Главный редактор легендарного детского журнала 1990-х ТИМ СОБАКИН о том, как сделать журнал, не похожий на все остальные
Читать!
ОТ ЧУДА И ДО ЧУДА
В этих отрывочных заметках будут только правдивые факты. Все фантазии, свойственные моему воображению, я оставляю для художественных опусов. Здесь же, как бы это ни казалось скучным, представлены документальные сведения.
Не может быть!
Я почти перестал верить в чудеса. Как вдруг...
Прошло несколько часов, как отгремел Новый, 2006-й год. Обычно под утро «волшебной» ночи я любил забираться в интернет, чтобы откопать о себе, любимом, новые сведения. И тут случайно наткнулся на сайт журнала «Трамвай».
Сперва удивлению не было предела: ужели бывшие читатели объединились? Как они отыскали друг друга? Чем больше я изучал ресурс, тем глубже меня охватывало счастье! А потом и гордость: мол, не зря прожил жизнь...
Вот какую запись я оставил тогда в «Гостевой книге»:
01.01.2006 10:02
В эту новогоднюю ночь действительно случилось ЧУДО!!! Я случайно наткнулся на сайт «Трамвая» — своего родного журнала, в который когда-то вложил всю душу...
До сих пор не верится, что это мне не приснилось.
Часа три не мог оторваться от экрана. Дайте хоть чуток вздремнуть и осмыслить увиденное. Потом непременно объединимся и возродим славный «Трамвай».
Воистину: если «рукописи не горят», то журналы (хорошие, по крайней мере) НЕ умирают!..
Гл. редактор Тим Собакин
Эти строки я написал в порыве восторга. Тогда мне казалось, что журнал и вправду можно возродить — было бы желание! Однако прошло время, и я понял: этого сделать нельзя. Главная причина — безвозвратно ушла ЭПОХА, когда мы начали жить свободно. Дети давно выросли, у них другие интересы. А их потомки не поймут, зачем нужен бумажный журнал, когда вокруг столько гаджетов.
Поистине были правы древние: нельзя войти дважды в одну и ту же реку! Впрочем, я еще подробно коснусь этого вопроса.
Другие человеки, или Vox populi
Пока мне оставалось лишь читать отзывы в «Гостевой книге» да кусать локти от невозможности повлиять на ситуацию. Многие же отзывы были на редкость душевными. Вот некоторые выдержки из них. Тексты слегка поправлены (редактор во мне неистребим), а также нарочно убраны дифирамбы типа: СПАСИБИЩЕ, РЕСПЕКТ, СУПЕР!!! Надо быть скромнее.
murky_cat
Тим Собакин писал свои чудные рассказики и стихи не для детей. Нет, не так. Скорее не для детей, которыми мы все когда-то были, а для нас, взрослых, которые помнят, что были детьми.
Kishkodav
Такое впечатление, как будто в детство вернулся! Очень мне нравились настольные игры. Помню, в одном из номеров были «гоночки». Так засело... Мы даже в институте рубились. И вроде игра такая интересная, и принцип оригинальный, а для PC так никто и не написал...
Учительница
Мне был всего 31 год, и я с наслаждением читала журнал своим второклассникам. Мы вместе с ними хохотали до упаду над свободолюбивой селедкой, над собакой, которая была кошкой. И ничего более нежного, чем «дорогую мамочку посажу я в баночку, буду мамочку любить, буду в баночке носить», я до сих пор не читала. А автору-то было всего 4 года.
Странник
Журнал моего Детства помогал сотням тысяч ребятишкам. Создавать. Творить. Любить. Прощать. Верить... Остается надолго лишь то, что сделано с любовью.
podsolnux
Вот уж не представляла, что бы кто-то помнил «Трамвай»! Какой же он невероятный был! Нет, он не для детей писался. Он для людей писался! И для больших, и для маленьких! Я бы сейчас с удовольствием почитала!!! У кого на даче журналы? Привозите их, и можно будет устроить публичные чтения «Трамвая»!
c_a_x_a_p
Этот замечательный журнал открыл для меня, в том числе, и моего любимого поэта Хармса. И вообще — все, кто в детстве и юности читал «Трамвай», выросли совсем другими человеками )))
А потом появился еще другой сайт — бывший «Путеводитель по LJ-трамваю», который ведет Владимир. И поклонников у журнала значительно прибавилось.
