Комментариев: 1
Просмотров: 25604
Алексей Зимин: «В «Афише-Еда» все сотрудники — поварята»
Главный редактор «Коммерсантъ-Weekend — СПб» СЕРГЕЙ ПОЛОТОВСКИЙ по просьбе OPENSPACE.RU поговорил с главным редактором нового журнала компании «Афиша» о еде и работе
— Зачем еще один журнал о еде? Кроме той очевидной причины, что должен же у Зимина быть свой журнал.— Дело в том, что существующие у нас издания о еде пропахли нафталином. Либо слишком поверхностно, либо слишком глубоко копают, и к середине текста о трюфелях их уже совершенно не хочется пробовать. Там все устроено немного неправильно. Как в русских магазинах и вообще в русской жизни. Плюс жесточайшее доктринерство, ужасающая нетерпимость людей, которые пишут на эту тему. В интернете самые грубые отзывы — на гастрономических сайтах, уж как там люди друг друга обкладывают. Я делаю журнал о естественном существовании еды. Вот у нас тут целый дом, кухня, можно купить продукты, прийти, приготовить, выпить, поговорить, выйти на крыльцо покурить.
— Газета «Коммерсантъ» начинала с того, что писала для идеального читателя, которого тогда еще не было и которого эта газета воспитала. У «Еды» такой читатель уже есть?
— Я знаю массу людей, которые любят готовить, но никогда не раскроют толстую кулинарную книгу или русские журналы о еде.
— Аудитория журнала должна все-таки быть шире круга твоих знакомых.
— Ну я же вижу, в магазинах продается рис, кабачки, масло. Значит, кто-то из этого готовит. А если нет, то это чудовищное упущение, которое надо исправить. Мои читатели — люди, для которых правильно приготовленные спагетти не венец творения. Это начало, а не конец.
— Готовка, как азартные игры, манит псевдодемократизмом. Ты никогда не пойдешь играть на скрипке, если не занимался в музыкальной школе; не поедешь на чемпионат мира по шахматам без подготовки. А в картах и на кухне вроде как все равны и можно влет добиться мировых результатов. Но это же иллюзорно?
— Победа в преферансе или покере невозможна без мзды. То есть либо ты выиграл, либо нет. А тут драматический сценарий про победу культуры над природой. Пожарил мясо и воспроизвел сюжет своей или чужой жизни. Вот ты помнишь, как когда-то ел в Форте-деи-Марми перловку с помидорами, чесноком, луком и ракушками вонголе, и ты пытаешься воспроизвести тот эпизод, сравнить ощущения, войти в резонанс со временем. Получилось? Нет? Глубокое удовлетворение? Неглубокое удовлетворение? Или, скажем, в следующий раз обязательно получится лучше. Но всегда какая-то победа. И у этой истории всегда будет некий конец, когда снимешь сковороду с огня, смешаешь все это; счастливый конец — это поцелуй в диафрагму. Не вышло — всегда есть возможность повторить эксперимент. В идеале здесь должна получиться такая «Фабрика» Энди Уорхола, куда будут приходить друзья, знакомые, знакомые знакомых, вообще незнакомые люди. Как говорил один герой Абдулова: «Мы умирать не собираемся, мы жить собираемся». Я хочу объединять людей, которые не просто сели за стол, а сели с эфемерной, может быть, целью нечто пережить, а еда здесь лишь оркестровка. Но эти люди понимают, что лимон должен быть желт, а помидор вкусен.
— А «Афише-Еда», кстати, существует «черный список» слов? Например, «вкусный»?
