Хороших документальных книг на рынке сейчас заметно больше, чем два года назад. Но черт его знает, что с этим сделают торренты.

Оцените материал

Просмотров: 28122

Леонид Бершидский: «Как издатель, я вижу, что в России предпочитают красть»

Кирилл Гликман · 11/04/2011
Директор отдела деловой и учебной литературы «ЭКСМО» – о пиратстве, аресте книги про Подмосковье, кризисе «художки», об Amazon Kindle и о многом другом

Имена:  Леонид Бершидский

©  Евгений Гурко  ⁄  OpenSpace.ru

Леонид Бершидский  - Евгений Гурко

Леонид Бершидский

Леонид Бершидский — один из самых известных стартаперов в сфере медиа: с его именем связано появление целого ряда известных проектов. Бершидский был главным редактором «Ведомостей» и SmartMoney, перезагрузил в свое время «Огонёк» и запустил портал Slon.ru. С мая прошлого года он занимает должность директора отдела деловой и учебной литературы издательства «ЭКСМО». О проделанной за год работе в издательстве, электронной революции в книжном бизнесе и о своей будущей книге Леонид Бершидский рассказал по скайпу КИРИЛЛУ ГЛИКМАНУ.


Почему самый успешный менеджер российских медиастартапов переключился на издательский бизнес?

— Во-первых, насчет «самый успешный» многие поспорят. Во-вторых, я как в медийном бизнесе работал, так и работаю. Книжный бизнес — это один из субсекторов медиа. По большому счету, контентный бизнес — это вообще сейчас единое поле.

Вы предвосхитили мой вопрос: как изнутри видятся отличия издательствакак медиаот бумажных и интернет-СМИ, в которых вы до этого работали?

— Книжный бизнес довольно медленный, потому что тут большие порции контента. Это накладывает свой отпечаток. Еще здесь довольно долго был низкий входной порог (он в некоторых темах и сейчас невысокий), и поэтому много мелких, совсем диких игроков. Это похоже на интернет и не похоже на организованный новостной бизнес. В книгах очень много старинного, традиционного. Много внимания к полиграфической, то есть совсем индустриальной стороне дела. И сохранился такой интеллигентский налет на всем этом, матом даже почти никто не ругается.

За вами закрепилась репутация человека, который запускает проекты, но долго ими не занимается, предпочитая придумать что-то новое. Вы год отработали в «ЭКСМО»самое время ожидать от вас нового стартапа?

— Нет, мне здесь интересно. Если не выгонят, сам никуда не хочу. Вообще эта репутация человека, который запускает и уходит, она не всегда от хорошей жизни. Были места, из которых я бы никуда не пошел, но с ними вдруг начинало происходить что-нибудь странное. А тут я не все еще изучил, многого не понимаю в рынке, тут очень много тайных течений.
Многие не понимают, какой это сложный, замысловатый механизм.

Издательский сектор книжного бизнеса?

— Книжный бизнес в целом.

Получается, что вы давно мечтали о долгосрочной работе с одним проектом?

— Нет, я вообще не очень мечтательный персонаж. В некоторых проектах просто я бы поработал и подольше, да не сложилось.

Но наверняка стоит ждать новых интересных проектов, связанных с «ЭКСМО»?

— Ну, моя редакция в «ЭКСМО» выпускает пару сотен наименований в нормальный месяц. Проекты все время выходят. Мне кажется, начинает что-то получаться с журналистскими книгами, удается это сдвинуть — это особенно интересный для меня кусок. Есть всякие мысли, и даже уже проекты, про науч-поп. Говорю вам, тут целый мир.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:11

