На Россию следует посмотреть глазами российских жителей. Жизнь в России, как ни странно, все-таки немного отличается от жизни в Москве.

Оцените материал

Просмотров: 15050

Иван Колпаков: «Не рэпером Сявой единым, короче»

Глеб Морев · 20/04/2010
Сегодня в Перми стартовал интернет-проект «Соль». Главный редактор «Соли» рассказал OPENSPACE.RU, чем именно и почему его издание будет отличаться от московских медиа

Имена:  Иван Давыдов · Иван Колпаков · Марат Гельман

©  Ольга Сорокина / Соль

Иван Колпаков

Иван Колпаков

— Расскажите в общих чертах, что такое «Соль» и почему проект получил такое название?

— «Соль» — это попытка создать заметное СМИ вне Москвы. Медиа, расположенное не в условной метрополии, а на условной периферии. Понятно, что мы не первые. Есть длинный список успешных западных проектов, построенных по этому принципу. И даже в России мы не первые. Но хочется, чтобы наконец именно в России у кого-то это получилось. А уж как хочется, чтобы получилось именно у нас...

Повестка «Соли» должна отличаться от повестки любого московского издания. Не в том смысле, что «Соль» будет провинциальной. А в том, что на Россию следует посмотреть глазами российских жителей. Жизнь в России, как ни странно, все-таки немного отличается от жизни в Москве. Едят другое, пьют другое, развлекаются по-другому. Даже говорят иначе (в Перми, например, говорят сквозь зубы, могу как-нибудь продемонстрировать).

Темы — прежде всего общественно-политические. Способ реакции — разнообразный. Мы избегаем артикула «интернет-газета», потому что будет много экспериментального контента. Не только заметки, новости, репортажи и т.п., но также видеоблоги, стихи, картинки.

Что касается названия — ну вот такое название, хорошее, короткое. Это первое и последнее, что должно явно сообщать читателю о нашей пермской прописке.

— Значит ли это, что ваш кругозор не будет ограничен Пермью? Не помешает ли пермская дислокация «Соли» сбору информации чисто технически?

— Кругозор не будет ограничен Пермью. В том-то и суть затеи: «эфир» пермский, повестка российская. Нам очень важно, очень нужно быть именно в Перми. То есть не в Москве.
Пермская дислокация, конечно, создает определенные ограничения. Но они преодолимые. И потом, есть ведь очевидные решения: внештатные корреспонденты, колумнисты, видеоблогеры, которые сидят в Москве, Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге — да где угодно. Работать можно в любой дыре, если там есть интернет и телефон.

— Зная об извечной централизованности российской, прежде всего политической, но и общественной жизни, ее зависимости от столиц и даже от столицы — как вы собираетесь эту особенность учитывать: игнорировать, преодолевать ее? Или как-то иначе?

— Собственно, это исходная точка в наших рассуждениях о необходимости создания медиа по типу немецкого «Шпигеля» или американской «Бостон Глоб» в России. Авантюра, конечно, но чем черт не шутит. Следовательно, будем эту особенность преодолевать по мере своих сил.

И учитывать тоже: ясно, что большая часть важных российских событий происходит в Москве. При этом точка зрения зависит от точки сидения. Большое видится на расстоянии. И другие важные банальности.

А есть и вообще очевидные преимущества: невключенность в тусовку, отсутствие репутации как таковой. Так что есть плюсы в централизованности. Надо только присвоить себе право исключительного существования внутри ее.

— Насколько я понимаю, проект рождается в рамках пермской программы Марата Гельмана, назовем ее так. В чем пермская специфика, соль проекта, простите за каламбур?

— Тут вроде два вопроса.

