Я хотел бы нормальную историю бедной пастушки, из которой я бы понял, почему именно этот святой – покровитель интернета или еще чего-нибудь.

Оцените материал

Просмотров: 25274

Что такое православные СМИ?

Ксения Лученко · 14/06/2012
Страницы:
 

Лубок на спутнике

Телевидение православные осваивают очень давно, но все хронически не складывается. На федеральных каналах, правда, успешно выходят две программы — «Слово Пастыря» с патриархом Кириллом (Первый, суббота, 9:45) и «Православная энциклопедия» с протоиереем Алексием Уминским (ТВЦ, суббота, 8:30). Кроме того, на «Вестях-24» ведет передачу «Церковь и мир» митрополит Иларион (Алфеев). На «Культуре» регулярно выходят авторские циклы Дмитрия Менделеева о библейских и христианских мотивах в мировой культуре. К этому можно добавить, что с 1991 года на федеральных каналах ведутся трансляции рождественской и пасхальной ночных литургий (сначала это был Елоховский собор, затем — храм Христа Спасителя) и наиболее значимых событий церковной жизни (похороны патриарха Алексия, избрание и интронизация патриарха Кирилла, последнее такое мероприятие — массовый молебен 22 апреля у храма Христа Спасителя). Телевизионное руководство делает эти трансляции не только как часть сложившейся системы церковно-государственных отношений, но и потому, что рейтинги этих трансляций стабильно сопоставимы с футбольными матчами.

Попыток создать отдельный нишевый православный канал было много. Сегодня есть два таких канала — «Спас» и «Союз». Оба транслируются через спутники, опущены в некоторых городах в кабельные сети, распространяются интернет-провайдерами.

Канал «Спас» был создан в 2005 году ныне покойным бизнесменом Александром Батановым. Главным редактором был назначен Иван Демидов, композитором — Александр Шульгин. На «Спасе» вели свои программы протоиерей Димитрий Смирнов, философ Александр Дугин, политик Наталья Нарочницкая, главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда. Этот период продолжался недолго: Демидова перевели работать в администрацию президента, Батанов смертельно заболел, Дугин был обвинен в ереси, начались перебои с финансированием. Однако на повторах и небольшом объеме собственного производства (передача на «Спасе» была одно время даже у Дмитрия Диброва) канал просуществовал до сих пор. Некоторое время он находился под контролем Синодального информационного отдела, сегодня он подчинен финансово-хозяйственному управлению Московской патриархии. На канале выходят новости патриаршего служения и несколько собственных программ — «Прямая речь» с поэтом Олесей Николаевой, «Правда жизни» с протоиереем Димитрием Смирновым, передачи о благотворительности и советы православного психолога. Остальной эфир заполнен повторами и документальными фильмами, которые в избытке производят мелкие православные студии и демонстрируют на православных теле- и кинофестивалях.

Но по-настоящему народный канал — это «Союз». Вещательная частота и производственная база были переданы Екатеринбургской епархии РПЦ в 2005 году. До этого он был городским каналом города Первоуральска. «Союз» стал самым амбициозным проектом медиахолдинга Екатеринбургской епархии, которым многие годы руководит игумен Димитрий (Байбаков). Сотрудниц тут же обязали надеть платки и юбки, вскоре канал переехал в Екатеринбург и открыл корпункт в Москве. Сегодня эфирное вещание идет в 51 населенном пункте Урала, через кабель подключено несколько стран бывшего СССР, включая Латвию и Эстонию, сигнал идет также через спутники НТВ+, «Триколор», HotBird. «Союз» производит несколько десятков своих передач — от чтения Евангелия в эфире до культурологических и социальных проектов, делает информационные программы. Выглядит это все для московского зрителя несколько дико: батюшки под пафосную классическую музыку на фоне вечнозеленых комнатных растений или ковров произносят проповеди, в закадровых текстах в репортажах могут звучать разнообразные перлы типа «верующие прошли мимо гроба владыки, выражая тем самым непоправимость утраты». Сочетание стилистики районного кабельного телевидения и специфического православного сленга производит порой комический эффект. Но тем не менее именно «Союз» действительно востребован широкой аудиторией православных прихожан и в целом соответствует тому, как они сами видят себя и церковную жизнь. Кроме того, он формирует единую картину жизни Русской православной церкви по всей стране и даже в странах бывшего СССР, потому что транслирует передачи, которые производят десятки небольших православных студий от Одессы до Сибири. Если смотреть эфир долго, насладишься всеми оттенками говоров русского языка — от крымского фрикативного «г» до вологодского оканья.


