Человек и живет между усталостью от состояния онлайн, желанием уйти в офлайн и постоянным желанием знать, что происходит в мире.

Оцените материал

Просмотров: 27843

Медиааскетизм, или Надо ли удалять фейсбук на Великий пост

Дмитрий Соловьев · 15/06/2012
 

«Я хочу выключить все»

Медиааскетизм — это не только российское явление, это общемировой тренд. Офлайн стал новой ценностью. У человека появилось новое желание — перейти в состояние off, перестать быть доступным по всем каналам связи, отключиться, побыть наедине с собой. Слоган «Off is a new emotion» (офлайн — это новая ценность) впервые озвучил Саймон Уотерфолл — креативный директор, основатель агентств Poke и Fray, президент D&AD в 2007—2008 годах. В 2011 году Саймон читал на Стрелке лекцию «Будущее-2», в которой перечислил десять свойств будущего. Десятым трендом шло желание перейти хотя бы на некоторое время в состояние off. В заключительной части выступления Саймон задает вопрос:

— Сможем ли мы спроектировать новую эмоцию будущего? Какая будет новая ценность? Все соединено, все включено, все очень быстро. Все это мне не нужно. Я хочу выключить свой телефон, свой foursquare, свой твиттер. Я хочу выключить все. Offisanewemotion

Но, думаю, российские люди находятся в привилегированном положении по отношению к другим странам. Социальными сетями пользуется 99,7% среднесуточной аудитории рунета, или 30,9 млн человек, по данным Comscore. В среднем российский пользователь проводит в соцсети 12,8 часа в месяц. Это самый высокий показатель в мире. В среднем в мире пользователь проводит в соцсетях около 5,9 часа.

Вторая страна по продолжительности сессии после России — Израиль, но с ним другая история. Потом идут Аргентина, Филиппины, Турция, Венесуэла и Колумбия. В среднем их показатель — это от 8,5 до 7 часов ежемесячно.

Думаю, эти показатели связаны с качеством и уровнем жизни пользователей. Согласитесь, если вы можете делать реальные дела в социальном мире, получать образование, создавать бизнес, нормально отдыхать, то вы не будете перемещать свои потребности в сеть. Но если в обществе застой, то простой выход — не тратить энергию на реальные изменения, а уйти с головой в социальные сети и жить там — вместо реальных свершений заниматься развитием своего профиля и наблюдением за жизнью других. Из-за политической и экономической ситуации в стране российские пользователи находятся в зоне риска интернет-зависимости.

Конечно, в качестве наблюдения не стоит брать Москву. В Москве и некоторых мегаполисах исключительная ситуация — это город больших возможностей, и тут интернет — это обязательный атрибут любого человека. Но Россия не ограничивается Москвой.


Боязнь остаться в стороне

Усталость от медиа — это мировая тенденция, и она сильно влияет на человека. Но это еще не все. С другой стороны, есть иная тенденция. С развитием мгновенных средств передачи информации и сообщений человек вышел из ограниченных рамок специализации, которую предложило ему индустриальное общество. Людям стало интересно, что происходит в мире, весь мир стал «большой деревней», и мы — ее жители. Все больше людей интересуют не только их семья и работа, но и то, что происходит в мире, то, зачем они желают эту работу, куда движется история. Человек снова стал гражданином мира, ему важно все, что происходит вокруг него.

В английском языке даже есть такое слово — «ФОМО». На втором месте по итогам ежегодного голосования «Слово года» Американского лингвистического общества в 2011 году стал современный акроним со старым значением: FOMOfear of missing out — боязнь остаться в стороне.

Фейсбук, твиттер и новостные ленты постоянно рассказывают о том, чем интересуются и что делают другие люди. Люди невольно сравнивают свою жизнь с жизнью своих друзей, знакомых, известных личностей, тогда как в докомпьютерную эпоху все находились в счастливом неведении относительно того, чем занято остальное человечество. Рост популярности таких профессий, как дизайнер, журналист, рекламист, исследователь и появление новых — блоггер, SMM-менеджер, трендхантер — подтверждают эту тенденцию и в профессиональном плане. И если раньше те люди, у которых появлялась эта потребность, реализовывали ее в вертикальном карьерном росте, то сейчас число людей, желающих понимать, что происходит вокруг, увеличилось, и многим из них достаточно горизонтального роста в профессии. Люди почувствовали вкус свежего воздуха новостей со всего мира, и больше они от него не откажутся. Игнорировать это явление было бы неправильным.

Если работник часто сидит в социальных сетях, это еще не значит, что он не хочет работать — это может означать, что человеку тесно в привычных рамках, ему интересен весь процесс со стороны, вся сложная система. И, думаю, не надо говорить, как опытный руководитель может воспользоваться этим знанием.

