Оцените материал

Просмотров: 33873

Сурковская сеть

Олег Кашин · 12/02/2009
Страницы:
Новые времена

Сейчас события осени 2007 года, когда официальная риторика практически полностью состояла из гимнов в адрес «национального лидера» Владимира Путина и проклятий в адрес «врагов России», выглядят страницами какой-то позавчерашней истории — всё уже совсем не так, как полтора года назад. Алексей Чеснаков уступил свое место на Старой площади более умеренному Константину Костину и вернулся в свой политологический центр, арендующий ныне офис на том же заводе «Союз», что и структуры Константина Рыкова. Сам Рыков заседает уже в Госдуме, а в его маленькой медиаимперии главная жемчужина — уже не «Взгляд», а интернет-телеканал Russia.ru, руководитель которого Алексей Жарич называет «Рашу» «чисто коммерческим проектом». И может быть, даже не лукавит: сюжеты, посвященные «Единой России» и прочим «Нашим» в эфире «Раши», теряются среди аполитичного трэша вроде скандального сериала «Журфак» или приключений девушек Мари и Валери.

Отдел культуры старого «Взгляда» летом 2008 года в полном составе переместился по новому адресу chaskor.ru. Об интернет-газете «Частный корреспондент» тоже ходят слухи, что за ней стоят какие-то структуры, аффилированные с Администрацией Президента. Но доказательств этому нет, а главный редактор издания Иван Засурский (на самом сайте, впрочем, никакой информации ни о главном редакторе, ни о составе редакции нет) отвечает на вопрос об этих слухах вопросом: «А вы читали наш сайт?» По словам Засурского, «Часкор» — «это актуальный интеллектуальный веб-сайт, публикующий статьи о самых важных событиях в стране и за рубежом. Издания такого формата в нашем интернете найти трудно». Как и создатели «Взгляда» в первые годы его существования, главный редактор «Часкора» считает конкурентами своего сайта бумажные издания: «Мы ориентируемся на читателей еженедельных журналов. При такой же глубине, как у них, наше конкурентное преимущество — оперативность и скорость».

В истории «Часкора», впрочем, уже был случай, когда читатели могли усомниться в неангажированности проекта. Когда 12 декабря прошлого года активист молодежного движения «Мы» Роман Доброхотов, сотрудничавший с сайтом в качестве автора, накричал на президента Медведева во время выступления последнего на собрании в Кремле, «Часкор» сразу же прекратил сотрудничество с Доброхотовым, а его тексты были удалены с сайта. «Он не очень плохой автор, но у него очень сложный характер, — объясняет Засурский причины расставания с Доброхотовым и добавляет: — Если бы мы хотели участвовать в оппозиционной политике, мы бы в ней участвовали».

Мониторинг сред

А Центр политической конъюнктуры России теперь — не придворный аналитический центр, а всего лишь один из (наряду со структурами Рыкова) кремлевских «контент-провайдеров». Самый громкий проект чеснаковского центра — телешоу Сергея Минаева «Честный понедельник», выходящее с этого года на телеканале НТВ. В интернете же ЦПКР смотрится достаточно бледно — единственный его проект «Актуальные комментарии» интересен, кажется, только тем, кто для него пишет.

«Актуальные комментарии» — это один из трех «кремлевских» сайтов нового поколения, «эпохи Медведева». ФЭП Глеба Павловского и близкая к Константину Костину «Правда.ру» Вадима Горшенина практически одновременно осенью 2008 года запустили схожие проекты, руководители которых описывают их цели практически одинаковыми словами. «Мы призваны осуществлять мониторинг в социальных средах и социальных сетях — реальных, а не интернетовских, — того, что является для этих сред актуальным, и выставлять результаты в публичное поле», — объясняет задачи фэповского сайта «Либерти.ру» заместитель его главного редактора Вячеслав Данилов. «Мы хотели собрать на одной площадке самые интересные и обсуждаемые политические новости — дайджест того, что обсуждается в СМИ и в сети», — а это уже писательница Марина Юденич, ответственная за креативную часть проекта «Политонлайн», объясняет его миссию. Глава холдинга «Правда.ру», которому принадлежит «Политонлайн», Вадим Горшенин считает, что «до сих пор в политинтернете не было проектов, которые могли бы быть входной точкой для разных людей, которые, например, интересуются тем, что происходит в блогах, но сами в блоги не полезут».