А для интеллигентов — радио

Общецерковного православного радио сегодня не существует. Если все 90-е годы ту роль, которую сейчас играют сайт «Правмир» и телеканал «Союз», выполняла одна радиостанция «Радонеж», которая была самым мощным источником внутрицерковной информации, формировала тренды и активно использовалась в войне «православных консерваторов» с «православными либералами», то сегодня радио утеряло свое значение. В разных городах существуют православные радиостанции. Самая заметная на сегодня — радиостанция Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров». Она была создана при поддержке французского эмигрантского радио «Голос православия» (La Voix de l'Orthodoxie). В некотором смысле его стилистика противоположна стилистике «народных» православных СМИ. Здесь звучат классическая музыка, лекции профессоров Санкт-Петербургского университета и Духовной академии, беседы с историками, филологами, круглые столы по актуальным проблемам. В программе «Пастырский час» разбирают не сколько кому и когда поститься, а вопросы, связанные с местом человека в мире, христианский взгляд на современные проблемы. Частый гость студии — протоиерей Георгий Митрофанов, один из выдающихся церковных историков, специалист по XX веку. Множество программ посвящено исторической памяти, увековечиванию жертв репрессий. Радиостанция в тесном контакте с градозащитными организациями Петербурга («Живой город» и т.п.), поддерживает инициативы по переименованию советских топонимов. Вещание через интернет позволяет слушать эти передачи за пределами Санкт-Петербурга и Ленобласти.


Независимость vs. неповоротливость

Сегодня православные СМИ, с одной стороны, стоят перед теми же вызовами, что и вся медиаотрасль: какими будут СМИ в эпоху тотальной цифровизации контента? В конце 2011 года главная официальная газета Русской церкви «Церковный вестник» полностью перешла в интернет, выпуск печатной версии прекращен. Ряд журналов готовит версии для iPad. Уже очевидно, что проекты, руководители которых благодаря своей интуиции на шаг вперед предугадывают, в каких форматах и какими путями надо доносить до читателей информацию, как сайт «Православие и мир», лидируют в формировании мнений. Но с другой стороны, здесь тут же встает вопрос о том, что в новых условиях только СМИ с большой свободой маневра, независимые, смогут удовлетворять информационные и коммуникационные потребности аудитории, а те, что замкнуты «наверх», сосредоточены на «донесении мнения», заведомо будут уступать. Сегодня сложилась ситуация, когда СМИ, созданные как полностью или относительно независимые, — телеканал «Спас», журналы «Фома» и «Нескучный сад» и многие издания помельче оказались очень плотно аффилированы с официальными церковными структурами. Думается, этот процесс поглощения не был жестко спланирован, но является следствием общего курса на централизацию церковной власти. Смогут ли свободно существовать независимые православные СМИ? От ответа на этот вопрос зависит и то, насколько широкой будет аудитория православных масс-медиа. ​
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:13