Ужели вновь?
С той незабвенной новогодней ночи минуло более пяти лет.
И вот я получаю письмо, которое, казалось, неосознанно ждал все эти годы (приводится с сокращениями):
Пт 04 фев 2011 17:26:45
Уважаемый Тим!
Мы — небольшое издательство «Самиздал».
Мы совершенно серьезно хотим переиздать весь архив журнала «Трамвай» в виде годовых подшивок. У нас есть для этого все возможности — профессиональные сканеры, высококачественная полиграфия.
<...>
Мы разместим объявления и устроим опрос в разных социальных сетях и прикинем число желающих перед печатью тиража.
Мы намерены распространять журнал по цене издания, без наценок.
Не могли бы Вы встретиться с нами и обсудить это начинание?
Конечно, мы встретились. Так и закрутился проект переиздания «Трамвая». Свершилось еще одно чудо!
К журналу «Трамвай» можно относиться по-разному. Уверен, что большинство читателей его ценили, если помнят до сих пор. Но были и письма с критикой, которые тоже публиковались.
Однако два удивительных факта нельзя обойти вниманием.
1. Через 11 лет после закрытия журнала в интернете стихийно возникло сообщество «Трамвая». Какое еще детское издание может гордиться подобной славой? Сайты теперь есть почти у всех, но они созданы редакциями, а не бывшими читателями.
2. И совсем уж поразительно, что через 21 год после выхода первого номера нашлось столько желающих вновь взять в руки свой любимый «Трамвай» и вспомнить незабытое детство.
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Дыхание свободы
А начиналось все летом 1989 года. Не забывайте, что мы жили еще в СССР (помните, как это расшифровывается?). Да, уже случились перестройка и гласность, уже повеяло свободой: робко печатались запрещенные книги, громко заявлял о себе русский рок, вышедший из подполья... Однако Коммунистическую партию (со всеми ее ЦК, горкомами, парткомами и другими прибамбасами) никто пока не отменял. Любое свежее начинание могли легко «приостановить» да еще и по шапке дать, чтоб не высовывались!
В такие переходные времена существовал Советский детский фонд имени... ну, разумеется, В.И. Ленина. Как у любой уважающей себя организации, имелся у него печатный орган — еженедельная газета «Семья». И раз в месяц на ее центральную вкладку выезжал «Трамвай № Мы» — так называлась детская газета «Семьи».
За безопасностью движения этого диковинного транспорта, а попросту говоря, за литературным наполнением и художественным оформлением, следили поэт Тим Собакин и художник Александр Артемов (в миру А. Иванов и А. Гланц).
— Почему «Трамвай»? — иногда спрашивали нас.
— Потому что не дымит и сена не просит.
— А почему «№ Мы»? — снова спрашивали нас.
— Потому что Я + Я + ... + Я = Мы.
— Логично, — соглашались те, которые спрашивали нас.
Отсюда все и поехало...
Прощай, «Семья»...
Однажды руководство фонда приняло судьбоносное решение: вместо детской газеты выпускать с 1990 года два новых журнала — для младших школьников и для старшеклассников. Нам с Сашей поручили разработать концепцию издания для младших.
Я и сейчас не до конца понимаю слово «концепция». А тогда его смысл вообще был покрыт туманом. Надо заметить, что у меня не было опыта журнальной работы. Ну, вышла в марте 1989 года моя первая книжка для детей «Дом для муравьев» — всего десять коротких стихотворений. Ну, была сотня публикаций в центральной прессе. И даже выпуск детской газеты не спасал положения. Ведь концепция — это о-го-го! Если не полное э-ге-ге...
Летними вечерами мы засиживались с Сашей в редакции. Я даже приезжал к нему домой. Подолгу пили чай, я гладил отвислые уши его симпатичного пса. И мы неустанно обсуждали, как сделать журнал, не похожий на все остальные.
А почему бы не «ТИМ»?
