Нон-фикшн в данный исторический момент актуальнее, чем фикшн, документальное кино интереснее игрового. 24_DOC — единственный в России телеканал актуальной документалистики, нашей и зарубежной. Сегодня он вышел в новой версии. OPENSPACE.RU будет каждую неделю знакомить вас с наиболее, на наш взгляд, интересными спецпроектами и фильмами канала (смотреть его могут абоненты компании «Национальные кабельные сети» в обеих столицах, а также подписчики НТВ-Плюс, «Билайн-ТВ», «Акадо», QWERTY).
«Революция, которой не было» (Финляндия/Эстония, 2009) — понедельник, 5 декабря, и вторник, 6 декабря, в 18:00; повтор в воскресенье, 11 декабря, в 20:00.
Кто из нас в середине нулевых не думал сочувственно о Лимонове — ну и вообще о радикальных действиях? Кто к концу нулевых в каких бы то ни было действиях не разочаровался? О чем бы ни думала Алена Полунина, в 2004-м она сняла кино про бункер НБП «Да, смерть», а в 2009-м — «Революцию». Речь в обоих случаях не о конкретной партии и даже не о достоевских «Бесах», которых поминали в каждой статье, посвященной последнему фильму. Просто авторский подход — личный, пристрастный, сновидческий (таким, считает Полунина, должно быть документальное кино — обычно оказывается самым точным. История о революционерах —
достоевская просто в силу того, что наша. Вот отец встречает сына, отмотавшего тюремный срок за участие в партийной акции, — в НБП состоят оба, отец начальник, сын рядовой. Вот тот же отец, обмывая покойника в морге (по месту основной работы), рассказывает, как предал своего партийного вождя — что для вождя, как известно, кончилось тоже тюрьмой. Вот старенький священник уютно выпивает с молодыми нацболами, сетуя, что в Путине так мало Сталина, желая ребяткам удачи в их борьбе против власти и тут же нежно, по-отечески, суля им наказание — в выражениях почти путинских: раз пошли против власти, должны получить свое. Алена Полунина говорит, что ей повезло с героями — но это скорее им повезло с автором, герои-то у нас всегда одни и те же, как и коллизии. Короткий путь слева направо, от партии до храма, ну и обратно. Люди из подполья, отцы и дети, государство и революция, очарование борьбой и разочарование во всем и в себе самом. Наша банька с пауками, наш вечный сюжет, актуальный до и после выборов — хоть прошлых, хоть нынешних. А вот автор в данном случае обладает отличным глазомером, не говорит лишнего и обходится без нравоучений.
«Больше, чем дельфин» (Dolphin Boy, Израиль, 2011) — понедельник, 5 декабря, в 22:00, повтор в воскресенье, 11 декабря, в 19:00.
Семнадцатилетний житель арабской деревни на севере Израиля жестоко избит одноклассниками. В результате посттравматического шока Морад перестает говорить, реагировать на окружающее и сознавать, где находится. Через пару месяцев врач, бессильный помочь ему обычными средствами, предлагает альтернативу — дельфинотерапию. Продав дом и ферму, отец Морада везет его в курортный Эйлат, к дельфинам. Через несколько месяцев к юноше вернется способность общаться. А еще появится способность нырять на десятки метров, плавать как дельфин и даже дышать как дельфин. Но для тех, кто хоть немного знает израильскую ситуацию, это ничто по сравнению с другим чудом: самыми близкими для израильского араба станут израильские евреи. Их он будет считать семьей, забыв свое прошлое и свою маму. К тому же влюбится в еврейскую девушку, и она ответит взаимностью. Тех, кто с ситуацией незнаком, прошу поверить — эта штука посильнее, чем превращение человека в амфибию.
Читать текст полностью«Салман Рушди. Встретимся в Бомбее» (Rushdi: Meeting in Bombay, Франция, 2011) — среда, 7 декабря, в 19:00, повтор в субботу, 10 декабря, в 20:00.
В Бомбее, где родился современный классик Салман Рушди, в ходу пять языков плюс особый бомбейский сленг, которого не понимают за чертой города, — «своеобразный бульон». Чем ракурс Рушди интересен? Это всеприемлющая оптика индийца, вскормленного бомбейским бульоном, мусульманина, каждое утро читавшего «Отче наш» перед уроками в кафедральной школе, писателя, всю жизнь укладывающего пеструю музыку восточных наречий и сюжетов в прокрустово ложе литературного английского. Взгляд, грубо говоря, заядлого мультикультуриста, у которого, по его выражению, multiply home — он одинаково дома в Бомбее 50-х и в Бомбее сегодняшнем, в Лондоне и Нью-Йорке, в урду и английском. Он цитирует Булгакова, поминает Мандельштама и имеет некоторые основания говорить, что «надо всегда пытаться понять то, чего не одобряешь» или что «Запад и Восток встречаются внутри человека». Тоже человек-амфибия — как, впрочем, всякий художник.
«Найди и съешь» (Dive, США, 2009) — среда, 7 декабря, в 20:00, повтор в субботу, 10 декабря, в 19:00.
Приличного вида молодые люди с разбегу ныряют в мусорный контейнер (оригинальное название фильма — «Погружение») и выныривают с богатым уловом: парное мясо в вакуумной упаковке, коробочки с готовыми салатами, килограммы сыров, десертов, фруктов и овощей. Все пригодно к употреблению — законопослушные американские супермаркеты утилизируют продукты задолго до истечения срока годности. Для автора фильма и его героев это спорт с оттенком риска: контейнеры-то открыты, а вот доступ на задний двор магазина может быть закрыт, надо лезть через забор и временами объясняться с полицией. Спортивные правила помоечных дайверов, первое из которых гласит «бери ровно столько, сколько нужно, и не больше», быстро идут прахом: еды в помойках столько, что приходится покупать дополнительные холодильники. Это изобилие начинает вызывать вопросы. Почему, собственно, если супермаркеты выбрасывают тонны съестного, люди продолжают голодать — и не то что в Эфиопии, а тут, рядом, в тучной Калифорнии? Почему все это не достается, например, столовым Армии спасения? Почему супермаркеты отказываются говорить об этом? Автор погружается в проблему все глубже, в итоге возникает даже общественное движение «Ешь трэш».
«Тайны Ирака: оппозиция» (Secret Iraq: Insurgence, Великобритания, 2010) — четверг, 8 декабря, и пятница, 9 декабря, в 23:00; повтор в воскресенье, 11 декабря, в 22:00.
Классическая британская документалка с говорящими головами и красноречивой хроникой. Классический британский сюжет — Запад сталкивается с {-tsr-}Востоком, британская разведка и британская армия — с неочевидным противником на иракской войне. Противника недооценили, союзников переоценили, все не то, чем кажется, летят псу под хвост расчеты и прогнозы «экспертов по Ближнему Востоку», стройные стратегии увязают в трясине тайных переговоров, интриг, мести, предательств, постыдных компромиссов с бандитами. Тут дело тоже не в том, о чем это, тема знакома всякому, кто знаком с английской литературой от Джорджа Байрона до Лоренса Даррелла, — а в том, как. Как честно, обстоятельно, доказательно и беспощадно британцы препарируют свои ошибки.