  • prostipoma· 2012-06-14 16:20:21
    А такая тяжелая тишина насчет кредо.ру, это все она - проклятая самоцензура?
  • Anatole Danilov· 2012-06-14 19:37:56
    Так кредо же оффтопик ибо это раскольничий ресурс и к православным СМИ (см. тему статьи) он никак не относится.
  • prostipoma· 2012-06-15 04:30:09
    Да ну что Вы! В креде что, стоит в заглавии "раскольничий"? И я никаких официальных прещений относительно его редколлегии не знаю.
    И тогда подробно описанный здесь Душенов ( который уже протух, и совершенно непонятно, чего он тут делает) - он кто? Православное СМИ?
  • Daniil Sidorov· 2012-06-15 11:19:55
    Кредо - по сути рупор "Архиерейского совещания Российской Православной Автономной Церкви" (АС РПАЦ). Главный редактор портала Александр Солдатов - должностное лицо этой структуры, постоянный автор и фактический идеолог В. Лурье - глава АС РПАЦ "епископ Петроградский и Гдовский Григорий". Русская православная церковь характеризуется этим ресурсом как "квазицерковь". Они открыто заявляют, что занимаются едискредитацией и
  • Daniil Sidorov· 2012-06-15 11:22:27
    ... что занимаются её дискредитацией и продвижением собственного церковного проекта.
    А прещений быть не может именно потому, потому что они не имеют отношения к Московскому Патриархату.
  • Daniil Sidorov· 2012-06-15 11:23:59
    Прошу прощения за плохую редактуру - не освоился со здешним механизмом комментирования.)
  • prostipoma· 2012-06-15 12:10:26
    Ну так я не понял логики,тогда почему "Благодатный огонь" не рупор диомидовщины, равно как и Душенов? Вот именно по сути? При том, что БО, в отл. от Креды - глубокая перефирия отрасли, для него в этом "обзоре". места нашлось хоть отбавляй.
    Лурье, в силу его недюжинного образования и бойкости языка, не мешало бы взять в штат и ЖМП. Писать что нибудь нейтральное про патристику. На фоне полного отсуствия прилично пишущих авторов было бы небесполезно. А что касается неправильных убеждений, так и "духовник Путина" и автор ортодоксальных бестселлеров кропал статьи про "ИНН-печать антихриста".
    Факт тот, что сделанный на коленке Кредо, с массой откровенной дезы читается верными чадами РПЦ МП уж не менее активно, чем самоцензурный портал госпожи Даниловой.
    И далее, писать про какие-то полутрэшевые субпроекты вроде матрон своей, вероятно, лучшей подруги, и забыть про сколько нибудь интеллектуальное чтиво вроде Богослова.ру или "Альфы и омеги", хоть и с тиражом в полтора экземпляра, но какой-никакой нишей - это чрезмерная идиотизация описываемой отрасли.
  • Daniil Sidorov· 2012-06-15 16:11:31
    Дело не в "неправильных убеждениях". Просто Лурье считает Московский Патриархат враждебной "Истинному Православию" силой и борется с ним. Это идейная, если хотите, позиция.
    БО был и остаётся журналом внутрицерковным, несмотря на всю критику священноначалия. Душенов, кажется, тоже не уходил из Московского Патриархата.
    А если Вы сравните рейтинги Правмира и Креды, то обнаружите, что Правмир на первом месте, а Креда - в конце первой двадцатки.
  • Перчихина Марина· 2012-06-15 23:28:26
    Уточню - официальная версия "Альфы и Омеги" теперь тоже на правмире, скоро будет полный архив :))
  • Вадим Прищепа· 2012-06-16 00:02:18
    боооольшая статья! может поэтому теряется цельность? Самая интересная часть срединная с попыткой классификации и аналитики православных СМИ. Правда здесь автор, как мне видится, не смог до конца отделить объективное от субъективного - во многих фразах четко прослеживается ее отношение, симпатии или сдержанность. Все бы ничего, но это читается странно в рамках аналитического материала. Самые слабые получились вступление и окончание. Видно, что автору надо было что-то сказать, подвести базу, обосновать актуальность, остроту. Но также видно, что сам автор до конца не чувствует этого, не владеет. То есть некоторые соображения, отношение, мысли есть, но они все-равно существую сами по себе, отдельно от основной части. То же самое касается и окончание. Словами Станиславского сказал бы "Не верю". Выводам не верю. Не убеждают. Написано чтобы сделать заключение ради заключения. Красиво, умно, с употреблением всех модных слов, но не убедительно, увы. Чувствуется, что автору не хватает бэкграунда. Чего стоит только утверждение, что пиар это и есть донесение информации (позиции).
    ну и так далее…
  • prostipoma· 2012-06-16 02:29:28
    To Sidorov. Вы знаете, вопрос о границах церкви остается открытым. Еще недавно РПЦ и РПЗЦ друг друга анафематствовали. Влияние,безусловно, куда более талантливого, чем все упомянутые в статье лояльные дамы, Душенова, было настолько долгоиграющим и деструктивным, что с Лурье тут просто сравнивать некорректно. Это сугубо формалистский подход, отсутствие официальных прещений ничего не означает, равно как и их присутствие.
    Про рейтинги - и это ответ об Альфе. Нерпрерывная компиляция чужого контента, равно как и обильное количество переходов и отсутствие информации о глубине просмотров - это довольно ненадежный индикатор читаемости. Если верить рейтингам - у Спейса посещений в два раз меньше, чем у Правмира,а у Коммерсанта - в четыре раз больше. Это при том, что он еще в бумажном виде существует. А у Правмира с его претензиями на общецерковный портал ок.2000 тыс. посещений в день, при том, что у нас приходо под 30 000. 2000 - это число только духовенства только в Москве. И это к вопросу о "влияниях" и о неких среднестатистических неофитах - кто их видел, кто их считал?
    Правмир настолько плохо сделан именно как СМИ и его "успех" настолько проходит по разряду "молодец среди овец", что его лидерство - это куда более выразительный диагноз своей среде, чем весть цинизм автора, довольно наигранный, надо сказать.
  • Перчихина Марина· 2012-06-16 22:37:52
    2000 посещений в день?

    http://top.mail.ru/dynamics?output=gif&what=visitors&period=week&ids=749211&smooth=on&data=on
  • Герман Гошкадор· 2012-06-26 00:33:14
    http://md-eksperiment.org/etv_clubs.php?category=Library
    советую
Все новости ›