— Нет. Я ничего не хочу запрещать. Кулинарная терминология на русском еще не сложилась. Я придумал язык для себя — переосмыслил язык винных дегустаторов, все эти «тело», «пышность», «злоба», «запах смолы». Это может выглядеть по-дурацки, но когда ты вдруг чувствуешь и «смолу», и «тело», то тебя это пронзает, как стихотворная строчка. У аромата и вкуса вина есть своя многолетняя традиция, у хлеба и колбасы в нашем случае такой традиции нет. Я не предлагаю такой язык как общеупотребительный, но он подойдет для описания бифштекса по-флорентийски, который зачем-то выварен в белом вине. В языке винного дегустатора все эти части букета активны, а не пассивны. У них у всех есть свои предикаты. Я за активные свойства продуктов. За диалог с едой. И без кулинарного шовинизма (только так, и не иначе). И я не обладаю монополией. Просто кое-что знаю на свой лад о продуктах, их существовании и способе смерти.
— Говорят, что дизайн нового журнала напоминает «Афишу-Мир».
— Пусть говорят. Здесь у нас были совсем другие источники вдохновения. Компания «Афиша» дала мне время и деньги сделать все так, как я хочу. Тут все проработано. И шрифты, и соположение букв. И степень наклона. Интерлиньяж, кернинг. И размер полей — от корешка до начала букв такой, чтоб можно было согнуть журнал, положить на кухонный стол, и чтоб он не сползал.
— Ты согласен с утверждением «Хороший повар — толстый повар»?
— Нет. Хороший значит хороший. Просто толстый повар уютный, а от худого веет неискренностью. Но я знаю многих прекрасных поваров, и половина из них нетолстые. Мишлен не даст соврать. Шеф-повар же не обязательно прямой исполнитель. Он мозговой центр, он дирижер огромного оркестра, и его задача — чтоб каждый инструмент звучал как надо, чтоб все работало; он должен и трюфель унюхать, и посудомойку построить на работу. Чтоб весь оркестр играл. Он режиссер.
— А почему не главный редактор?
— У главного редактора работа более статична. На кухне ты критически ограничен во времени. А в журнале можно это отложить на завтра, это на послезавтра. Во всех моих журналах через год я переставал что-либо делать. Пусть без меня все работает. Но первый год вычитывал каждую букву. В этом смысл запуска проекта. В «Афише-Еда» все сотрудники — поварята. Чистят картошку, стригут укроп, разделывают рыбу. Когда-нибудь я смогу давать технологическую карту, говорить, что мне нужно, и все. А следующий этап — когда начнут готовить по-своему. Я против доктринерства. Даже в школе Cordon Bleu, где я учился, уж на что французы консервативны и академичны, нам говорили «Сделай сначала так, а потом сделай по-своему». Что мне не нравится в мире русской кулинарной журналистики, так это категоризм. Этот бухгалтерско-жэковский подход. Тебе дают рецепт как счет за услугу. А у нас про диалог, про общение. Ты же готовишь не чтоб соблюсти все правила, а чтоб гостям ох...енно было. Вот ты сваришь борщ, а я скажу: что-то свекла переварена в этот раз, зато появилась специфическая сладковатость. Или вот ты кладешь на три литра бульона четыре головки чеснока, а кто-то две, а кто-то семь. Вот и обсудим. В нормальном, естественном режиме. Я люблю еду как приключение, но она должна еще и быть нормальным делом. Мы, конечно, про сверхзадачу, но чтоб мы говорили на одном языке и могли договориться.
— Французские философы 1960-х утверждали, что мы то, что мы едим. Ты согласен быть кнышем или селедкой под шубой?
— Я согласен быть с селедкой под шубой. Ничего не имею против подобной компании. Селедка точно не задаст мне неудобных экзистенциальных вопросов — мы отлично проведем время. Те же французы заметили, что после тридцати надо говорить только о еде, все остальные темы исчерпаны.
КомментарииВсего:1
Комментарии
-
отличный проект openspace - каждый отточивает мат на собственное усмотрение!
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3449525
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340549
- 3. Норильск. Май 1268474
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897657
- 5. Закоротило 822068
- 6. Не может прожить без ирисок 781979
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758539
- 8. Коблы и малолетки 740807
- 9. Затворник. Но пятипалый 471059
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402954
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370382
- 12. ЖП и крепостное право 345038