«Соль» создается при участии Марата Гельмана, и в этом смысле, наверное, является частью его «пермской программы», как вы говорите. Да и вообще, без Гельмана «Соль» не могла появиться в Перми. Нужен был человек, который бы здесь поверил в этот проект. Другое дело, что «Соль» — отдельная самостоятельная история; у нее медийные задачи, но не пропагандистские, как легко предположить. И появилась «Соль», потому что у нас самих хватило настойчивости, терпения, убедительности и т.д. — что там еще требуется в таких случаях? Иван Давыдов, подключившийся к нам в конце 2009-го, помог «Соли» приобрести должный масштаб. Последний «перерасчет» мы с Иваном сделали уже вместе и только тогда поняли окончательно, что из этого может вырасти. А Марату Гельману наши идеи, по-моему, понравились.

И о «пермской специфике». Тут как раз, простите за каламбур, важно не пересолить. То есть, снова простите, ушей торчать не должно. Хотя в Перми происходит много событий, которые могут быть интересны явно не только жителям Пермского края. И события эти не всегда связаны с «культурной революцией». Много разных, в том числе позитивных событий, не «Хромую лошадь» я имею в виду. Ну вот последний пример: послание губернатора местному парламенту, пермский вариант модернизации. Не конкурент, но альтернатива подмосковному Сколкову. А еще центр развития дизайна, аутсорсинг, методологические инновации. И так далее.

Важные, необычные, резонансные пермские новости, явления, процессы (каких, как нам кажется, много, но они должным образом не освещаются — даже пермскими медиа) мы будем тащить в топ. Сразу на запуске сделаем специальный проект «Пермское», в котором будем писать про местных. Не рэпером Сявой единым, короче.

— Кто инвестирует в проект? Внештатные корреспонденты, видеоблогинг и колумнисты со всех сторон света недешевы.

— На стартап дал денег Марат Гельман. Сейчас ведутся переговоры еще с несколькими инвесторами. Развлечение и правда недешевое, но все, что можно оптимизировать, мы оптимизировали.

— Для Марата Гельмана особое значение имеет современное искусство. Будет ли оно занимать на вашем сайте привилегированное место?

— Нет. В пределах разумного.

— Ставятся ли перед вашим медиа коммерческие задачи?

— Есть такие задачи. Правда, не думаю, что «Соль» начнет хорошо зарабатывать раньше 2011 года.

— В последнее время медийное поле — и это особенно касается интернет-изданий — демонстрирует изрядное разнообразие форматов. Какие из уже существующих медиа послужили для вас моделью, образцом — как для притяжения, так и для отталкивания? 

— Мы какое-то время назад, когда еще только придумывали «Соль», ради наглядности пытались найти в рунете образец для подражания, но не нашли. И в итоге решили, что попробуем сделать сайт, не похожий ни на какой другой русский проект.

В принципе, сама идея «периферийного вещания» — прежде всего форматный эксперимент. Внутри этого эксперимента подвергаются ревизии российская информационная повестка, способы журналистской реакции. Даже традиционное устройство редакции. При этом важно, экспериментируя, не потерять медийное ядро, не заиграться.

С одной стороны, ни с кем не соревнуешься, явных прямых конкурентов нет и быть не может, по крайней мере пока. Это плюс. С другой стороны, стандартные схемы не работают, готовые рецепты не годятся. Это минус.

«Соль» состоится наверняка, если удастся заставить работать придуманный формат (или, по-видимому, заново изобретенный) и не утратить медийность.

Но вы все-таки, наверное, хотите, чтобы я упомянул названия СМИ. Разрабатывая дизайн «Соли», мы ориентировались на лучшие образцы англо-саксонского интернета. Конкретно — Timesonline.co.uk. Безупречный английский сайт, очень красивый. Никакой хохломы, как в рунете.

КомментарииВсего:3

  • nn· 2010-04-20 18:43:14
    доменное имя сначала нормальное купите. иначе не серьезно.
  • Inter-Text· 2010-04-24 04:54:14
    Нормальное доменное имя.) В традициях домена Пермского музея современного искусства - Permm.ru )
  • Inter-Text· 2010-04-24 04:56:57
    Вообще, это сон какой-то. Я 20 лет прожил в Перми, проработал журналистом по культуре, все проекты захлебывались на корню. Только я уехал в Питер - началось. )))
Все новости ›