Мы больше не ищем новости в интернете. Серфинг отменяется. Теперь не ты серфишь по интернету, а интернет серфит по тебе.
Страницы:
Спасибо за анонсы
Статья главного редактора «Ленты.ру» Галины Тимченко «Мы не знаем своих читателей и не дорожим ими» вызвала бурную дискуссию в медиасообществе. Апологеты новых медиа, пожалуй,
Читать!
Тем для спора в статье затронуто много, но остановимся на главной — на предпочтениях потребителя. Что, собственно, нужно читателю? Это очень правильный подход: оценивать изменения в медиа с точки зрения читательских потребностей, а не заочного спора о качестве (в котором, вообще-то, позиции старой журналистики неочевидны — мягко говоря).
Больше всего меня привлек тезис Галины Тимченко о взаимодействии СМИ с социальными сетями.
«Все издания обзавелись кнопками и страницами в соцсетях, почти все стали бездумно наращивать численность этих групп, ретранслировать свои тексты во френдленты и бодро докладывать об успехах. Между тем успехи эти пока более чем сомнительны. Группы «Вконтакте», страницы в Facebook и Twitter, созданные крупнейшими новостными агентствами и СМИ (РИА Новости и Vesti.ru), действительно насчитывают от 200 до 300 тысяч пользователей.
Однако если посмотреть на количество переходов, лайков, шеров и ретвитов, то выяснится, что эти цифры на самом деле ничтожно малы. Это означает всего лишь, что читатель в лучшем случае пробегает глазами по заголовкам в своей френдленте, никак не выделяя эти сообщения среди сотен других».
Плохая статистика переходов на сайт СМИ из Фейсбука — о чем она говорит? Действительно ли об утомлении потоком ленты? Или пользователю достаточно именно пробегать глазами по заголовкам?
Можно решить, например, что если соцсети не обеспечивают издания трафиком, то тогда, действительно, не стоит возиться с анонсированием в соцсетях. Но кажется, это взгляд со стороны СМИ, а не со стороны читателя.
Со стороны читателя дело может выглядеть так: а зачем читателю заходить на сайт СМИ, если из анонса все понятно?
Еще вчера шок у издателей вызывала информация, что читатели все меньше заходят на главную страницу сайта. А если «благодаря» анонсам читатели и на внутренние страницы заходить не будут?
Это ведь уже тенденция: лента Фейсбука или другого соцмедиа агрегирует все значимые для моего круга анонсы, а анонсы составлены редакциями нарочно так хорошо, что читать оригинал статьи не надо — зачем время терять.
Мы больше не ищем новости в интернете. Серфинг отменяется. Теперь не ты серфишь по интернету, а интернет серфит по тебе. И это только начало. Дальше возможности агрегации и упаковки будут улучшаться. Экосистемы будущих соцмедиа будут предлагать нам готовые сюжеты, собранные из разных интересующих нас источников и сжатые, опять же, до уровня вывода-анонса.
В этом смысле попытки некоторых соцсетей (совсем уж убийственные для СМИ) заливать в свою экосистему полнотексты статей могут оказаться даже избыточными. Да зачем эти длинные тексты нужны? Конечно, всегда будет какое-то количество любопытных. Но на больших статистических массивах для формирования повестки дня оказывается достаточно кратких крикливых анонсов. Массовое прочтение смещается от статьи к анонсу, так удобнее. Возможно, для авторов еще останется место, но для индустрии — уже маловато.
Квант контента
В медийном анонсе для соцсетей воплощается идея Демьяна Кудрявцева о кванте контента — минимальной единице информации, достаточной для потребителя. Анонсы СМИ в соцсетях и становятся таким квантом.
СМИ всегда сжимали большую картину мира до состояния маленькой повестки дня, и это было их основным продуктом. Пойдя в интернет и соцмедиа, СМИ осуществляют еще одну компрессию — сжимают теперь уже собственные статьи до состояния кванта-анонса. Проблема в том, что они не могут это делать плохо. А чем лучше анонс — тем меньше потребность читать исходный материал.
Я думаю, этот замкнутый круг не разорвать. Дозировать кванты-анонсы так, чтобы там была лишь часть интересной информации, невозможно. Это не только противоречит духу журналистики (с этим бы профессионалы еще справились, как показывает пример Associated Press), но и ведет к поражению в борьбе за внимание читателей. Так что возгонка качества анонсов неизбежна.
Вполне может так оказаться, что выветривание контента в анонсы — трагическая, но неотвратимая судьба старых СМИ. Поэтому залог выживания медиабизнеса в его старой ипостаси — трепетная охрана своего walled garden по всему периметру, что и выявил случай с Associated Press. Охрана любыми путями, хотя бы нарочитым укреплением заборов.
А анонсы в соцсетях — это дыры в заборе, через которые ленивый читатель может получать самые вкусные яблоки, вообще не заходя в сад. Ведь все делается для удобства читателя, не так ли?
От отрицания к принятию
Если все же попытаться закрыться от соцсетей — каковы перспективы изоляционизма? Допустим, старые медиа объявят бойкот новым медиа и прекратят кормить проклятых расхитителей эксклюзивной собственности первоклассными анонсами.
Бойкот со стороны одного СМИ не имеет смысла — другие-то все равно будут сообщать. Тут нужен трастовый сговор.
Старым СМИ придется договориться и не поставлять анонсы в интернет. Более того, они должны запретить своим журналистам заводить аккаунты в соцсетях. Но и этого мало: они должны лишить самих читателей возможности распространять заголовки. Придется вернуть читателя на 15 лет назад, когда ссылка была гиперлинком-абракадаброй.