Забавно, но еще два года назад такие люди (по крайней мере, те из них, кто работал в Администрации Президента) пользовались не общедоступным сайтом, а услугами своих подчиненных, получавших зарплату за мониторинг блогосферы. Один из таких специалистов по мониторингу — Максим Жаров, работавший до прошлого года на тогдашнего заместителя начальника Управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Администрации Президента и куратора прокремлевских молодежных движений Никиту Иванова. Теперь он на «Политонлайне», и его «блог-экспертизы», полностью идентичные тем мониторинговым запискам, которые Жаров посылал Иванову, публикуются на страницах этого интернет-ресурса. Марина Юденич (о прежней работе сотрудника ей, по ее словам, ничего не известно: «Все мы где-то когда-то работали») не считает такую смену аудитории понижением для Жарова. «Любое публичное творчество после непубличного, — говорит она, — это всегда повышение, хотя аппаратчики так не считают». На фоне «Либерти» * и тем более «Актуальных комментариев» «Политонлайн» выглядит наиболее скандальным — не столько из-за содержания самого сайта, сколько благодаря активности его сотрудников в Живом Журнале. Уже упомянутый Максим Жаров, а также Олег Володин и особенно знаменитый Тимофей-tarlith-Шевяков ведут себя в блогах совсем не так, как подобает респектабельным политологам. Даже Виталий Иванов на их фоне — образец рассудительности и высокой культуры. Принято считать даже, что свою зарплату «политонлайновцы» получают именно за блоги в ЖЖ, а не за сайт, тем более что осенью в издательстве «Европа» вышла брошюра Жарова и Шевякова с инструкциями для блогеров, желающих эффективно бороться в ЖЖ с «врагами России».

Вадим Горшенин эти слухи энергично опровергает: «Я не говорю своим сотрудникам, как им вести себя у себя в семье. Почему же я должен говорить им, как вести себя в ЖЖ? Это их личные дневники, каждый из них — опытный блогер. И это логично, ведь если бы мы приглашали на работу журналистов, которые не знают блогосферы, они бы не смогли работать в этом проекте. А работа в блогах — этим Госдеп занимается, мы — нет».

Цветущая сложность

Для Вадима Горшенина «Политонлайн» — не флагманский проект. С 1999 года он и его команда делают интернет-издание «Правда.ру», образовавшееся из одного из осколков «той самой» «Правды» — и сам Горшенин, и некоторые его подчиненные успели поработать в знаменитой газете ЦК КПСС. Широкой аудитории горшенинский холдинг известен также проектами «Йоки.ру» — интернет-таблоидом, посвященным молодежной политике (репортаж «Йоков» о дне рождения Марии Гайдар в 2007 году даже стал темой для одного из сюжетов Аркадия Мамонтова на канале «Россия»), а также сайтом «Электорат.инфо», самым радикальным образом боровшимся с оппонентами «Единой России» на выборах в Мосгордуму в конце 2005 года.

И мало кто помнит уже, что нынешняя цветущая сложность началась десять лет назад, когда практически весь политический Рунет контролировался Фондом эффективной политики Глеба Павловского. Сегодня ФЭП даже не лидер на этом рынке, и расхожей стала поговорка «Вместо Павловского теперь Рыков». Генеральный директор «Апостол медиа груп» Василий Бровко, выстраивающий свою аполитичную медиаимперию по рыковскому образцу (он и сам когда-то работал у Рыкова), считает Рыкова наиболее выдающимся медиадеятелем из этого ряда. «Костя дико талантливый человек, — говорит Бровко. — Если бы не кризис, “Раша.ру” зарабатывала бы уже сегодня».

По оценкам Бровко, ежемесячные расходы на «Рашу» не превышают четырех миллионов рублей — «При работающем рекламном рынке и при хорошей службе продаж, а у Кости она хорошая, все уже бы окупилось, был бы такой YouTube собственного производства». Оборот рыковского холдинга NewMediaStars Василий Бровко оценивает в 10—20 млн долларов, «смотря как считать». Впрочем, «кремлевский» — или «сурковский» — политический интернет не та сфера, о которой уместно говорить бизнес-языком. Пропагандистское воздействие на аудиторию деньгами не измеряется.



* Вячеслав Данилов даже обижается, когда его проект сравнивают с «Политонлайном»: «У нас в отличие от них объект исследования — общество, а у них — экран, отражение. К тому же они жестко заточены под пропаганду и контрпропаганду, а у нас — больший акцент на информационно-аналитическую составляющую».
Страницы:
Все новости ›