Уже к весне 2011 года о том, что в России когда-то была общественно-политическая пресса, никто и не вспоминал.

Оцените материал

Просмотров: 24565

Медиа-2020: «Коммерсантъ» для президента

Олег Кашин · 27/12/2010
Невыхода «Новой газеты» никто не заметил, тем более это был даже не невыход, а что-то вроде того номера «Правды», который возили Ленину в Горки, чтобы старик думал, будто страна процветает

©  Тимофей Яржомбек

Медиа-2020: «Коммерсантъ» для президента
Все началось десять лет назад, когда владельцы телеканала «Дождь» купили у «Афиши» журнал «Большой город» и вернулись к практике бесплатного распространения этого журнала. Тогда же новые владельцы, желая понять, с какой аудиторией имеют дело, заказали одной крупной маркетинговой службе исследование, которое началось с тотального опроса всех, кто брал «Большой город» на стойках бесплатного распространения. Результаты опроса выглядели крайне забавно: из восьми с небольшим тысяч читателей примерно 7900 сами оказались либо журналистами, либо их ближайшими родственниками. Руководитель службы, готовившей опрос, имел связи в Администрации Президента – каждую субботу пил пиво с одним средней высокопоставленности чиновником. И во время очередной встречи, ни на что не намекая, просто, как анекдот, рассказал: представляешь, мол, «Большой город», оказывается, только журналисты и читают. Чиновник заинтересовался, попросил копию отчета об исследовании, и через несколько дней аналитическая записка под игривым названием «Им нравится БГ, а не наоборот» легла на стол первого заместителя главы президентской Администрации. Документ вернулся к автору с одобрительной резолюцией в тот же день.

Следующие несколько недель были посвящены переговорам – это была середина декабря, в центре Москвы футбольные болельщики дрались с ОМОНом и избивали кавказцев. При этом и сами фанаты, и омоновцы, и тем более кавказцы очень удивились бы, если бы им рассказали, что все это неожиданное обострение ситуации носит искусственный характер и своей единственной целью имеет создать нужный фон для переговоров между Кремлем и редакторами.

Каждый редактор слышал от переговорщиков примерно одно и то же: вы пишете для нескольких сотен своих знакомых и ни для кого больше, никакого экономического смысла в вашем существовании нет, но экономический смысл – Бог с ним, мы знаем, что бухгалтерские вопросы вас никогда не волновали, вы считали себя выше этого, поэтому забудем об экономике, но ведь и никакого другого смысла в вашем существовании тоже нет. Общество? Вам кажется, что вы служите ему? Не льстите себе, вон оно, общество, – на Манежной. И, кстати, никто, кроме нас, защитить вас от этого общества не сможет. Редакторы вздыхали и соглашались – ничего нового они не слышали, они и сами давно знали, что их издания читают только сами журналисты, что «простые люди» относятся к журналистам скептически и что, если завтра вдруг не выйдут все газеты и все журналы, никто, кроме нескольких сотен (ну хорошо – тысяч) жителей Москвы, этого не заметит.

И действительно, когда сделка была заключена, перемен не заметил вообще никто, хотя речь шла не только о печатной прессе, но и об интернете. Составили список сайтов, доступных только ограниченному количеству IP-адресов, и список самих IP-адресов те же несколько тысяч людей, обозначаемых теперь в документах как социальная группа «Журналисты».

Самим журналистам, рядовым сотрудникам редакций, кстати, никто ничего не объяснял, и они тоже не обратили внимания, да и на что было обращать внимание – ну вешаешь в ЖЖ ссылку на свою свежую колонку, ну получаешь три комментария от коллег («Гениально», «Говно» и «Каменты рулят»), и откуда ты узнаешь, что ссылка как раз и доступна только твоим коллегам, а у остальных браузер выдавал бы ошибку 404, если бы вдруг они решили сходить по твоей ссылке.

Потом, конечно, кто-то догадался, кто-то проболтался, кому-то рассказали какие-то доброжелатели, но никого это не взволновало и не шокировало. Потому что все и раньше знали, что журналисты нужны только самим журналистам, и только для того, чтобы было с кем сравнить себя. Поэтому никаких громких последствий, социальных или политических, сделка не имела.

