На рынке журналов о кино у нас фактически отсутствует конкуренция.

Оцените материал

Просмотров: 8961

«Странно, что нет обращения Никиты Сергеевича к читателям»

Василий Корецкий · 11/04/2012
Главный редактор KinoBizon.ru СЕРГЕЙ БОНДАРЕВ рассказал ВАСИЛИЮ КОРЕЦКОМУ, кому и зачем нужны в России The Hollywood Reporter и Variety

Имена:  Сергей Бондарев

В конце марта — начале апреля в России вышли первый номер русской версии The Hollywood Reporter и уже второй — Variety, двух главных американских журналов, посвященных кинобизнесу. ВАСИЛИЙ КОРЕЦКИЙ обсудил с СЕРГЕЕМ БОНДАРЕВЫМ, главредом и создателем сайта KinoBizon.ru, смысл и назначение этих конкурирующих изданий.


— В чем, на твой взгляд, принципиальное отличие русских версий Variety и THR от американских оригиналов и чем оно определяется — особенностями российского кинорынка или особенностями российских печатных СМИ?

— Отличие — просто глобальное. Например, русский THR — глянцевый журнал о кино, который не имеет почти ничего общего с оригинальным THR. Это красивый, классный путеводитель по современному кинематографу, интересный с точки зрения массового зрителя, человека, который не очень погружен в индустрию. Конечно же, этот журнал лучше, чем русский Empire. Что мне понравилось в THR? Его приятно держать в руках, отличный материал о создании «Крестного отца». С другой стороны, я по роду своей деятельности должен был бы быть целевой аудиторией Variety и THR, но я себя ею не ощутил. Я очень хотел бы узнать из обоих журналов что-то новое об индустрии, о состоянии российского кинобизнеса или о состоянии американского кинобизнеса, о котором ежедневно я читаю километры текста на английском. Проблема в том, что я чувствовал себя немного неловко, понимая происхождение того или иного материала в том же THR. Мы все понимаем, почему в качестве основной аналитической базы The Hollywood Reporter использовал Movie Research: это исследовательская компания, которая долгие годы тесно общается с Никитой Сергеевичем Михалковым, одним из учредителей журнала, и с Фондом кино. Понятно, что за семь с лишним лет работы на рынке Movie Research успели накопить собственную сильную базу аналитических данных. И странно, что THR не предпринял ни малейшей попытки проанализировать самостоятельно какую-либо из проблем нашего кинорынка.

— А есть ли у них конкуренты, к которым в принципе могло бы обратиться издание за подобной статистикой?

— Конкурентов у Movie Research по большому счету в этой сфере нет. Есть питерское агентство «Невафильм Research», которое тихо проводит важнейшие исследования и публикует их в b2b-изданиях, но себя на рынке не продвигает. Есть агентство Metropolitan E.R.A., которое выпускает ряд b2b-изданий о кинорынке, видеорынке, они аккумулируют данные по бокс-офису с 2003 года, но оно принадлежит людям, выпускающим русский Variety. Все понимают, что оба эти журнала представляют интересы двух групп, занимающихся бизнесом в сфере кинопроизводства и кинопроката. Variety — это Metropolitan E.R.A., а THR — студия Никиты Михалкова «ТриТэ». Открой русский THR, увидишь — много места в журнале отведено под провалившийся сейчас фильм «Шпион», снятый «ТриТэ», есть интервью с Бондарчуком, который сыграл в нем главную роль. Странно, что нет обращения Никиты Сергеевича к читателям. Есть еще реклама фильма Ридли Скотта «Прометей», размещенная рядом с репортажем о том, какой удивительной была премьера фильма «Титаник», который, так же как и «Прометея», выпускает Fox. В журнале — куча кинорецензий с обтекаемыми формулировками, я не понял, зачем они.

— Насколько, по-твоему, эти рецензии отличаются от рецензий в оригинальном THR?

— В американском THR рецензии — индустриальные, четко оценивают работу режиссера, работу продюсера, там нет красивостей, нет обтекаемых формулировок, сюжеты описываются скупо. Скверный фильм называется скверным, никто не боится никого обидеть, оценивается по максимуму его прокатный потенциал и международные перспективы, называются фильмы-аналоги. То же самое верно и для текстов американcкого Variety.