Саша раздобыл несколько иностранных изданий для детей. Очень хотелось изучить зарубежный опыт, прежде чем изобретать отечественный велосипед. Особенно запомнился нам французский журнал «Гулливер» (может, и поныне есть, кто знает?).
Но сперва нужно было придумать свое название. Саша сказал:
— Тим!
— Я слушаю, — отозвался я.
— Предлагаю назвать журнал «ТИМ».
— В честь меня?
— Не совсем. Это аббревиатура из слов «ты и мир».
Если честно, название мне понравилось. Не каждый может похвастаться журналом своего имени!
Через пару недель и концепция стала вырисовываться. Вот ее первые, извиняюсь за выражение, основополагающие постулаты:
Вещь для себя
В июле у меня выдался отпуск. И мы с женой отправились в пока еще Всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Ее пригласили на международную смену поработать переводчицей (английский и норвежский языки). Я же пристроился заведующим литературной частью детского театра. Зарплату мы не получали. Но когда вокруг море, горы и солнце — разве в деньгах счастье?
Ах, изумительный «Артек»! Пока я втаскивал американскую делегацию на Аю-Даг, водил африканского принца в Никитский сад или просто кутил с вожатыми, то настойчиво думал о злополучной концепции, которая уж порядком стала меня доставать. Сама жизнь подсказала решение.
Дело в том, что я начинал как иронический поэт; мои первые публикации увидели свет в газете «Московский комсомолец» — на полосе «Сатира & юмор» (спасибо ее ведущему Льву Новоженову). В «Артеке» я нередко выступал на разных мероприятиях. Когда все детские стихи были перечитаны, пришлось вспоминать взрослые. И смех зазвучал гораздо громче! Оказалось, дети прекрасно понимают юмор пап и мам.
Читать!
Впрочем, это были пока лишь смутные догадки. Я до сих пор толком не знал, как делать детский журнал, — только чувствовал, что он должен стать изданием нового типа. Пока мы летели из Крыма, я тупо глядел в иллюминатор и сочинял эти строки (кстати, впервые выношу их на читательский суд!).
Над облаками
Я лечу над облаками,
невесомыми вполне.
Птицы машут мне руками,
воздух гладит по спине.
Я гляжу в иллюминатор
с высоты восьми км
то на белый элеватор,
то на будку с буквой «М».
Там сознательный рабочий,
вынув молот из трико,
шлет привет из многоточий —
и к тому же далеко.
Там крестьянин простодушный,
серп кладя на сельсовет,
посылает, хоть воздушный,
тем не менее, привет.
Но к труду и обороне
с детства я всегда готов,
мир любя потусторонний
и, тем более, коров.
А пока я каблуками
лишь топчу тугую жесть
и лечу над облаками...
И не знаю,
где мне сесть.
{-page-}
КАК ВСЕ ПРОДОЛЖАЛОСЬ
Наш «Дом»
Читать!
Нас накрыло крышей издательства «Дом». Оно было создано Советским детским фондом для выпуска двух журналов, равно как и прочих книжек (в том числе «Сексуальной энциклопедии для детей младшего возраста» — были же времена, однако!).
Но главное: нашей редакции выделили отдельное помещение. Это была маленькая комната на площади газеты «Семья», которая и сама-то ютилась в большом издательстве «Известия». Не беда, что в этой комнатке находились еще и сотрудники газеты. Важно, что она была нашей! И мы могли там собираться... И придумывать лучший журнал в стране.
А пока привожу чудом сохранившийся набросок содержания самого первого номера «Трамвая» (темные капли на листе, скорее всего, от кофейного напитка).
Моя славная Команда
Почти сразу возник вопрос: а с кем, собственно, собираться?
Не хотелось бы утомлять подробностями, кто кого привел. Но утомлю. Ибо эти замечательные люди составили мою Команду.
В начале славных дел оставил свой след Григорий Кружков. Уж не помню, как мне удалось заманить его в штат. Вместе с Сашей мы придумали новую форму подачи материалов в детском издании: короткое вступление, из которого плавно «вытекает» название. Не всегда это устраивало меня, хотя и стало со временем фирменным стилем «Трамвая».