  • bourger· 2011-04-12 01:59:48
    Если:
    1. "Окончательная победа цифровой революции" неизбежна
    2. "Лучшие <издательства> приспособятся"
    и даже
    2а. "Есть несколько путей, по которым можно идти"
    То зачем опять эта риторика по отношению к действиям, в эпоху победившей цифровой революции естественным и повсеместным: "какого черта вы крадете книгу"?! А какого черта, имея сотню возможностей получить книгу бесплатно - скачав, скопировав у друга, как угодно, - я должен платить за нее хоть полторы копейки? Да, могу заплатить, если захочу поддержать автора сквозь всю цепочку издателей-посредников. Но если захочу отблагодарить автора иначе - не смогу этого сделать, потому что издатели-посредники не дают такой возможности. А не захочу поддерживать автора - не стану этого делать. Благо выбор в новых условиях есть.
    Но, как мы видим из интервью, выбор ведь есть и у издательств: действовать по бизнес-моделям прошлого тысячелетия, продавая копии, не разбирая их природы - электронные так же, как бумажные, либо приспосабливаться. То есть выбрасывать "праведную" риторику и работать в соответствии с новым уровнем технологий.
    То, что издатели называют "воровать" на самом деле значит - не поддерживать существующие бизнес-модели, потреблять в обход них, формируя новые практики и культуру потребления. Задача издателей - реагировать на новые формы спроса, а не крыть "воровством" неудобные для себя формы поведения потребителей.
    И "мешают автору получать деньги за ее труд" вовсе не читатели, обменивающиеся между собой электронными копиями, а издатели, ставящие заработок автора в зависимость от успеха заведомо проигрышной в данных условиях стратегии.
  • Леонид Бершидский· 2011-04-12 11:03:26
    Очень много букв. Как именно вы заплатили хоть одному автору мимо издательства? Сколько? Вы договорились с автором об этой плате? Я -- договорился, сколько она получит с каждого экземпляра. И вот, скачав книжку бесплатно, хотя рядом был легальный магазин, вы украли у автора эти деньги. Оправдания и встречные наезды – в пользу бедных.
  • bourger· 2011-04-12 12:29:29
    Все это (договор читателя с автором, легальная покупка против "кражи") справедливо только в рамках существующей издательской модели. А модель эта в новых условиях трещит по всем швам - технологическим и идеологическим.
    Помимо издательства лично мне не получалось платить автору никак - просто потому, что нету пока такого механизма. В отличие, скажем, от софтверного бизнеса, где работает схема donationware.
    Она, собственно, по факту работает во всех сферах продажи контента: захотел отблагодарить автора материально - пошел купил, не захотел - просто скопировал.
    Контент же в любом случае, независимо от желаний автора, издателя, читателя, поскольку он цифровой (или поддается переводу в цифру) - распространяется свободно. Технологическое свойство эпохи.
    Поэтому опираться на договоры с автором (отлично зная, что обеспечить их вы не сможете), на доход от продажи неуловимых копий и прочие столпы издательского дела книжно-штучной эры - значит в том числе обманывать и автора, вместо того, чтобы предлагать ему новые схемы оплаты его труда.
  • Леонид Бершидский· 2011-04-12 13:33:03
    От воров я денег для автора не получу все равно, какие же тут новые схемы оплаты? А насчет того, что технологически обеспечено именно свободное распространение, я и не спорю. Просто при безденежной "бизнес-модели" автору надо переквалифицироваться в управдомы. Или учиться производить другой контент.
  • bourger· 2011-04-12 14:19:37
    Мне кажется, что, пусть это для кого-то и звучит дико, в цифровом мире контент не продается - просто потому, что бесконечно и с нулевыми затратами копируемый продукт обладает нулевой стоимостью. Продаются способы его доставки и прочие сопутствующие ему вещи (вплоть до благостного ощущения от "легальности" покупки). И задача издательства - исходя из этих обстоятельств, обеспечить оплату труда автора.
    Понимаю, что не могу советовать профессионалу, но в качестве предположений: а что, если радикально снизить цены на легальные электронные копии? Вот прямо не 150 рублей, а, например, 15? Какая-никакая легализация "свободных скачиваний" выйдет. Указывать в тексте реквизиты для оплаты автору напрямую? Доходы от рекламы на распространяющей легальный контент площадке?