— Так, а кто стоит за Variety Russia?

— Как я уже сказал, его выпускает издательский дом Metropolitan E.R.A., также делающий главное b2b-издание рынка, «Бюллетень кинопрокатчика», являясь в некотором роде монопольным источником деловой информации о кинобизнесе и кинопрокате на отечественном рынке. За определенные деньги они сообщают аудитории (в основном это владельцы и менеджеры кинотеатров) некую инсайдерскую информацию о ней самой. Аккумулируют статистику, мнения кинотеатров о результатах проката, представляют площадку дистрибьюторам, размещают рекламу последних в своих электронных рассылках и печатных изданиях. Интонационно «Бюллетень» обращается к кинотеатрам. Этим издание и должно быть интересно дистрибьюторам — как инструмент влияния на кинотеатры, разумеется.

— Если у них есть нормальный работающий b2b-журнал, зачем им нужен Variety?

— Во-первых, Metropolitan может быть необходим выход на зарубежный рынок. Выйти туда, конечно, можно самостоятельно, но под крышей влиятельного мирового бренда это сделать проще. Конечно, обидно, когда ты почти десять лет собираешь информацию о российском кинорынке, а до американских студий и продюсеров она не доходит. Сам по себе издательский дом Metropolitan (в том числе и из-за названия) не может служить внушительным фасадом для выхода на международный рынок. Им было нужно имя, и они его купили: Variety. Американское издание, допустим, может получать от них лимитированную, но эксклюзивную информацию, ведь штат сотрудников-аналитиков и сотрудников, ведущих статистику для Variety Russia и других изданий дома Metropolitan, — тот же самый. Покупка бренда Variety для них, таким образом, — это покупка определенного кредита доверия в глазах и российского, и отчасти мирового рынка. Хотя на этих рынках все всё понимают.

Второе — наличие собственного отдела продаж некоторых кинокартин на Запад у их агентства «Планета Информ», Planeta Inform Film Distribution.

Третьим, допускаю, могло быть горячее желание издательского дома Metropolitan E.R.A. как-нибудь помочь своим друзьям, компании «Роскино» (бывший Совэкспортфильм), которую возглавляет Екатерина Мцитуридзе, главный редактор русского Variety. Вместе с Екатериной владельцы Metropolitan E.R.A. который год делают Российский павильон в Каннах. Инструмент влияния вроде Variety Russia был бы абсолютно необходим «Роскино» в свете активизации деятельности международного департамента Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественного кинематографа.

Цели «Роскино» и международного департамента Фонда кино пересекаются: помощь российским фильмам в их продвижении на западные рынки. Только методы и эффективность разные.

— А какие конкретно фильмы продвинула на Запад компания «Роскино»?

— Считается, что «Край» Учителя и «Фауст» Сокурова. «Роскино» — коммерческая структура, существующая на дотации государства. На деньги Фонда кино и частных инвесторов они делали кампанию «Фауста» в Венеции, покупали места наружной рекламы, покупали площади в журналах b2b-сектора, в том же Variety. Когда шли телерепортажи из Венеции, реклама «Фауста» мелькала практически везде. Какие еще картины продвигает «Роскино», я не знаю. Но если бы у Фонда кино не было международного департамента, их было бы больше.

Я не обнаружил в Variety ничего суперсенсационного и того, чего бы я не знал, хотя читал журнал с любопытством. Конечно, это не лайфстайловый журнал о кино, как THR, но популярное сравнение русской версии журнала с «Коммерсантъ—Weekend», наверное, во многом оправдано. Это подборка информационных материалов на тему российского кинобизнеса, но не репрезентирующая собственно состояние российского кинобизнеса. Я прочел пока только их первый номер и не обнаружил там никаких исследований. Не видел еще второго номера Variety, может, там какая-нибудь бомба, может, есть беспрецедентное погружение в горячую тему, исследование о том, например, почему срок жизни фильма в русском прокате значительно меньше, чем где-либо в Европе. Но острых углов я там не заметил.