Кружков вскоре покинул редакцию (непременно читайте его воспоминания). Зато привел очаровательную сотрудницу по имени Татьяна Петросян. Она была мастерицей на все руки! И поэтом. И писательницей. Как она чудесно пела, играя на гитаре! Как владела английским языком. Ну, в общем... — это ее любимое выражение.
А потом пришел к нам Олег Кургузов. С ним я познакомился на совещании молодых писателей (были и такие сборища). До этого я читал его трепетные «Рассказы маленького мальчика». И теперь пытался завлечь в редакцию. Олег долго сомневался: он работал в «Журналисте» — весьма солидном издании. Но все ж таки сдался. И не пожалел!..
Наконец, появилась Наталья Алеева. Ей подсказала дорожку известный литературный критик Лола Звонарева. Работала Наталья с авторами. И лишь через год проявилась ее способность: доступно говорить о сокровенном — общении с Богом.
В начале той же осени главным художником «Трамвая» стал Анатолий Дубовик. Его пригласил в редакцию Саша Гланц, который успел-таки нарисовать обложку для первого номера. Толя очаровал всех! Впрочем, разговор о нем чуть позже.
Ну, в общем... резюме
По прошествии более двадцати лет могу с присущей мне скромностью смело заявить: да, я был лидером журнала «Трамвай».
Но: что бы я делал без моей славной Команды?
Идеи могут придумывать многие. У меня это лучше всего по жизни получается. Весь фокус в том, чтобы докрутить сырую идею. Еще важнее — воплотить в жизнь (как говорится, довести до ума). Для того и необходима Команда. И она у меня сложилась.
А теперь спустимся с небес на землю и посмотрим, как все это отображалось в официальных документах.
На коленке
Следует учесть важный факт: во времена «Трамвая» у нас не было ни компьютеров, ни сканеров, ни мобильных телефонов!.. (Ксерокс, возможно, и был — у председателя КГБ.) Инструментами нам служили: ручки, карандаши, пишущие машинки, клей, линейки и ластики. Повторяю для тех, кто не всосал. Мы понятия не имели о таких полезных вещах, как ноутбук, смартфон, лазерный принтер, флешка, МР3-плеер, не говоря уж про интернет с его e-mail и ICQ... Зеркальная фотокамера казалась чудом техники!
Потому столь важными для журнала были: художественный редактор Наталья Панасенко, которая колдовала над рисунками и фотографиями, выклеивая макет вручную; а технический редактор Оксана Мерзликина вымеряла линеечкой по миллиметрикам все-все-все странички. Современным верстальщикам в кошмарном сне не привидятся те допотопные способы макетирования.
А письма в конвертах... Теперь их почти не шлют. Тогда же коридор «Семьи» был уставлен высокими бумажными мешками с посланиями от детей. И в этот океан ныряла редактор отдела писем (заметьте: отдела!) Наталья Решетникова, отыскивая жемчужины детского творчества.
До сих пор не понимаю, каким непостижимым образом мы ухитрялись делать чудесный журнал! Ведь «Трамвай» создавался буквально на коленке. У меня в редакции даже не было отдельного стола — только два ящика, где хранились рукописи авторов. Лишь художник располагал отдельным столом, на котором лежали святая святых — оригиналы рисунков.
Кстати, об иллюстрациях
Детское издание запоминается рисунками. Тексты, как это ни печально звучит для Автора, материал вторичный. Художник — вот кто главный в детском журнале! Ибо «цепляет» в первую очередь внешнее оформление. Какими бы ни были увлекательными сказка или стихотворение, мало кто станет читать их, если рисунки унылы.
Слава художнику «Трамвая» — Анатолию Дубовику! Именно он сумел найти сподвижников, которые исправно снабжали журнал превосходными иллюстрациями. Их можно было вешать на стену (иллюстрации, а не художников) и любоваться в часы досуга.
Одна беда с художниками: они двух слов связать не в силах. В смысле письменной речи. С устной речью у них все в порядке: так могут послать, что мало не покажется! Зато написать пару строк о себе — уже проблема. Приходится это делать за них.
P.S. А вот и неправда! Ни один из художников никуда меня не посылал. Недавно я позвонил Толе, прервав его полночный ужин. Он терпеливо слушал меня минут восемь... И лишь потом заметил:
— Вообще-то ты рискуешь. Я жутко голодный.