    Ясно, что пока трудно предположить, что из этого выйдет. Но отчего не попробовать? Старая-то модель со временем будет только утрачивать эффективность.
    Да, и все же: издательство живет бумажными книгами, так же, как музыкант - концертами: то есть нецифровыми, некопируемыми вещами. Способами доставки контента...
  • ninasadur· 2011-04-12 19:01:55
    Вот здесь тоже крайне интересно!
    У меня сразу вопрос к издателю Господин Бершидский, почему это Вы автора в упор кличете в женском роде? Почему, как только человек входит в мир русского языка, так у него сразу же случается крах этого самого языка? "Она - автор!" Это уже даже не Хармс!
    Ну и теперь второе, про Вашу заботу о наши гонорарах. Мою книжки издают с 80-х
    И, уж поверьте, я знаю издателей... Издательство "Зебра", это Виктор Ерофеев только что выставило в интернете мою книгу "Вечная мерзлота", прошу внимания! в коришневом переплёте! Я уговор был много лет назад на зелёный. И их права давно закончились. Издатели, не имею вас в виду, господин издательница, допечатывают тиражи наших книг, не ставя нас в известность. Не говоря уже о том, как мило издатели вмешиваются в само произведение, учитывая блестящий ихний русский...
    Таки Вы наверное не знаете, что автор не только не о н а , он писатель, а это, что уж объяснять... Мило и удобно печататься в библиотеке Мошкова! И всех туда зову.
    Не знаю я, какого рода слово "контент" может и мужеского, но Вас я в управдомы не пошлю, идите торговать конями, вы миловидны, Вам пойдёт!
    С уважением Нина Садур, писатель (муж.род).
  • larraby-joe· 2011-04-12 23:02:21
    Книга - это труд не только автора, но и редактора, корректоров и дальше по тексту. С приобретением электронной книги без зазрения совести читаю почивших авторов, но современных русских писателей покупаю в виде книги: 300-1200р. в месяц не такие большие деньги за возможность пощупать ручками, выдать потом друзьям, да отблагодарить всю цепочку издательского процесса.
    Но электронные книги должны стоить рублей 60-100, не больше, с возможностью безболезненной оплаты через мобилу, чтобы я их начал покупать...
  • wonnegut· 2011-04-13 21:54:44
    Собственно хочу присоединиться к робкому хору вопрошающих: а собственно как (из чего, почему) формируется стоимость электронного варианта книги (а именно пресловутые 150 рэ). Высокая (фактически равная печатной копии) стоимость текста в Амазоне может быть оправдана "системой доставки" в один клик. А мы - за что платим? Как всегда за себя и еще за того парня/девушку, которые скачали текст просто так?
  • bourger· 2011-04-14 19:32:44
    Стоимость электронной копии изобретается на глазок исходя из стоимости книги - причем как издателями, так и покупателями, согласными платить за то, что не стоит ничего.
    Механическое перенесение свойств книги на электронную копию текста происходит в силу инерции мышления, воспринимающего техпроцесс книгопродажи как универсальный закон любого контентного бизнеса.
    Нынешний копирайт родился для обслуживания нужд поднимающейся книготорговли и имеет соответствующие исторические и технологические границы.
    В условиях интернета он, как показывает практика, бессмыслен и вреден (доведенная до предела логика копирайта порождает практики RIAA и подобные), но практический разум книгоиздателей пока не успевает переварить изменение технологической среды, влекущее за собой изменение понятий авторского права, и по привычной логике записывает огромную долю своих потребителей в воры.
    Смена поэкземплярной модели получения прибыли на любую другую из доступных - это был бы выход, устраивающий всех, а главное, устраняющий "воров" из аудитории книгопродавцев. Но куда там.
    Битва за каждый экземпляр до конца.
  • rupoet
    Комментарий от заблокированного пользователя
  • ninasadur· 2011-04-17 16:10:24
    Автор (не она) прежде всего писатель. И ему важен выходи к читателю. Я повторюсь, с удовольствием публикуюсь в библиотеке у Мошкова. Зато ни издатель, ни редактор-дурак, не лезут в мои сочинения...
Все новости ›