Шпрингер и Бен-Натан – одна банда, как Даян.

Оцените материал

Просмотров: 17374

Bild, бульварная пресса и евреи

Дмитрий Белкин · 27/10/2011
ДМИТРИЙ БЕЛКИН, куратор франкфуртской выставки, посвященной Акселю Шпрингеру, газете Bild и евреям, о «еврейской политике» главного немецкого таблоида

Имена:  Аксель Шпрингер

Логотип журнала «Bild»

Логотип журнала «Bild»

Институт Фрица Бауэра в сотрудничестве с Еврейским музеем Франкфурта готовит большую выставку Bild dir dein Volk! Axel Springer und die Juden («Создай себе свой народ! Аксель Шпрингер и евреи»). Открытие состоится в марте 2012 года. OPENSPACE.RU публикует статью куратора выставки ДМИТРИЯ БЕЛКИНА.


Обложку журнала Spiegel готовят, как правило, несколько человек; тему, которая на нее выносится, определяет главный редактор. Обложка одного из февральских номеров этого года была посвящена крупнейшей европейской бульварной газете Bild. Spiegel называет эту газету «поджигателем» (Brandstifter), и это наводит на мысль о существенной — и существенно негативной — роли Bild в сознании левого истеблишмента Германии, рупором которого в послевоенные годы был и сегодня частично остается Spiegel.

Обложка журнала «Spiegel»

Обложка журнала «Spiegel»

Редакция Bild ответила журналу выпуском эксклюзивного коробка спичек с этикеткой «поджигатели» и фотографией той самой титульной страницы Spiegel — и это свидетельствует о том, что арьергардные бои внутри немецкой прессы продолжаются, трансформируясь в политические игры с элементом постмодернистской иронии. Bild, ее история и ее создатель Аксель Шпрингер (1912—1985) в контексте темы «еврейство и Израиль» — предмет интереса этой статьи.

Проблематика, связанная с еврейством и Израилем, без сомнения, центральный медийный и политический дискурс в Германии после Холокоста — зона табу, страхов, преувеличений, клише и чувства вины. Вопрос о том, как эти эмоциональные моменты вплетаются в политику и философию массмедиа, стал центральным при выборе данной темы.


Bild и германский «бульвар»

Слово bild в переводе означает как визуальный феномен (например, фото, картина), так и его рецепцию, восприятие. В границах между конструированием реальности и восприятием этих конструкций и движется в течение пятидесяти лет феномен немецкой прессы и политики — газета Bild.

Bild беспокоит немцев, мешает им обрести уверенность в том, что пресса страны действительно свободна и демократична, и в то же время помогает миллионам ориентироваться в политике и повседневной жизни. Каждое утро газету можно увидеть за лобовыми стеклами тяжелых грузовиков; в мигрантских квартирах, где большие буквы облегчают понимание чужого языка; в ультрасовременных офисах PR-менеджеров. Bild ищет место в политическом центре общества.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • Aleks Tarn· 2011-10-28 13:23:30
    Осенью 1942-го года, когда в Эрец Исраэль были получены достаточно надежные сведения о Ванзейской конференции и о начавшемся в Европе систематическом истреблении евреев, выдающийся ивритский поэт Натан Альтерман написал стихотворение под названием "Из всех народов".
    Треблинка только-только построена, будущие масштабы Катастрофы пока не ясны, но стихотворение демонстрирует самую ПЕРВУЮ оторопь - ту, которая исчезла позже, когда люди уже перестали удивляться тому, на что они, как выяснилось, способны.
    Акселю Шпрингеру (светлая ему память) это чувство было намного ближе и понятнее, чем уважаемому куратору - как и большинству читателей этого сайта.

    Натан Альтерман. "Из всех народов..."

    Слезы наших идущих на смерть детей
    мировых не обрушили сводов.
    Потому что любовью и волей своей
    Ты избрал нас из всех народов.

    Ты избрал нас из прочих – на брит и обет –
    из огромного пестрого стада.
    Оттого даже дети, по малости лет,
    знали точно и твердо: спасения нет,
    и просили у мамы, идущей вслед:
    не смотри, не смотри, не надо…

    Плаха сыто стонала, журчал кровосток,
    и отец христианнейший в Риме
    не спешил на подмогу с заступным крестом,
    чтоб хоть день постоять рядом с ними.
    Чтоб хоть день постоять под ножом мясника -
    как стоят наши дети века и века.

    Не смотри на нас, мама, – на ямы и рвы,
    на весь мир этот, ставший погостом…
    Мы – солдаты одной непрерывной войны.
    Мы малы, но не возрастом – ростом.

    Ну, а Ты… – Ты, чья воля, и мощь, и стать –
    Бог отцов наших, страшный и милый,
    Ты избрал нас из прочих народов – стать
    мертвецами на адских вилах.
    Только Ты сможешь всю нашу кровь собрать
    ведь другим это – не под силу.

    Можешь нюхать ее, как свои духи,
    можешь пить ее, добрый Боже…
    Но сначала в ней убийц утопи.
    А потом равнодушных – тоже.

Все новости ›