Теперь — о главном
Нет, речь не обо мне. Кто бы доверил почти никому тогда не известному Тиму Собакину (само имя уже вызывало подозрения) руководить детским журналом? Да еще без испытательного срока. К тому же я никогда не состоял никаким членом никакой КПСС, а в те времена без этого — хана! Гуляй в наморднике. И не хрюкай.
Сперва меня приняли редактором отдела, какого именно — уж не вспомнить. Вот документальное подтверждение сего факта:
Важна ли была должность? Да не особенно. Лишь бы давали возможность сеять «разумное, доброе, вечное»... И мы сеяли!
Но ведь не могли же оставить нашу «банду» без надзора? Кто за нами присматривал? Сергей Александрович Абрамов — главный редактор газеты «Семья». Когда я пишу эти строки (март 2011), он уже член Общественной палаты РФ. А тогда запросто входил к нам в комнату. И что характерно: читал каждый номер журнала от корки до корки. И почти ничего не «заворачивал»...
С попустительства С.А. мы и творили все наши безнаказанные дела. А он НЕ МЕШАЛ! Случались, конечно, «указания сверху», но мы их постепенно научились обходить. В общем, Сергею Абрамову следует выразить отдельный РЕСПЕКТ!
COLD SONG
Если кто не знает английского, я переведу: «Холодная песня». Ее исполняет один из моих любимых певцов и музыкантов — STING (обязательно послушайте его диск If on a Winter’s Night). Именно эта песня созвучна последней части моих воспоминаний (хотя тогда ее и в помине не было).
А что же было?
А началась зима 1989 года. Слякотная и мерзкая — как всякая зима в нашей славной стране.
Но мы не унывали! Поразительно: и кушать было нечего, и пить было нечего, и жить было нечего. А мы — жили! И творили...
Как тут не вспомнить эпизод, достойный кисти Репина.
Вот заходит к нам писатель Сергей Шац. С порога бухается на стул и шумно восклицает:
— Все люди рыщут, чем бы поживиться!
— И что? — спрашиваем мы.
— А вы тут сидите, будто вам все по ф...
— А нам и есть все по ф... — отвечаем мы.
— Прямо оазис какой-то!
Не найдя подходящих слов, Сергей Шац незаметно уходит в далекую Америку.
Мы же остаемся. Чтоб изготавливать «Трамвай».
Как много авторов хороших
На самом деле это девушек много хороших, а вот авторов еще поискать надо! Поэтов и прозаиков всегда хватало. Но половину журнала занимали познавательные статьи обо всем на свете (мы их в шутку называли «науч-попами»). У «Трамвая» уже складывался свой неповторимый стиль. В каждый номер требовались материалы на четко определенные темы.
Каков был выход? Только уповать на творческие силы внутри коллектива. Пока объяснишь постороннему автору, о чем писать да как подать, легче самому это придумать. Нередко получалось, что сотрудники редакции (Олег Кургузов, Таня Петросян, Тим Собакин) сочиняли почти все «науч-попы». Однако неэтично было печатать в номере несколько текстов под одним и тем же именем. Завистники бы ворчали: мол, оккупировали журнал — и не пускают никого! Вот почему нам приходилось использовать псевдонимы. А когда их не хватало, то порой оставлять без подписи даже крупные материалы. Не говоря уж о всякой мелочовке.
Впрочем, это вскоре стало игрой. Особенно резвилась Таня Петросян. Почти все ее псевдонимы были с «кулинарным» уклоном: Т. Эскалопьева, Э. Е. Шоколадкина, Тамара Креветко и многие другие. Олег сперва не слишком охотно соглашался на такие хитрости. Зато мои псевдонимы почти все зародились в «Трамвае» (читайте в «Комментариях», смотрите в «Приложении»).
Нууу вооот...
Вдруг выясняется, что Советский детский фонд не в силах напечатать «Трамвай». Вопить «Слава КПСС!» все способны, а вот на издание журнал денег нет (эта история повторится через год).
Первый номер давно готов. Подписка закончилась. Читатели забрасывают редакцию письмами: «Когда же???». А журнала нет.