Предположим, такой сговор медийных луддитов возможен. Пострадает ли новая среда, совсем лишившись «профессионального» журналистского контента? Боюсь, ответ старым СМИ не понравится.
Так что изоляционизм бесперспективен исторически и невозможен технологически. Все-таки журналистике придется информировать общество, как она и обещала, размещая насыщенные контентом анонсы в удобных для читателя местах.
Но тогда возникает вопрос — а кто и как будет оплачивать сырье для анонсов? То есть саму работу профессиональных СМИ?
А никто и никак. (Кроме спонсоров, которые соберут под свое крыло остатки старой трансляционной журналистики.) Новая среда с удовольствием принимает анонсы СМИ, но это неплатежеспособный
Читать!
Оградительные стратегии тупиковы, потому что они призваны собирать и охранять контент для бизнеса, а не для потребителя, как бы ни прокламировалось что-то другое. Потребителю же никакого дела до интересов медиабизнеса нет, а информацию он все равно получит — пусть только попробует не получить.
Вот когда журналистика преодолеет стереотипы патернализма и трансляции и начнет предлагать сервисы вовлечения, тогда, возможно, она сможет встроиться в новую среду. Примеров уже много.
Страницы:
Ссылки
КомментарииВсего:5
Комментарии
- 06.07Создатели OPENSPACE.RU переходят на домен COLTA.RU
- 30.06От редакции OPENSPACE.RU
- 29.06«Света из Иванова» будет вести ток-шоу на НТВ?
- 29.06Rutube собирает ролики по соцсетям
- 29.06Число пользователей сервисов Google растет
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3444068
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2340528
- 3. Норильск. Май 1268319
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897632
- 5. Закоротило 822043
- 6. Не может прожить без ирисок 781774
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 758276
- 8. Коблы и малолетки 740721
- 9. Затворник. Но пятипалый 470812
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402835
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370305
- 12. Винтаж на Болотной 343177
Журналист будет вынужден говорить не только об информационном поводе, но и об ангажементе и многих других вещах простым слогом?
Что может стать пространством встречи внутреннего и внешнего круга потенциальных читателей?
И вправду интересно.
Тип1 - лично необходимая инфа: новости по профессии, по ближайшему окружению реципиента, касающиеся его объявления, полезные практические советы и проч. Ясно, что здесь требуется прежде всего качество и подробность, а потому обойтись анонсом не удастся в принципе. Это good news для традиционных СМИ.
Bad news заключаются в том, что Тип1 - небольшая часть потребляемой инфы. Есть еще Тип2 - информация, потребление которой носит экзистенциальный характер. Декартовское "мыслю - следовательно, существую" следует исправить на "потребляю - следовательно, существую" (собственно, мышление тоже представляет собой вид потребления - информации). Потребление - это форма активного участия личности в жизни, а что есть экзистенция как не участие?
При этом именно потребление информации обеспечивает личности наиболее полное переживание эффекта участия. Еще лет 30 назад эту услугу почти полностью предоставляли традиционные СМИ. Теперь они потеряли эту свою функцию, причем, безвозвратно. Социальные сети и блоги исполняют ту же роль куда удачнее и полнее (связь перестала быть односторонней, то есть эффект участия стал осязаемым, реальным). В Типе2 качество, подробность и точность информации отнюдь не являются первостепенными критериями - тут важны именно коммуникационные параметры (интонация, игра слов, эмоциональная окраска). То есть именно то, от чего традиционные СМИ шарахаются, как черт от ладана (и правильно делают, ибо Типу1 подобные параметры вредны). Ясно также, что удачные поставщики контента Типа2 (блоггеры) напрочь теряются, переходя в область СМИ, где действуют законы Типа1.
Вот и вся недолга.
Мостики, которые смогут соединить аудиторию, конечно же, существуют. Помню, что делал Лошак в "Профессии репортер". Он просто рисовал образы знакомыми красками, делал повествование как простым, так и слоистым (для разной степени понимания).
Но видимо журналисты знаковых российских интернет-сми не часто хотят в народ. Оупэнспейс устраивает экстремальные туры с отдельными персонажами, но это, да уж простят меня авторы, на общем фоне выглядит как очередная вылазка Беара Гриллса на утеху жующим чипсы перед телевизором зрителям. Я вижу под каждым материалом герб галереи с надписью "для интеллигенции" и создается впечатление, что читая материалы я просто перелистываю эстампы. Дело в интонации, в подаче, в отношении.
Как с этим бороться? У меня нет четкого представления. Люмпенизация - не выход. Но диалог с "простым человеком" (сами два слова уже намекают на странность ситуации) должен быть диалогом. Мы его слышим, но прислушиваемся ли мы к нему, берем от него советы? Нет. мы только поучаем его. Для нас народ - необразованное и злое быдло, а мы для него разве можем быть солнцем в таком случае?
Блоги - это вообще отдельный разговор. Для них не требуется журналистская этика. Ее наличие - необязательная инициатива автора. Главная задача блогера - развлекать и захватывать. ЖЖ начала нулевых больше нет. Те, кто ищет объективную информацию в блогах, где нет редактуры и верификации, как правило сталкиваются с огромных количеством мусора, необоснованных аргументов и голословности. Это не СМИ.
Про новости и интеграции в социальные сети... К этому пока нет однозначного отношения. Технологии презентации материалов в социальных медиа меняются чуть ли не раз в квартал. Но пробегать глазами по заголовкам, лично для меня, занятие странное, если я пытаюсь разобраться в ситуации.