Скорость потребления историй не может увеличиваться вечно – если карусель крутится слишком быстро, нас всех тошнит.
НИКОЛАЙ КОНОНОВ объясняет, почему его знакомый журналист N вернулся из интернет-медиа в традиционный ежемесячник
Мой знакомый журналист N сменил работу. Он долгое время занимался изготовлением очерков и расследований в ежемесячник, а затем послушал сирен (вар.: кариатид), которые пели, что медиа вымрут, если не учтут трендов потребления информации в интернете – люди читают мало, объяснения потребляют краткие, в фаворе графика и фото etc. N. поверил, что будущее за созданием потока информации, а не за его дискретными единицами, и ушел в интернет-медиа.Читать!
В России вроде противоположная ситуация: слово обесценено, торжествует иносказательная уткоречь – от языка, с помощью которого гаишник вымогает взятку, до спичей тандема. Но мне кажется, что если существует дефицит ясных, талантливо рассказанных историй, которые дают новый взгляд на что-то важное, то спрос на них должен расти. Вопрос в том, как на этот спрос влияет интернет, который предъявляет журналистам новые требования.
Раньше важные факты могли быть изложенными нудно и неструктурированно, но из-за дефицита медиа, заслуживающих доверия, читатель прощал этот сумбур. Соцсети создали рынок очевидцев и комментаторов, которые рассказывают о событиях. И вот эксперты затянули песню о том, что журналист должен превратиться в диджея этих инфопотоков, а коли ведет репортаж, то обязательно с фото, видео и непременным монтажом тут же, в ноутбуке.
Если насчет «универсального солдата» вопрос спорный, то с UGC все более-менее понятно: в массе своей юзеры небрежны в выборе источников, не видят за историями их смысла, поспешны в интерпретации и т.д. Но в любом случае в этих дискуссиях кристаллизовалась новая добавленная стоимость журналиста. Надо не только собирать и верифицировать факты, но и быть интересным рассказчиком. То есть видеть за событиями историю и разворачивать ее – через закрученный сюжет, глубокий анализ, говорящие детали. Роль автора приближается к роли режиссера, который выводит героев (людей, компании, партии) за руку на сцену, показывая, что с ними происходило и о чем их эпические провалы или взлеты. Эти свойства нарратива затягивают читателя и не дают отвлекаться на бесконечное проматывание ленты фейсбука.
Интернет, в котором якобы не читают, а смотрят картинки, – как выясняется, дружелюбная среда для распространения длинных текстов. Slate.com, производящий в основном короткие блоги, недавно освободил своих редакторов на месяц и заказал каждому очерк или расследование. Результаты впечатлили: опубликованные вещи принесли несколько миллионов просмотров, а ресурс стал восприниматься как журнал в интернете, что привело более качественную аудиторию.
Wired подробно разобрал, какие формы живут в интернете. Короткий ответ: или новости и комментарии по их поводу, или, наоборот, что-то длинное, захватывающее и представляющее собой законченную историю. Такие материалы попадают в закладки и читаются, когда есть свободное время и настроение. Если брать примеры из русскоязычных медиа, то тексты глубокой проработки на Forbes.ru, Vedomosti.ru, Slon.ru и OPENSPACE.RU собирали сотни тысяч просмотров.
Сценарист Роберт Макки в наконец-то переведенной у нас книге Story: Substance, Structure, Style, and the Principles of Screenwriting пишет, что история – это единица осмысления человеком жизни и по-другому думать люди не умеют. Рассказывать – отдельное ремесло. В тюрьмах и лагерях были и есть специальные люди, которые «тискают романы» – перекладывают сюжеты, в том числе из мировой литературы, на понятный аудитории язык. И никакой Маршалл Маклюэн не отменит того факта, что для разработки документальной истории требуется время и серьезный труд – травить байки внутри общей камеры бытия надо уметь.
Конечно, иногда кажется, что интернет-пользователи прекрасно развлекают себя сами – подписываясь в твиттере на чужую откровенность, человек выслушивает чужие исповеди. Или вот, например, прекрасный сайт, где авторы описывают свои жизненные неудачи, заканчивая каждое воззвание просьбой пристрелить их.
Читать!
А что мой друг N? Он рассудил, что исполнять свою музыку интереснее, чем слушать сирен и диджействовать, и возвращается к своему прежнему труду. Сладкоголосый остров скрылся.
Автор – обозреватель журнала Forbes, в 2010–2011 годах – старший редактор интернет-издания Slon.ru
КомментарииВсего:8
Комментарии
-
ОЛЕГ КАШИН объясняет, почему его знакомого журналиста К побили арматурой
-
2олег: что-то подсказывает мне, что такой текст пользовался бы успехом))
-
Юрий Сапрыкин пытается разобраться, почему его знакомого журналиста S обзывают сиреной
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3455775
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2345997
- 3. Норильск. Май 1273467
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 899140
- 5. ЖП и крепостное право 853028
- 6. Закоротило 824365
- 7. Не может прожить без ирисок 791868
- 8. Топ-5: фильмы для взрослых 766303
- 9. Коблы и малолетки 745101
- 10. Затворник. Но пятипалый 479080
- 11. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 409398
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 374770