Детский фонд конвульсивно (извините за слово) содрогается. А напечатать нигде и никак не получается! Эх, жалко, Толя Дубовик не обладает писательским даром. Уж он-то подробно бы рассказал о всяких злоключениях с изданием «Трамвая».
Как его мытарили в разных типографиях (город Чехов мог бы стать первопечатником!). Чуть ли не решили выпускать наполовину черно-белым: один разворот — цветной, другой... сами понимаете. Кстати, мне эта идея поначалу даже понравилась: а почему бы нет? Но не в каждом же номере же... же-же-же!
Наконец чудом отыскали типографию в Финляндии. Там наш «Трамвай» и воплотился в жизнь. Особо дотошным советую глянуть на выходные данные первого номера (последняя обложка). Сравните даты: «сдано в набор» и «подписано в печать». Чувствуете разницу?
Тем временем
Возле «Московских новостей» толпились люди, жаждущие:
— Свободы! Свободы! Свободы!
А в четырехстах метрах от них в муках рождался свободный детский журнал — и никому до него не было дела.
В начале декабря на страницы газеты «Семья» выкатился 24-й (прощальный) выпуск «Трамвай № Мы». Полюбуйтесь им:
Там уже вовсю орудовали А. Дубовик и А. Иванов. Они давно были готовы стать отцами нового «Трамвая». Но история пока не позволяла совершить этот знаменательный шаг.
Забегая вперед, по секрету скажу, что «Трамвай № Мы» совершит еще 25-ю, юбилейную поездку. И случится она в ноябре 1993 года, на его же страницах. Но это вы увидите в томе 3.
А пока мы лишь мечтали о будущем. Хотя никто не знал, что случится потом: ни руководитель Сергей Абрамов, ни председатель фонда Альберт Лиханов, ни первый и последний Президент СССР Михаил Горбачев.
Никто ничего не знал...
Как есть
Самые продвинутые читатели моих воспоминаний (наверняка поклонники «Трамвая») заметят, сколь вяло я начал. И как бурно заканчиваю! Не в вялости и не в бурности дело. Я лишь отображаю ход событий as is (англ. как есть). Просто вспомнилось... Ведь то была ЭПОХА, которую нам не вернуть! И надо ли???
Я столько сил отдал первым номерам «Трамвая», что душа моя больше не могла терпеть издевательств над родным чадом. И мы с женой Машей задумали развеяться в королевстве Норвегия. Некоторые скажут: свезло! Но чего нам это стоило. Загранпаспорта, транзитные визы (мы ехали через Финляндию и Швецию), билеты, дорожные чеки (обменных пунктов валюты еще не было)... И везде безумные очереди! Едва приоткрыли границы. За их пределы мы и двинулись 12 декабря 1989 года.
НО:
даже когда я плыл на роскошном пароме Silja Line (и у меня «чавка отвисала» при виде капиталистического изобилия), то робко думал: купить бы ликер Amaretto да угостить своих сотрудников;
Читать!
даже когда я стоял возле домика композитора Эдварда Грига, озирая туманные горы по берегам фьорда, то и тогда думал: а слабо автору «Пер Гюнта» сочинить столь бесподобный «Трамвай»;
даже когда я слушал на улицах Осло супермодную той зимой песню «Ламбада» (хотя танцевать под нее от тоски не хотелось), все равно думал, как там поживает мой журнал;
даже когда я возвращался в поезде «Хельсинки — Москва», то уже до невозможности настойчиво думал: выйдет ли когда-нибудь наш многострадальный «Трамвай»?..
КомментарииВсего:2
Комментарии
-
Любовь моя, ты возвращаешься! 8 лет мне было в 91 году. Картинки и тексты из журнала - как часть сознания. Спасибо создателям и родителям!
-
Так в чем же оказалась проблема? Почему журнал перестал издаваться?
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3438055
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2338319
- 3. Норильск. Май 1268259
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822012
- 6. Не может прожить без ирисок 781563
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758015
- 8. Коблы и малолетки 740643
- 9. Затворник. Но пятипалый 470744
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402750
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370242
- 12. Винтаж на Болотной 343072