В январе вышел Vogue с Алиной Кабаевой на обложке, и на этом фоне невыхода «Новой газеты» никто не заметил, тем более это был даже не невыход, а что-то вроде того номера «Правды» в единственном экземпляре, который возили Ленину в Горки, чтобы старик думал, будто страна процветает. Здесь экземпляров было чуть больше, но принцип был похож – бумажный «Коммерсантъ» лежал только в редакции на Врубеля, «Ведомости» – только в офисе на Полковой, а «Большой город» – только на тех бесплатных стойках в «Маяке» и «Жан-Жаке», с которых все началось. Какие-то романтики (стоит, в частности, назвать Андрея Лошака и Алексея Навального – последнему тоже удалось записаться в социальную группу «Журналисты», что дало злым языкам повод считать, что за Навальным все-таки кто-то стоит) полагали, что последние события вызовут бурный рост гражданской журналистики, в том числе в микроблогах. Но и эти надежды не оправдались – принцип «журналисты интересны только журналистам» работал и здесь. А после скандальной «монетизации Твиттера», устроенной медиаагентством «Легенда», вести микроблог и среди журналистов стало дурным тоном, и социальная группа практически в полном составе сосредоточилась в закрытом для посторонних Фейсбуке.

Уже к весне 2011 года о том, что в России когда-то была общественно-политическая пресса, никто и не вспоминал – даже газетные киоски, если к ним не приглядываться, выглядели по-прежнему за счет глянцев и «Вестника ЗОЖ».

И в общем, именно поэтому мы не можем точно описать, что происходило с Россией в 2020 году, кроме того, что ее президентом по-прежнему был Владимир Путин. Ему, кстати, тоже доставляли специальный экземпляр бумажного «Коммерсанта»: национальный лидер постарел, но от привычки читать Колесникова так и не избавился.

КомментарииВсего:11

  • filologinoff· 2010-12-27 16:56:03
    последняя фраза убила)))
  • Vipera· 2010-12-27 17:43:02
    Смешно и страшно!
  • lesgustoy· 2010-12-27 17:51:32
    ну читал бы путин кашина
    а не колесникова

    какая разница
  • aopolevoy· 2010-12-27 17:52:10
    Нужно поставить стойку с БГ при входе в метро!!!
  • plunb-na-sobaky· 2010-12-27 22:51:20
    как хорошо, что Вас все-таки не убили.
  • drugoon· 2010-12-28 06:53:15
    Вау!
  • litanaar· 2010-12-28 15:56:46
    жестко как
  • sukharyev· 2010-12-30 00:16:43
    Как и заведено - в каждой шутке, разумеется, прослеживается некая доля шутки...
    А индивидуальная редакция сайта в зависимости от IP-адреса, клонирование пользовательских аккаунтов в сервере соцсети по принципу "самообучающейся" программы - эт не новости. Рассвет технологий...
  • sukharyev· 2010-12-30 00:37:34
    Ой... Я сразу и не узнал, что творение народной легенды г-на Кашина читаю. Что-то поменялось - тон стал сдержаннее, уважительнее. Почерк - ровнее... ;-)
  • Bykov· 2010-12-30 11:23:33
    Просто люди перестали верить! Почему стали популярны блоги, форумы? Да потому что они могут там выкладывать то что они сами видят, то что, по их мнению, на самом деле происходит. Дайте колонку жителей, дайте возможность высказаться! Уже давно пора организовывать встречи для коллективного решения проблем! Просто митинги - это шум и крик, хотя это действует.Конечно у нас и есть такие институты - это политические партии. Но там нет объективной оценки. В них думают партийной программой. Запланировано 10 митингов - нашли повод, нужно кого-нибудь, выставить не в том свете - пожалуйста. Цель - идти к власти, а не решать проблемы! А при решении проблемы цель только одна - выход из неё! Самое грустное то, что это совершенно ни кому не нужно, да и в этом ещё могут усмотреть какой-нибудь экстремизм.Если я ошибаюсь - поправьте, может не всё так плохо или я чего-то не понимаю!
  • Roman Romashkin· 2012-06-25 22:48:55
    с вашей конспирологией только на пятый раз удалось зарегиться ,чтобы это написать.А вообще так и есть,только все гораздо в стиле детей Когановича в стране нежели описал автор
Все новости ›