— Да, отсутствие острой аналитики удивило и меня. Я приступил к чтению материала THR о войне форматов в интернете c большими ожиданиями. Но оказалось, что этот текст написан так, словно на дворе 2009-й, тем более только что в Film Comment была прекрасная адекватная статья на эту же тему.

— Да, тема заявлена очень круто — «Война форматов», я ждал очень, когда увидел обложку. Но там нет ничего про собственно войну форматов, есть небольшой экскурс в историю вопроса с цитатами представителей отечественных онлайн-кинотеатров. Хотя эта война разгорается прямо на наших глазах уже с прошлой весны, когда независимые российские прокатные компании («Кино без границ», «Каравелла», P&I Films) стартовали с одновременным выпуском фильмов в кинопрокате и на VOD.

— Насколько вообще оправдан ежемесячный формат для такого издания?

— Считаю, что оправдан.

— То есть новости сегодня не устаревают за месяц? И почему это выходит в бумаге?

— Глобальные новости будут устаревать, несомненно. Предполагается, что свежие новости будут появляться на сайте. На бумаге все это выходит потому, что огромное число людей в нашей, да и зарубежной киноиндустрии читают только издания на бумаге. Ясно, что издание на бумаге и онлайн-издание — две совершенно разные бизнес-модели. Бумага позволяет привлекать статусных рекламодателей, к примеру. К тому же на рынке журналов о кино у нас фактически отсутствует конкуренция. Вообще, наш разговор был бы куда более предметным, если бы оба журнала, а не только Variety, выпустили по два номера и полноценно запустили работу сайтов. Пока мне кажется удивительным, что ни одно из изданий не подняло ни одной реально живой проблемы. Например, ту же проблему короткого проката («короткого окна»), или тот факт, что российские фильмы, даже с огромными бюджетами и огромными государственными инвестициями, по сей день выпускаются в прокат абы как, проблему отсутствия у государства четкого плана по развитию кинематографа и т.п.


OPENSPACE.RU поинтересовался у прокатчиков и директоров кинотеатров, что они думают о российских Variety и The Hollywood Reporter

Анастасия НИКОНОВА (директор по кинопрокату сети «Very Welly», Пермь)
В оригинале пока не читала ни то, ни другое. Знаю, что сейчас появляются их русские версии, думаю, буду читать их в любом случае. Я, правда, не знаю, будут они выходить у нас как печатные или интернет-издания; печатные издания удается найти не всегда. Полезны ли они мне? Думаю, любое издание о кино будет интересным для меня.

Ирина ПРОКОФЬЕВА (репертуарный директор сети «Каро Фильм»)
Американские, безусловно, читаю, плюс Variety стал выходить на русском языке. Пользуемся, конечно, ими, это наша работа.

Евгений РАКИТИН (директор отделов кинопроката и рекламы кинотеатров «Луч», Красноярск, и «Наутилус», Абакан)
Когда попадаются где-то на кинорынках за границей, там да, читаю их, но это бывает редко. В русском варианте я еще не получал. Но меня интересует только узкий кинопрокат, аналитические выкладки, а материалы про гламур вообще не интересуют. Интересует полезная информация о бюджетах, об актерах, спецэффектах — кто их делает. То есть такая техническая информация, которая помогает в будущем при производстве картины и помогает в расстановке и букировании, мы же все планируем заранее: кинотеатры начинают договариваться с прокатчиками за 3—6 месяцев. Поэтому чем больше технической информации о картине мне попадается, тем мне легче зарабатывать.

Геннадий ХОДОС (директор отдела проката сети «Киномакс»)
Да, читаю их. Ограничимся тем, что раз я читаю, значит, мне это интересно, хотя бы поначалу.

Максим КУЗЬМИН (независимый дистрибьютор, проводит фестивали короткометражек Future Shorts, занимался прокатом «Шапито-шоу»)
Второй Variety не читал пока, а первый — да. Пока еще не понял, полезно это мне или нет.​

 

 

 

 

 

Все новости ›