Просмотров: 14488
Ким Фупс Окесон, Эва Эриксон. Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка
Родители тоже имеют право на кое-какие вещи: жалеть, что у тебя родился этот ребенок; полюбить его далеко не сразу; не знать, как жить дальше
У них родилось не то.Не мальчик, и не девочка, и вообще не человек. И нет, это не младенец из романа «Люди или животные?» Веркора, это однозначно животное — маленькая обезьянка, родившаяся у совершенно не подготовленных к такому повороту событий гражданина и гражданки из городка Херлева. Маленькая обезьянка «с шерсткой и двумя оттопыренными ушами».
Интересно, как часто дети задаются вопросом о том, насколько у их родителей родилось то, на что эти самые родители рассчитывали? Особенно если это не совсем стандартные дети: не очень здоровые, например; или не очень красивые; или еще каким-нибудь способом не очень похожие на «прекрасных розовых младенцев», которых другие жители Херлева гордо катают по городскому саду в модных колясках. Не исключено, что дети задаются вопросом о своем соответствии родительским ожиданиям часто — чаще, чем хотелось бы и им, и нам: мы и сами этим вопросом задавались в раннем возрасте, когда оказывалось, что идеальное дитя из нас никаким образом не получится. Да бог с ней, с идеальностью: они ждали мальчика или девочку? «Девочку, — говорят они (ну, или наоборот), — но как только ты родился, как только мы увидели тебя, как только нам принесли тебя, спеленатого прекрасного мальчика, мы сразу тебя полюбили». Сразу, в ту же секунду. Наверное, они говорят правду. Но если бы все оказалось хуже? Если бы у нас был синдром Дауна, или синдром Пайла, или «волчья пасть», или аутизм, или шерстка и два оттопыренных уха? Что бы они делали в первые дни после нашего появления на свет? Что бы было с ними — и с нами?
С нами-то, может, и ничего, — вон и обезьянка у гражданина и гражданки чувствует себя отлично: хихикает, пьет из бутылочки, скачет, веселится. А родители? Когда бы мы спросили у них об этом потом, лет через пять или десять (если бы выучились говорить), они сказали бы: «Как только мы увидели тебя, как только нам принесли тебя, спеленатого прекрасного мальчика» — или девочку? — «мы сразу тебя полюбили». Но вот гражданин и гражданка, пока их обезьянка хихикала и веселилась, много дней подряд сидели дома, за опущенными шторами, «в окружении собственных теней», и молчали. А потом попытались побрить обезьянку налысо. А потом вышли в город «только для того, чтобы не сойти с ума», но предварительно надели темные очки и шляпы, а свою обезьянку запихнули поглубже в коляску. А потом пошли в кино, где им было очень плохо, потому что на экране все восхищались прекрасными розовыми младенцами. И далеко, далеко не сразу они полюбили свою маленькую обезьянку, которую, как выяснилось потом, они не готовы ни на кого променять.
И знаете, что? Гражданин и гражданка имели полное право много дней сидеть в окружении собственных теней и молчать. И прятать обезьянку от людей, и брить ее, чтобы она стала похожей на нормального младенца. Пока большинство хороших детских книг рассказывает детям и родителям о праве детей на любые эмоции и о долге родителей с этими эмоциями взаимодействовать, история про маленькую обезьянку делает совершенно обратное: она объясняет детям и родителям, что родители тоже имеют право на кое-какие вещи. Даже на те, с которыми нам не очень легко смириться: жалеть, что у тебя родился этот ребенок; полюбить его далеко не сразу; не знать, как жить дальше; не понимать, что он может вырасти и стать «первоклассным учителем физкультуры» или «первоклассным артистом цирка», раз уж он такая обезьяна. Или первоклассным клеителем коробочек, лучшим клеителем коробочек в мире.
Потому что потом наступает момент, когда они, родители, со всей ясностью понимают, что «невозможно променять свою собственную
обезьянку даже на самого прекрасного младенца в мире».
И продолжают почти всегда это понимать.
Ким Фупс Окесон, Эва Эриксон. Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка. М.: Открытый мир, 2008. Перевод со шведского Марии Людковской
КомментарииВсего:9
Комментарии
- 29.06Стипендия Бродского присуждена Александру Белякову
- 27.06В Бразилии книгочеев освобождают из тюрьмы
- 27.06Названы главные книги Америки
- 26.06В Испании появилась премия для электронных книг
- 22.06Вручена премия Стругацких
Самое читаемое
- 1. «Кармен» Дэвида Паунтни и Юрия Темирканова 3435374
- 2. Открылся фестиваль «2-in-1» 2336678
- 3. Норильск. Май 1268256
- 4. Самый влиятельный интеллектуал России 897608
- 5. Закоротило 822001
- 6. Не может прожить без ирисок 781549
- 7. Топ-5: фильмы для взрослых 757951
- 8. Коблы и малолетки 740627
- 9. Затворник. Но пятипалый 470740
- 10. Патрисия Томпсон: «Чтобы Маяковский не уехал к нам с мамой в Америку, Лиля подстроила ему встречу с Татьяной Яковлевой» 402744
- 11. «Рок-клуб твой неправильно живет» 370238
- 12. Винтаж на Болотной 343056
нет у родителей такого права. У них вообще никаких прав нет, кроме как любить. И то это обязанность, тяжелая, но выполнимая.
Это я вам как родитель с опытом говорю.
и то, что радость, я тоже не отрицаю (у меня шестеро мальчиков). я против педалируемого права, о котором пишет автор рецензии. потому что такого права нет.
и любить не всегда так уж просто.
есть вещи безусловные
у тебя нет права не любить
ты можешь придумать себе его наличие, пренебречь тем, что дОлжно
но все равно
и потом это вернется и накроет
обязательно
Думаю, родители действительно, не обязаны любить ребёнка с 1-ой секунды. Но и испытывать некий стыд и смущение не слишком правильно. Скорее может быть разочарование, эгоистичное "Почему именно со мной так?" Но как известно эгоизм - проявление эмоций, присущих детям. А когда ты становишься родителем, то самому ребёнком остаться довольно проблематично. Эгоизм проходит, все воспринимается более зрело что ли.
Поэтому Ваша постановка вопроса, на мой взгляд, неверна.
Родитель любит своего ребенка, любит «больше» или «меньше», - или не любит совсем (наверное, это редкость). Какие тут могут быть обязательства? Разве можно заставить себя любить?
Есть такое понятие, как «эмоциональный инвалид». Инвалид. Нет у него этой конечности, и отрастить себе он ее не может. На наш с Вами взгляд - это трагедия. Но что здесь можно поделать? Заставить? Ты обязан, и все тут?
Я бы разделил то, что человек в состоянии (заботиться, ухаживать, дать ребенку положительные эмоции, пардон май френч), и что он не в состоянии (испытывать то или иное чувство, включая любовь).
Но возможно, мы просто по-разному понимаем, что такое «любить»?
Мне, как и многим, кажется, что любовь – это дар. Или, если угодно, подарок. На то, чей именно подарок, я знаю не меньше трех версий, поэтому не буду навязываться со своей.
Гражданам с обезьянкой жутко повезло – они ее полюбили. А могли и не полюбить. А согласитесь, что воспитывать любимую обезьянку – это одно, просто воспитывать обезьянку - совсем другое.