке к тосту, например. Собственно, это и есть свобода слова, как ее всегда понимали русские писатели. И вот теперь нет этой свободы, не будет слова, журнал закрыли.

Русский Citizen K сравнивали с «Нью-Йоркером», который долгие годы был планово убыточным. Крупный издательский дом, как «Конденаст», выпускающий «Нью-Йоркер», может себе это позволить: имиджевый выигрыш от журнала, где сохраняются культура и язык, оправдывает затраты, легко восполняемые прибыльной макулатурой. В России Citizen K был проектом издательского дома «Коммерсантъ», который вроде бы может щегольнуть такой схемой. Оказывается, не может. Нет, не орел. Журнал Нусиновой закрыли «по финансовым соображениям».

Это, конечно, удивительно. И потому, что владелец «Коммерсанта» Алишер Усманов — не самая бедная крошка на свете. И потому, что он чутким ухом ловит пожелания партии и правительства, а они все время твердят про возрождение культуры и духовности. Неужто вся культура и духовность, все, можно сказать, возрождение сводится к тому, чтобы не писать слово «хуй» рядом с именем вождя?

В девяностые годы, сейчас дружно проклинаемые, одна известная в консалтинговых кругах дама рассказывала мне, как рецензировала новый журнальный проект для «Газпрома». Проект ей не понравился, и она пошла докладывать об этом Рему Вяхиреву. Доложила. Речь закончила так: «Словом, нет никакой надобности выкидывать за три года 15 миллионов долларов». «15 миллионов? — изумился Рем Иванович. — Но у нас больше исчезает в округлениях». С тех пор прошло 15 лет; денег стало в 15 раз больше; слова «мораль», «нравственность», «духовность», как на сумасшедшем таксомоторе, с бешеной частотой выскакивают из властных уст; все клянутся в верности культуре, а сама она исчезла в округлениях.


Дмитрий ГОЛУБОВСКИЙ, главный редактор журнала Esquire

Это очень и очень печально. Citizen K для меня был одним из очень немногих журналов, у которых было представление о том, что и зачем в них делается, и которые поэтому было по-настоящему интересно читать и вообще держать в руках. Причем чем дальше, тем интереснее — в последние полгода-год он вообще раскрылся совершенно по-новому, и тем более жалко, что закрывают его именно сейчас. Мне кажется, что новое руководство ИД «Ъ» совершает большую ошибку.


Алексей МУНИПОВ, главный редактор журнала «Большой город»

С Citizen K произошла удивительная история. Это была довольно дурацкая и пустая франшиза, похожая на все глянцевые журналы сразу, а потом Елена Нусинова сделала из нее невероятно обаятельный, умный и точный журнал, который писал про «здесь и сейчас» силами лучших коммерсантовских, и не только, перьев. Я такого поворота на 180 градусов в журнальном мире вообще не припомню — в особенности если учесть наличие владельцев бренда, которые как-то на все это согласились. И его начали читать, даже гоняться за ним, просто на глазах.

Похоже, проблема с этой самой коммерческой составляющей есть сейчас у всех журналов general interest — насколько я понимаю, есть проблемы и у «Огонька», и у «Русского репортера», ну и у «БГ», как известно, тоже. И во всем мире та же история — только The Economist она не коснулась. Но я, честно говоря, думал, что Citizen K продержится дольше прочих — все-таки в сильном издательском доме, с сильной рекламной службой прожить как-то проще. Оказывается, нет.

Но вообще от всех этих новостей тоска накатывает. Какое-то очень хреновое у нас лето.

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • Jimmy Upperham· 2012-06-19 19:44:39
    простите мой французский, но это ебать.
    как-то вспоминается Дилан Моран, который говорит: and then the cage falls down!
  • bezumnypiero· 2012-06-19 21:33:44
    а можно топ-10 материалов издания?
  • Pavel Andreev· 2012-06-20 00:24:24
    мне нравился новый формат Ситизен..были очень интересные статьи.
    социальные проблемы освещались, несмотря на глянцевостьжурнала
Читать все комментарии ›
Все новости ›