Человек и живет между усталостью от состояния онлайн, желанием уйти в офлайн и постоянным желанием знать, что происходит в мире.
Просмотров: 27856
Медиааскетизм, или Надо ли удалять фейсбук на Великий пост
Страницы:
«Я хочу выключить все»
Медиааскетизм — это не только российское явление, это общемировой тренд. Офлайн стал новой ценностью. У человека появилось новое желание — перейти в состояние off,
Читать!
— Сможем ли мы спроектировать новую эмоцию будущего? Какая будет новая ценность? Все соединено, все включено, все очень быстро. Все это мне не нужно. Я хочу выключить свой телефон, свой foursquare, свой твиттер. Я хочу выключить все. Offisanewemotion.
Но, думаю, российские люди находятся в привилегированном положении по отношению к другим странам. Социальными сетями пользуется 99,7% среднесуточной аудитории рунета, или 30,9 млн человек, по данным Comscore. В среднем российский пользователь проводит в соцсети 12,8 часа в месяц. Это самый высокий показатель в мире. В среднем в мире пользователь проводит в соцсетях около 5,9 часа.
Вторая страна по продолжительности сессии после России — Израиль, но с ним другая история. Потом идут Аргентина, Филиппины, Турция, Венесуэла и Колумбия. В среднем их показатель — это от 8,5 до 7 часов ежемесячно.
Думаю, эти показатели связаны с качеством и уровнем жизни пользователей. Согласитесь, если вы можете делать реальные дела в социальном мире, получать образование, создавать бизнес, нормально отдыхать, то вы не будете перемещать свои потребности в сеть. Но если в обществе застой, то простой выход — не тратить энергию на реальные изменения, а уйти с головой в социальные сети и жить там — вместо реальных свершений заниматься развитием своего профиля и наблюдением за жизнью других. Из-за политической и экономической ситуации в стране российские пользователи находятся в зоне риска интернет-зависимости.
Конечно, в качестве наблюдения не стоит брать Москву. В Москве и некоторых мегаполисах исключительная ситуация — это город больших возможностей, и тут интернет — это обязательный атрибут любого человека. Но Россия не ограничивается Москвой.
Боязнь остаться в стороне
Усталость от медиа — это мировая тенденция, и она сильно влияет на человека. Но это еще не все. С другой стороны, есть иная тенденция. С развитием мгновенных средств передачи информации и сообщений человек вышел из ограниченных рамок специализации, которую предложило ему индустриальное общество. Людям стало интересно, что происходит в мире, весь мир стал «большой деревней», и мы — ее жители. Все больше людей интересуют не только их семья и работа, но и то, что происходит в мире, то, зачем они желают эту работу, куда движется история. Человек снова стал гражданином мира, ему важно все, что происходит вокруг него.
В английском языке даже есть такое слово — «ФОМО». На втором месте по итогам ежегодного голосования «Слово года» Американского лингвистического общества в 2011 году стал современный акроним со старым значением: FOMO — fear of missing out — боязнь остаться в стороне.
Фейсбук, твиттер и новостные ленты постоянно рассказывают о том, чем интересуются и что делают другие люди. Люди невольно сравнивают свою жизнь с жизнью своих друзей, знакомых, известных личностей, тогда как в докомпьютерную эпоху все находились в счастливом неведении относительно того, чем занято остальное человечество. Рост популярности таких профессий, как дизайнер, журналист, рекламист, исследователь и появление новых — блоггер, SMM-менеджер, трендхантер — подтверждают эту тенденцию и в профессиональном плане. И если раньше те люди, у которых появлялась эта потребность, реализовывали ее в вертикальном карьерном росте, то сейчас число людей, желающих понимать, что происходит вокруг, увеличилось, и многим из них достаточно горизонтального роста в профессии. Люди почувствовали вкус свежего воздуха новостей со всего мира, и больше они от него не откажутся. Игнорировать это явление было бы неправильным.
Если работник часто сидит в социальных сетях, это еще не значит, что он не хочет работать — это может означать, что человеку тесно в привычных рамках, ему интересен весь процесс со стороны, вся сложная система. И, думаю, не надо говорить, как опытный руководитель может воспользоваться этим знанием.
Человек и живет между усталостью от состояния онлайн, желанием уйти в офлайн и постоянным желанием знать, что происходит в мире. Медиааскетизм призван научить человека разумно лавировать между двумя этими потребностями.
Как этому учиться
Нужно стараться внести немного осознанности в интернет и в нашу жизнь. Читать соответствующую литературу, наблюдать за собой, иногда задавать вопросы — зачем я постоянно захожу на эту страницу, почему поставил лайк, зачем перепощиваю эту информацию, что значит состояние онлайн, почему человек может не отвечать на мое сообщение?
Это целая наука. Но в России выходит поразительно мало публикаций по этой теме. В России сложилась довольно странная история с коммуникативистикой, которая как раз и занимается взаимодействием человека и медиа. Она всегда была довольно сложной наукой для изучения, потому что, в отличие от физики, например, или анатомии, она изучает не материальные объекты, а то, что между ними — отношения, внимание, мотивы потребления и создания информации. Это бывает сложно изучить, потому что эти процессы не всегда видны, они скрыты в самом человеке и обществе, присутствуют незримо. И при этом все это очень живое и влияет на развитие истории. У гуру коммуникативистики Маршалла Маклюэна в книге «Понимание медиа» приведена целая теория того, как развивалось общество под влиянием развития средств коммуникации.
Интернет сделал видимыми невидимые процессы в сознании
Интернет создал новую среду, в которой людям стали видны процессы, которые были скрыты. Ведь, по сути, что такое интернет? Это среда, в которой становятся видимыми мысли, отношения и подсознательные реакции людей — это летопись их реакций. В голове человек думает, и это остается только у него, а в интернете, когда он думает — он постит, лайкает, ходит по страницам, добавляет в друзья, перепощивает — все это открыло новые возможности для изучения человека, и нужно этим пользоваться.
Произошла интересная история — в России нет серьезной школы коммуникативистики и качественных исследований интернета. Большинству компаний интересны прямые финансовые
Читать!
Страницы:
КомментарииВсего:6
Комментарии
Читать все комментарии ›
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3451755
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2343380
- 3. Норильск. Май 1268629
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897688
- 5. Закоротило 822140
- 6. Не может прожить без ирисок 782374
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 759006
- 8. Коблы и малолетки 740922
- 9. Затворник. Но пятипалый 471341
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 403129
- 11. ЖП и крепостное право 389523
- 12. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370514
Очень хочу узнать, что же это за такие "психологические структуры" в "самом человеке и всем человечестве". Особенно интересны "новые структуры".
И почему появление этих неведомых структур стало "травматическим опытом"?
По моим наблюдениям, человек, употребляющий слово "осознание" в любых формах, либо глуп, либо наивен. А чаще - то и другое вместе.
И всегда этот человек не знает значения этого слова. Потому что, если бы он это значение знал, то не стал употреблять его по любому поводу.
А уж, тем более, по отношению к таким персонажам, как пользователи социальных сетей.