Человек и живет между усталостью от состояния онлайн, желанием уйти в офлайн и постоянным желанием знать, что происходит в мире. Медиааскетизм призван научить человека разумно лавировать между двумя этими потребностями.


Как этому учиться

Нужно стараться внести немного осознанности в интернет и в нашу жизнь. Читать соответствующую литературу, наблюдать за собой, иногда задавать вопросы — зачем я постоянно захожу на эту страницу, почему поставил лайк, зачем перепощиваю эту информацию, что значит состояние онлайн, почему человек может не отвечать на мое сообщение?

Это целая наука. Но в России выходит поразительно мало публикаций по этой теме. В России сложилась довольно странная история с коммуникативистикой, которая как раз и занимается взаимодействием человека и медиа. Она всегда была довольно сложной наукой для изучения, потому что, в отличие от физики, например, или анатомии, она изучает не материальные объекты, а то, что между ними — отношения, внимание, мотивы потребления и создания информации. Это бывает сложно изучить, потому что эти процессы не всегда видны, они скрыты в самом человеке и обществе, присутствуют незримо. И при этом все это очень живое и влияет на развитие истории. У гуру коммуникативистики Маршалла Маклюэна в книге «Понимание медиа» приведена целая теория того, как развивалось общество под влиянием развития средств коммуникации.


Интернет сделал видимыми невидимые процессы в сознании

Интернет создал новую среду, в которой людям стали видны процессы, которые были скрыты. Ведь, по сути, что такое интернет? Это среда, в которой становятся видимыми мысли, отношения и подсознательные реакции людей — это летопись их реакций. В голове человек думает, и это остается только у него, а в интернете, когда он думает — он постит, лайкает, ходит по страницам, добавляет в друзья, перепощивает — все это открыло новые возможности для изучения человека, и нужно этим пользоваться.

Произошла интересная история — в России нет серьезной школы коммуникативистики и качественных исследований интернета. Большинству компаний интересны прямые финансовые отдачи от интернета — реклама и доходы. Ну да, в социальных сетях идет какая-то движуха. А как на этом деньги заработать? Всем нужны готовые рецепты и кейсы, и мало кто задумывается о фундаментальных законах, которые лежат в основе поведения пользователей в новой среде жизни — интернете и социальных сетях, как они соотносят физический мир и мир виртуальный. А ведь если бы была теория, объясняющая это, можно было бы легче прогнозировать развитие сервисов, рекламных кампаний, стартапов, да и пользователям в личной жизни было бы проще понимать свое или чужое поведение.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • Alexandr Butskikh· 2012-06-15 19:32:26
    " Олег считал, что появляются психологические структуры в самом человеке и всем человечестве, которых раньше не было, и это явление — травматический опыт для всего человечества и каждого человека в целом".
    Очень хочу узнать, что же это за такие "психологические структуры" в "самом человеке и всем человечестве". Особенно интересны "новые структуры".
    И почему появление этих неведомых структур стало "травматическим опытом"?
  • Alexandr Butskikh· 2012-06-15 19:37:03
    К вопросам хотелось бы сделать краткое замечание.
    По моим наблюдениям, человек, употребляющий слово "осознание" в любых формах, либо глуп, либо наивен. А чаще - то и другое вместе.
    И всегда этот человек не знает значения этого слова. Потому что, если бы он это значение знал, то не стал употреблять его по любому поводу.
    А уж, тем более, по отношению к таким персонажам, как пользователи социальных сетей.
  • Андрей Дьяконов· 2012-06-16 00:25:11
    Рашкофф об этом целую книжку написал. Называется Program or Be Programmed: Ten Commands for a Digital Age. И наверное не один он
  • Ivan Theremin· 2012-06-18 14:53:07
    Слоган в конце нормальный.
    Но вот это: "Если все станут дауншифтерами, что мы будем производить? И вообще — что будет с миром? Конечно, это не выход" как минимум вызывает подозрение и наводит на мысль о недодуманности высказывания. А что будет с миром?! Да ничего особенного с ним не будет!
  • Ivan Theremin· 2012-06-18 15:00:50
    P.S. С человечеством уже давно стало. Следующий этап "биокибернетизация для всех". А мыслительный процесс о том, как новые медиа повлияли на коллективное бессознательное и на индивида в частности, носит характер, к сожалению, не опережающий (предупреждающий), а догоняющий. И поэтому не имеет особой ценности.
  • Олег Татков· 2012-06-18 17:18:32
    В общем ничего принципиально нового - при перенасыщении сенсоров (а информация тоже поглощается сенсорами) происходит либо осознанное отключение канала потребления, либо неосознаваемый сдвиг по фазе (Интернет- зависимость). Не стоит из Интрнета создавать себе кумира....
Все новости ›